Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

25.04.2016 09:03 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 [1] от 25.04.2016 г.

ГОРОД РАКЕТ И ТЮЛЬПАНОВ

Автор: Мария КОШЕЛЕВА. Фото из личного архива Ольги Юрьевны Есиповой.

В «космическом городе» супруги Есиповы создали семью и обрели друзей.
На фото родители Ольги крайние слева. сама Ольга, еще маленькая, стоит
рядом с мамой.

Жительнице города Кинеля посчастливилось, как признается сама Ольга Есипова: ее детство и школьные годы прошли на Байконуре

Каждому из тех, кто трудился над созданием орбитального комплекса
«Энергия»-«Буран» была вручена фотография старта аппарата, с
гравировкой имени участника производственного процесса на обратной
стороне снимка. Такой подарок получил и отец Ольги, Юрий Вениаминович.
Эту историческую памятную реликвию его дочь бережно хранит в
семейном альбоме.

Кто из нас не мечтал хотя бы однажды увидеть, как стартует ракета, оставляя за собой шлейф и уходя в космические дали. Зрелище и ощущение ни с чем несравнимые: здесь и триумф человеческой мысли, и гордость за свою страну, так далеко шагнувшую в изучении Вселенной. Для многих из нас само слово «Байконур», название одного из крупнейших в мире космодромов, звучит загадочно и масштабно.

 

 Население страны, занимающей 1/6 часть всего земного шара, внимательно следило за новостями о запусках советских пилотируемых кораблей, о выходе космонавтов в открытый космос. Информация о таких событиях подавалась без подробностей и деталей, но, тем не менее, важной была каждая новостная строка.

Сегодня мы знаем намного больше, но космическая тема манит все так же. Со всех уголков мира приезжают на Байконур для того, чтобы своими глазами увидеть запуск ракет. Экскурсия на космодром, прямо скажем, удовольствие не из дешевых. А вот жительнице нашего города Ольге Юрьевне Есиповой повезло. Ее детство прошло именно здесь, совсем рядом с местом, где вершилась история отечественной космонавтики. И когда редакция бросила клич — нет ли среди жителей нашего города людей, чья судьба связана с Байконуром — Ольга Юрьевна откликнулась в числе первых. Оказалось, что город, расположенный в казахских степях и ставший первым советским космодромом, — малая родина этой жизнерадостной и общительной молодой  женщины. Ольга Есипова поделилась с нами воспоминаниями о своем детстве и рассказала о родителях, которые посвятили свою жизнь стратегической отрасли.

 

СОЗДАВАЛИ КОСМИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Родители Ольги Есиповой, Юрий Вениаминович и Любовь Васильевна, - коренные жители Кинеля. Они познакомились в шестидесятых годах — тогда молодые люди только начинали свой трудовой путь в Куйбышевском ракетостроительном центре «Прогресс». И когда молодежь с завода стали отправлять на космодром Байконур, уезжали они уже вместе. Новая работа сулила интересные перспективы.

«Помню, родители рассказывали о своих впечатлениях, когда впервые увидели город. Конечно же, первых палаток, с которых в середине пятидесятых годов начинался Байконур, они уже не застали, но все же во многом были настоящими первопроходцами, - рассказывает Ольга Юрьевна. - Тогда населенный пункт, который строился в шестидесяти километрах от космодрома, еще не имел статуса городского поселения. Сначала на почтовых конвертах писали: «поселок Ленинский», и уже позже — «город Ленинск». Но сами люди, которые жили  и работали здесь, уже тогда называли Байконур городом».

В шестидесятых годах самолеты в будущий «космический город» не летали, и ракетостроителям приходилось добираться до места назначения по железной дороге. Путь был долгим, проходил по выжженной солнцем степи Казахстана, но как только поезд приближался к космодрому, пейзажи разительно менялись. «Особенно чудесно на Байконуре весной. В первых числах апреля здесь вовсю цветут тюльпаны, они буквально окутывают плотным одеялом окрестности города, — продолжает наша собеседница. - И знаете, что самое удивительное? Если перед самым началом цветения был запуск космического аппарата, тюльпаны — словно огонь, красные. Если запуска не было, бутоны — желтого цвета. Это необыкновенно красиво и символично: тюльпаны — дети природы, и ракета — величайшее творение человеческих рук».

По прибытии на Байконур Есиповы быстро обжились на новом месте и практически сразу приступили к работе: Юрий Вениаминович был принят в цех стропальщиком, Любовь Васильевна — крановщицей. На рабочее место сотрудников возил пригородный поезд — местные называли его «мотовозом». Для того чтобы не опоздать, особенно на самые отдаленные площадки, приходилось вставать на рассвете. Но люди не роптали ни на ранний подъем, ни на бытовые сложности. «Даже мы, дети, понимали — родители занимаются чем-то очень важным! — говорит Ольга Юрьевна. — Несколько раз, когда отца вызывали в выходные дни, мне удавалось поехать на работу вместе с ним. И, знаете, когда проезжаешь на «мотовозе» мимо площадок Байконура или видишь, как ракету выводят на старт, дух захватывает! Мы не сомневались: у наших родителей — особенная миссия. А вот наши родственники, с которыми мама и папа вели переписку, практически ничего не знали. Говорить о работе в космической отрасли даже с близкими людьми было запрещено».

Вплоть до 1990-х годов население Ленинска примерно поровну делилось на две категории: военные и специалисты, обслуживающие космодром. На всей территории действовала система контрольно-пропускных пунктов, а значит, соблюдалась обстановка абсолютной секретности». 

 

«ЗАМИРАЛИ ОТ ВОСТОРГА, КОГДА РАКЕТА

УХОДИЛА В НЕБО»

Жители и работники Байконура испытывали настоящую гордость, ведь судьба подарила им шанс быть непосредственными участниками строительства космодрома. Именно отсюда был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а также искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. И здесь, на Байконуре, прозвучало знаменитое гагаринское: «Поехали!». С космодрома, расположенного в степях, стартовали пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Мир» и «Салют». А еще — легендарная система «Энергия»-«Буран». Ольга Юрьевна признается: день ее запуска в ноябре 1988 года она помнит, словно это было вчера: «Мы дети, старались не пропустить момент запуска аппаратов, это всегда было необыкновенно интересно. Кто-то наблюдал с крыши жилого дома, а кто-то даже забирался на дерево. Запуск ракеты длится всего лишь несколько минут, но зрелище, на самом деле, впечатляющее. Мощная вспышка, словно «вздрагивает» земля. Секунда — и вот уже зарево во все небо. Все происходило очень быстро, а впечатления остались навсегда. Помню, как замирали от переполнявшего чувства — удивления, восторга, радости. Запусков было много, но старт «Энергии»-«Бурана» для каждого жителя Байконура стал особенным событием. Даже для нас, младшеклассников. Помню, родители потом рассказывали, что перед запуском первого советского «челнока» были эвакуированы жители самых близких к космодрому кварталов. Сам же старт проходил, когда еще не рассвело, но после него во всем городе было светло, как днем. Наутро Байконур шумел, радовался, отмечал. Это была победа всей страны и победа каждого, кто работал над этим проектом. А вот когда ракеты падали, в городе был общий траур».

 

НОСТАЛЬГИЯ

ПО БАЙКОНУРУ

В Кинель, на свою родину, Юрию Вениаминовичу и Любови Васильевне вернуться было не суждено. А вот их дочь Ольга после окончания техникума все-таки решила обосноваться в нашем городе. Она не продолжила дело своих родителей, но вновь побывать в городе детства — ее заветная мечта. «На Байконуре остались друзья, мы продолжаем общаться, узнавать новости, — говорит Ольга Есипова. — Мне присылают фотографии, рассказывают, что город стал совсем другим, разросся, похорошел. Но в минуты ностальгии мне хочется вернуться именно в тот, старый город, с тихими спальными районами, уютными скверами и станцией, откуда знакомый поезд-«мотовоз» каждое утро увозил родителей на работу. Вспоминаются и высокое синее небо, горячее, обжигающее солнце, степь, вся в тюльпанах, как большой ковер, и высокие берега Сырдарьи. Считаю, что у меня было счастливое, особенное детство. Этот город объединял людей, дарил ощущение тепла и доброты, несмотря на то, что климат здесь суровый: жаркое, сухое лето с песчаными бурями, морозная зима с «колючими», словно пронзающими ветрами. И не только к суровому климату привыкли, но и преодолели непростые времена: в сложные девяностые годы, когда были и коммунальные проблемы, и снижение заработной платы специалистов отрасли. Многие уехали из города, остались только те, для кого работа на космодроме стала настоящим смыслом жизни. В том числе, и мои родители».

Ольга часто пересматривает фотографии и документальные фильмы о Байконуре, слушает песни, читает стихи, которые близки и понятны всем, кто тесно связан с городом, кто оказался к космосу ближе других. «И теперь понимаю, - уверенно говорит Ольга Есипова, - Байконур — не просто гигантский космодром. Это судьба, общая для многих тысяч людей. Для тех, кто стоял у истоков советской космонавтики и создавал историю, которой каждый из нас может гордиться. Счастлива, что и в моей жизни была эта удивительная страница. И я по-настоящему горжусь». 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

317