Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

12.01.2017 08:04 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 1 [1] от 12.01.2017 г.

ОЦЕНКУ СТАВИТ ВРЕМЯ

Автор: Н. К. Русанова, кандидат педагогических наук.

1999 год. На январской научно-практической конференции работников образования города Кинеля.

В ушедшем году пятнадцатилетие со времени своего создания отметил Кинельский образовательный округ, объединивший в 2001 году школы, детские сады, учреждения дополнительного образования нашего города и района. Осенью в одном из номеров газеты был опубликован материал, приуроченный к юбилейной дате. В статье рассказывалось о системе работы, построенной на едином образовательном пространстве, о результатах деятельности и успехах как в целом округа, так и отдельных учреждений. А вот о предыстории создания новой структуры, о том, как все начиналось, с газетой решила поделиться непосредственный участник тех событий — Нелли Кирилловна Русанова, в то время она занимала должность заместителя главы администрации города по социальным вопросам, курируя и сферу образования в Кинеле.

 

- Впервые конкретный разговор о создании округа состоялся в Кинеле 5 января 1999 года. Это был день пленарного заседания проходившей в городе научно-практической конференции по теме «Социализация детей и подростков в современных социокультурных условиях малого города». Уровень приглашенных гостей был достаточно высоким: специалисты системы образования областного уровня, представители высшей школы. Принял участие в работе конференции и министр образования и науки Самарской области Ефим Яковлевич Коган. После пленарного заседания мы остались для разговора в Доме культуры — глава Кинеля В. П. Тарасов, Е. Я. Коган и я.

Ефим Яковлевич начал разговор о создании образовательных округов в области. Город Кинель и Кинельский район по предварительной раскладке должны были войти в Отрадненский образовательный округ. Безусловно, мы были против. Разговор получился долгим. Е. Я. Когану было необходимо получить согласие на реорганизацию системы образования области хотя бы одного главы, так как процесс стоял на месте. Переговоры с главами муниципальных образований заканчивались пока ничем.

В результате мы договорились о создании Кинельского образовательного округа с центром в городе Кинеле. В него войдут две территории. Руководитель управления образования будет из города, его заместитель — из Кинельского района. Об этом Ефим Яковлевич Коган может доложить  губернатору. И надо отдать должное — все договоренности были выполнены.

Чуть позднее таким поворотом событий воспользовался Валентин Петрович Тарасов. Он поручил мне пригласить в город с рабочей поездкой министра образования, показать ему железнодорожные школы и для подведения итогов провести встречу в администрации.

Городу нужна была новая школа, земельный участок под ее строительство по ул. XXVII Партсъезда был выделен и пустовал не один десяток лет. Желающих занять его с каждым годом становилось все больше.

Согласие министра было получено. Е. Я. Коган приехал. Посетили школы №№ 45, 46, 48. На встрече в администрации пришли к единому мнению — школа нужна, и приняли решение, что Валентин Петрович ставит перед губернатором вопрос о строительстве образовательного центра в Кинеле, а Ефим Яковлевич Коган его поддерживает.

Буквально на следующий день заместитель главы администрации по строительству В. Ф. Бибаев получает задание — найти проектную организацию, которая бы начала проектирование нового объекта. Такая организация нашлась в г. Тольятти. На встрече с ее представителями обговорили условия, которые необходимо было предусмотреть при проектировании современной школы. Три из них обязательные: бассейн, большой спортивный зал с трибунами для зрителей, отдельный актовый зал не менее, чем на 400 посадочных мест. Остальной набор помещений должно было комплектовать управление образования.

Сейчас можно сказать — хорошо, когда задуманное осуществляется.

Но вернемся к округу. Два года потребовалось для того, чтобы найти понимание в необходимости реорганизации системы образования области.

Соглашение о соучредительстве образовательных учреждений между администрацией Самарской области и администрациями муниципальных образований городского округа и района подписали в Кинеле              24 июля 2001 года. Так уж получилось, что это был день рождения не только округа, но и будущих его руководителей — А. Д. Мартынова и И. Д. Нестеркина.

Создание округа сулило некоторые преференции — выделение дополнительного финансирования для проведения реорганизации, а это было немаловажно. Говоря о преимуществах, надо сказать, что образовательный округ объединил педагогические коллективы равные по своему потенциалу, во главе учреждений стояли грамотные директора. Но учиться друг у друга было чему. Это показали многочисленные семинары, которые проходили на базе школ как города, так и района.

С образованием округа началась реализация программы реструктуризации сети образовательных учреждений. По этой программе больше всего предполагались изменения в городе.

Было несколько вариантов, но все они сводились примерно к одному. На территории Кинеля должно быть три образовательных центра: на базе школ №№ 1, 2 и новой, № 5. В поселке Алексеевка школа № 8 реорганизуется из средней в основного общего образования, № 3 и № 11 — также в основного общего образования, а № 9 — чуть ли не в начальную школу.

Такую программу глава администрации В. П. Тарасов не подписал. Его поддержали депутаты городской Думы. Свое несогласие по поручению Думы высказали министру образования и науки Е. Я. Когану на встрече в Георгиевской школе депутаты Т. Н. Алексеева, Т. Е. Биктеева, В. С. Долбилин.

Была еще одна попытка утвердить программу реструктуризации в таком же виде. Руководство управления образования представило на утверждение план тогдашнему главе городского округа Ю. Н. Савельеву, но он вынес его на обсуждение депутатов Думы и представителей общественности. Программу посчитали нецелесообразной, экономически необоснованной и отклонили.

Время подтвердило дальновидность руководителей города. Сегодня школы заполнены учениками, и уже встал вопрос о строительстве пристроев к школам № 2 и № 9.

Мне довелось работать с четырьмя министрами образования и могу сказать, что Ефим Яковлевич Коган был одним из сильнейших руководителей. Идея реорганизации системы образования принадлежит не ему. Это было одним из требований Всемирного банка реконструкции и развития, предоставлявшего нашему государству деньги в долг на определенных условиях. Министерство образования и науки Российской Федерации продвигало их выполнение на всей территории страны. В этом я убедилась будучи в командировке в одном из городов Польши в 2004 году.

Там пошли еще дальше, выполняя требования банка. Школу разделили на начальную, основную и среднюю. Развели их по отдельным зданиям. И сразу начались проблемы: где-то не стало столовой, где-то спортзала, недокомплект учителей, возникали другие вопросы.

В период реорганизации системы образования области много негативных высказываний звучало в адрес       Е. Я. Когана, потому что не всегда ходили школьные автобусы, не всегда вовремя выдавалась зарплата или за ней надо было ехать из села в райцентр и т. д. На одном из совещаний я задала Ефиму Яковлевичу вопрос, почему он все берет на себя, ведь это требования федерального министерства. Он не дал ответа, только пожал плечами.

Что хотелось бы сказать в заключение. Как и всякая реорганизация или оптимизация, эти процессы имеют две стороны. Какая лучше — покажет время.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

97