Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

06.10.2016 12:53 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 [1] от 01.10.2016 г.

ТАК БЫЛО ПРЕДНАЧЕРТАНО СУДЬБОЙ И ВРЕМЕНЕМ

Автор: НИНА БУХВАЛОВА

Валентина Дмитриевна (в нижнем ряду третья слева) со своей бригадой.

Важная составляющая в биографии — честный, добросовестный труд на протяжении всей жизни

Валентина Дмитриевна Жирова ладонью  бережно поглаживает дорогой ей портрет. На фото бравый кавалерист в буденовке с красной звездой лихо восседает верхом на коне, с шашкой наголо, готовый к натиску на врага. Рассказ женщины печален: «Своего отца я не видела. Он трагически погиб в 1937 году,  тогда   мама еще носила под сердцем меня. Осталась на память  одна — единственная фотография».

 

Оплакивая горе, молодая вдова первое время жила со свекровью, но  впоследствии, чтобы не стеснять большое семейство, уехала с дочкой  на Пчелку к своему  брату Константину.

Грянула беспощадная война, объявили мобилизацию. Дядю Костю забрали на фронт,  маму послали под Волгу рыть оборонительные окопы. Трехлетнюю малышку вместе со своими ребятами воспитывала тетя Клава. Летом дети подхватили  коклюш, их, температурящих и кашляющих,  женщина не могла  оставить одних дома, три дня на работу не выходила.  В военное время такие действия  расценивались злостным преступлением, работницу арестовали и отправили в тюремный изолятор. И если бы судья не вошла в трудное положение семьи, неизвестно, что стало бы с ней и малыми детьми.

 

НЯНЬКА В ШЕСТЬ ЛЕТ

В 1943 году мама Вали, Елена Дмит-риевна, вышла замуж во второй раз. Сибиряк Бошко Кузьма Андреевич ехал на фронт, но  в Сызрани его сняли  с воинского эшелона и направили в областной центр для перепрофилирования  эвакуированного белорусского завода — с мирных нужд на военные. Станки, стоящие зимой под открытым небом,   новобранцы устанавливали в цехах, на них выпускали снаряды. Попутно строили одноэтажные бараки для проживания рабочих. Эти убогие строения  до сих пор сохранились на Безымянке. Голодные и холодные трудяги, рискуя, умуд-рялись в литейном цехе изготовлять ложки, кружки, чугунки. Эту  кухонную утварь по выходным обессиленные мужики в деревнях выменивали на продукты. При таком обмене в населенном пункте Пчелка вдовец Кузьма и познакомился с Еленой. В 1944 году в их семье родилась дочь Лидия, через год  на свет появился сын Александр. Оба родителя работали, в войну  декретных отпусков для женщин не было, потому нянькой, а это, считай, что мамкой и папкой, для новорожденных малышей стала шестилетняя Валюшка. Сама еще ребенок, ей бы  в куклы играть, а она взяла всю заботу о малых детях на себя.

 

ТРЦДОВОЕ ДЕТСТВО

Семилетку Валентина заканчивала в Бузаевке. Только успела окончить школу, в августе подростком устроилась на работу в лесничество. Семья жила на грани нищеты, лишний  рот не прокормить.  Валентина рубила лес  наравне со взрослыми бабами. Труд каторжный, норма в день по 2-3 куба для девочки казалась гигантской, но упорная, она справлялась. Особенно трудно приходилось  зимой, тонули в снегу по пояс,  подбираясь к вырубке. Лесничий был строг — стволы деревьев требовал откапывать до земли, а не только незанесенную часть спиливать.  За тяжелый труд денег не платили, лишь в конце года выдавали сено для скотины и несколько кубометров дров.  

Валентина выдержала на  этой каторге три года. Постылую работу сменить помог случай. К ним в гости заехал знакомый, работающий в Бузаевке зав-клубом. Предложил «теплое местечко» — работу в библиотеке. Девчонка с радостью согласилась. Быстро вошла в курс библиотечного дела, навела порядок на книжных полках, но... Людей  приходило мало, в читальне — гробовая  тишина. Что впустую под слеповатой керосиновой лампой коротать не занятые ничем вечера? Уволилась.

 

ДОРОГУ строили  женщины

Работу предложил тракторист из  дорожно-ремонтной службы  Главстроя.  В наших краях прокладывали трассу Куйбышев — Муханово.  Великая стройка по тем временам проходила через поселок Усть-Кинельский. Девушку приняли разнорабочей, дали в руки лопату: «бери больше, кидай дальше».  Дорогу и автомобильный мост через реку Большой Кинель (до этого была деревянная переправа, действовал паром)  строили круглосуточно. Отсыпали насыпь женщины вручную,  безостановочно из кузовов бортовых машин песок и щебень скидывали тоннами. Вереница грузовиков казалась бесконечной, работа нескончаемой. В тридцатиградусные морозы  схватившуюся намертво  щебенку отодрать лопатой было невозможно, застывший огромными комками песок отбивать приходилось  ломами.

Валентина Дмитриевна вспоминает: «В вагончик забежишь на несколько минут, потрешь окоченевшие красные руки у «буржуйки» с  тлеющим сырым углем  — и  снова на разгрузку. Эта работа была не легче лесоповала».

Но девушка здесь себя показала ударным трудом, за что передовика производства назначили бригадиром. Краткосрочную квалификационную подготовку прошла в Новочеркасске, получив  корочки машиниста мотокатка и асфальтоукладчика. Теперь в ее подчинении были  мужики, а с ними, как известно, другие проблемы. Загуляет машинист, подвыпившего к технике близко нельзя допускать. Некуда деваться, бригадир сама за руль катка или укладчика садилась, справлялась за всех. Флаг победителя соцсоревнования бессменно полыхал на крыше ее вагончика, имя Валентины Кукушкиной  внесено в Книгу почета Главдорстроя.

Наступил день, когда данный объект был сдан в эксплуатацию, и дорожников переправили на новую стройку, в Уфу. Начальник ДСР ценного работника звал  с собой, но родители были против отъезда старшей дочери, кормилица им здесь нужна. Девушка устроилась на 9-й ГПЗ шлифовщицей. И здесь работы не чуралась. После смены просили остаться комсомольцев на погрузку. Разумеется, работали бесплатно, в поддержку кубинских революционеров.

На заводе проработала всего год.  Валентина вышла замуж за Владимира Жирова, вскоре в семье родился сын Сережа, от работы в Куйбышеве пришлось отказаться.

В ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЕ — СОРОК ЛЕТ

Жили трудно,  зарплаты мужа едва хватало, чтобы свести концы с концами.  Валентина занялась поисками работы.  В 1963 году  удалось устроиться в поселковую почту доставщиком телеграмм. Старательную и ответственную работницу в четвертом городском отделении связи поселка Усть-Кинельский приметили сразу. На почте только  установили телеграф — освоить нововведение предложили  новенькой сотруднице. Курсы переподготовки в техникуме связи она проходила наравне с опытными специалистами в этой области,  экзамены сдала с легкостью. А телефонисткой на коммутаторе училась самостоятельно. Показали,  как соединять звонившего на требуемый номер, а дальше «выплывай сама», запоминай,  в какую ячейку штепсель воткнуть.

Валентине Дмитриевне особо памятны два момента, свидетельствующих о важности почты в те годы. 

В 2 часа ночи 12 июля 1964 года  в ее смену по междугородней линии  — тревожный звонок. Сердце похолодело: «Неужели, опять война?». Москва срочно просит соединить с квартирой В. П. Сотникова, ректора Куйбышевского сельхозинститута (до работы в институте он являлся министром сельского хозяйства, был депутатом Верховного совета РСФСР                 - прим.). Телефонистка бьет ключом вызова по аппарату, пытаясь глубокой ночью разбудить спящих. Оказалось, Сотникова срочно вызывают в столицу. В 4 утра Владимир Петрович отзвонился жене,  успокоил. Переполох был вызван государственным переворотом — 11 июля сняли с поста  Н. С. Хрущева. А вскоре ректора перевели в Москву.

Запомнилась и одна тревожная телеграмма. Среди ночи телеграф  отбил страшное сообщение о том, что   группа студентов института трагически погибла в горах Кавказа. Аппарат все работал, конца-края не было бегущей ленте, а на ней все отбивался длинный поименный список погибших. Сообщение просят  срочно доставить ректору института                         Е. Д.  Косолапову. Сотрудница почты дозвонилась до него по домашнему телефону, сообщила о случившемся.  Руководитель тут же прибыл на телеграф, заказал переговоры. К вечеру почту заполнили  родители погибших ребят. Крики, плач, истерики. О трагической  вести им  предстояло сообщить  родным телеграммами и звонками.

По трудовой деятельности В. Д. Жи-ровой можно проследить развитие российской почты. Следующий этап ее работы — оператор.  И здесь ни минуты передышки.  Выписать квитанции, пробить счета, принять и выдать бандероли, заказные письма, посылки. Представьте объемы — одна только селекционная станция сдавала по 300 посылок с посевным материалом весом по 8-10 килограммов каждая.

После ухода на пенсию руководителя почты, Валентину Дмитриевну назначили начальником четвертого городского отделения связи. В общей сложности  на почте она проработала 37 лет, из них 17 — руководителем.

Валентине Дмитриевне Жировой вручен памятный знак «Куйбышев — запасная столица».  Эта юбилейная медаль ей очень дорога, с малолетства на любой работе она трудилась ответственно, честно и   безупречно.

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

126