Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

13.06.2017 09:52 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 [1] от 13.06.2017 г.

НАКОПЛЕННОЕ БОГАТСТВО - ТРУДОВАЯ БИОГРАФИЯ

Автор: Анна ИВАНОВА. Фото автора и из домашнего архива Л. А. Ивановой.

Большой юбилей в эти дни отмечает Лидия Алексеевна Иванова, в свое время руководитель городского комбината бытового обслуживания. Любимой работе,по ее собственному признанию, она посвятила всю жизнь

Руководящий состав и инженерно-технические работники Кинельского комбината бытового обслуживания. Директор Лидия Алексеевна Иванова — во втором ряду в центре.

Октябрь 1956 года. Ателье на улице Пушкина. Бригадир Л. А. Иванова занимается раскроем пальто.

«Вот мои года, — указывает Лидия Алексеевна на трудовую книжку и, кладя ладонь на увесистую стопку почетных грамот, наград и поздравительных адресов в красных переплетах, говорит: а вот — мое богатство. Жизнь отдала любимому делу, на одном предприятии отработала более сорока двух лет, от портнихи до начальника».

За заслуги в области бытового обслуживания граждан Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 4 марта 1983 года присвоил Лидии Алексеевне Ивановой почетное звание «Заслуженный работник бытового обслуживания населения РСФСР». Становление и развитие системы бытового обслуживания в Кинеле, от военных лет и до начала периода развала социалистической экономики страны, прошло не просто на глазах Л. А. Ивановой, но при непосредственном ее участии.

ВОТ КАК ЭТО БЫЛО…

Осенью 1942 года после смерти отца восьмиклассница Лида приехала с матерью в Кинель, к родственникам.  Восьмой класс закончить не удалось — школу в городе закрыли, в ней разместили целый эшелон эвакуированных. 2 февраля 1943 года Лидию приняли ученицей в артель. В швейной мастерской было всего 12 человек. «В течение месяца научилась шить овчинные полушубки для фронта, — вспоминает Лидия Алексеевна. — По заданию было положено смастерить целый полушубок за два дня. Они были простого покроя: два кармана, рукава, воротник, отделка. Не успел — оставайся вечером. Сроки устанавливали короткие, ждать нельзя — там солдаты, раздетые, мерзли на фронте». Таких, как Лида — «малолеток» — в цеху было четыре девчонки. Их рабочий день длился на два часа меньше, чем у взрослых — с 8 до 18 часов.

Сшил — отправь. Изготовив  по 10 изделий, портнихи укладывали их в мешки, взваливали на плечи и утренним «дачным» поездом везли на областную базу, в Куйбышев. И так два с половиной года, до Победы. Ежедневно, без перерыва на выходные. Отпусков не полагалось. В войну какие отпуска?

 

ЗДОРОВЫЙ МАКСИМАЛИЗМ

Как ни тяжела была скрупулезная и рутинная работа швеи, девушка Лида полюбила это дело и, скорее, тогда уже поняла свое предназначение. После войны  осталась в швейном цехе, специализировалась на пошиве верхней женской одежды.

Первое время после войны артель работала на военном обмундировании: принесенные фронтовые кители и шинели перешивали на пиджаки и пальто мужские и женские. Особенно модными были мужские полупальто, их  называли «москвичка». В мае 1948-го Лидия Алексеевна уже стала бригадиром в артели «Красное знамя», ей был 21 год.  А поскольку по природе своей Л. А. Иванова — максималист, везде и всегда хотелось ей делать все «на отлично», продвигаться вперед, совершенствоваться, -  окончив вечернюю школу рабочей молодежи, она отправилась по направлению на курсы закройщиков в Куйбышев.

Жизнь постепенно налаживалась, потребности населения росли, к середине 1950-х желающих  пополнить свой гардероб обновкой становилось все больше. К тому времени немногим более 20 работников артели с трудом справлялись с количеством заказов. Решили расширяться.

Возводить здание новой мастерской на перекрестке улиц Ленина и Пушкина (ныне там размещается магазин сети «Магнит») швейники помогали строителям в свободное от работы время, вечером и в выходные.  Организовали курс обучения, набрали людей, Лидия преподавала материаловедение и технологию швейного производства. Л. А. Иванову назначили заведующей нового ателье. Трудилась самозабвенно. Со временем порядка 50 человек работали здесь в сфере бытового обслуживания населения. Но это будет потом, позднее.

 

РАБОТА — СОЗИДАНИЕ

И РАЗВИТИЕ

А пока, чувствуя необходимость в более глубоких профессиональных знаниях, Лидия Алексеевна поступила в Московский политехникум на швейное отделение. В течение пяти лет совмещала работу, без которой уже не мыслила своей жизни, с учебой. В сентябре 1961 года дипломированного специалиста          Л. А. Иванову назначили на должность главного инженера Кинельской фабрики бытового обслуживания. Лучшей кандидатуры и представить было невозможно.

«Началось самое памятное для меня теперь время, «мое» — с 1961-го до середины 80-х, — рассказывает Лидия Алексеевна. — Это были годы развития, преобразований и расцвета службы быта в Кинеле и районе, во всей стране. Я просто утонула в работе». В те годы Правительством страны был предпринят ряд мер, направленных на всестороннее развитие бытового обслуживания населения, которое составляло неотъемлемую часть общих мероприятий по повышению благосостояния граждан.

За годы работы Ивановой главным  инженером, а потом и директором городского управления бытового обслуживания были построены два двух-этажных Дома быта в Кинеле: на улице                        Д. Бедного (всем известное помещение Сбербанка) и на Маяковского, 90 (теперь здесь располагаются Росреестр, редакция газет, управление архитектуры, Детская библиотека). Второй этаж здания на ул. Д. Бедного занимало ателье по пошиву одежды на 75 рабочих мест, работали бригады вышивальщиц и трикотажников. Внизу размещались часовой мастер, парикмахерская, ремонт сложной бытовой техники, фотография, приемный пункт химчистки и прокат. На Октябрьской построили отдельный цех для ремонта обуви, где трудились 10 мастеров (теперь ООО «Сапожок»), с раскройным цехом, оборудованием — все согласно технологии. В начале 70-х построили и открыли первый Дом быта в поселке Алексеевка: двухэтажное типовое здание на 30 рабочих мест. Так же предоставляли все виды услуг.

В поселке Усть-Кинельский на базе сельхозакадемии открыли комплексный пункт, где функционировали швейное ателье, сапожная мастерская, парикмахерская, выездной фотограф, пункт проката. И все благодаря умелому взаимодействию Лидии Алексеевны с ректором института, с общественностью. «А как же, во времена всеобщего дефицита товаров народного потребления наши пункты проката были очень востребованы, — восклицает почетный пенсионер. — Холодильники, телевизоры, магнитолы, наконец, — лыжи! Все это было очень нужно студентам во временное пользование. В «индпошив» одевался фактически весь Кинель, от легкого платья, брюк и костюмов до пальто. В магазинах ткань было не достать, а нам выделяли — и шелк, и хлопок, шерсть, драп. Вывешивали образцы в ателье. Клиент приходил, выбирал на цвет, фактуру. Журналы мод выписывали через Московский Дом одежды. Мы начали обучать швейников, направляли в специализированные центры, училища. На хорошем умелом закройщике держалась вся бригада в 10-12 человек. Это интересная и ответственная работа. Прошли очень серьезные испытания, добились высшего разряда для ателье, что на Демьяна Бедного. И тогда в Кинеле даже работал консультант-художник по моделям! Большую работу проводили для роста авторитета нашей системы бытового обслуживания».

 

ЧЕРЕЗ  ТЕРНИИ...

Легко сказать — построили. Мало того, что главный инженер предприятия готовила всю документацию, искала подрядчиков для строительства, заключала договора, изучала выделенные фонды, требовала, контролировала, согласовывала. Лидия Алексеевна сама занималась проектированием, разработкой внутреннего устройства будущего предприятия. «Я не доверяла проектировщикам. К сожалению, они далеки от производства, — будто извиняется, чтобы никого не обидеть, наша собеседница. — Мне было не сложно, я — практик. Знала, где у меня запуск, где выпуск будет. Брала технологию, чертила, заказывала оборудование: спецмашины, утюги, гладильные прессы, манекены. Постоянно выписывала специальную научно-популярную литературу. Часто бывала в командировках по обмену опытом и повышению квалификации». Одна из таких командировок в Прибалтийские республики послужила началом существенного преобразования в городской системе бытового обслуживания. «Вот их сейчас (прибалтов) ругают, а они дисциплинированные, аккуратные люди, везде идеальный порядок.  Принимали нас очень хорошо. Когда познакомилась с их системой оплаты, при которой выручка в три раза больше, чем у нас, прямо заболела этой идеей, - со знанием дела рассказывает Лидия Алексеевна. -  Наши парикмахеры были избалованы клиентом, их «благодарили» мимо кассы. Это была одна из проблем в нашей структуре. Я считаю, работать надо честно. Государство обеспечило тебе рабочее место — трудись, как положено. Работники знали мой характер, упрекнуть меня ни в чем не могли. Сама всегда обслуживалась по совести. Свой авторитет на 45 копеек (стоимость стрижки или укладки волос) не разменивала, и от всех «конторских» того требовала. Можно сказать — с боем, настойчиво, но открыто и последовательно, в течение почти двух лет мы внедрили такую практику. Первым в области Кинель перевел парикмахерские на предварительную оплату по прейскуранту за услуги».

 

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД

НЕ ЗАБЫВАЮТ

В юбилейных поздравлениях начальник управления бытового обслуживания населения Куйбышевского облисполкома отмечал, что Лидию Алексеевну уважают как опытного и творчески мыслящего руководителя, проявляющего высокую требовательность и ответственность за порученное дело. Благодаря инициативе и настойчивости, умелому использованию резервов производства, руководимое Л. А. Ивановой предприятие стало одним из многоотраслевых городских управлений в области. Когда директор в 1983 году уходила на заслуженный отдых, коллектив производственного управления бытового обслуживания насчитывал 470 человек, из них 250 — швейников.

Многие из бывших работников кинельской службы быта помнят Лидию Алексеевну как очень грамотного руководителя, профессионала своего дела и тонкого психолога. «Она за коллектив — горой! — рассказывает Галина Федоровна Варламова, швея. — Перед высшим руководством всегда нас отстаивала. А уж потом так пропесочит, мало не покажется. Но только за дело и по справедливости».

 Татьяна Сергеевна Блохина работала под руководством Л. А. Ивановой в течение семи лет — сначала мастером, а позднее — заведующей Домом быта на улице Д. Бедного. «Работать под началом Лидии Алексеевны было так уютно, — вспоминает Татьяна Сергеевна, — что мы не потеряли добрых отношений и после моего ухода в другую отрасль в 1985 году. Она умела ладить со всеми людьми, только жульничества не терпела, была принципиальной, честной. Очень ответственно подходила к работе. Это сейчас изобилие товаров на прилавках, а в то время приходилось «выбивать» ткань в вышестоящих организациях. Мы шили массовку, реализовали продукцию на рынке, чтобы выполнить план. Коллектив был дружный, стараниями директора в том числе. По сей день созваниваемся, справляюсь о ее здоровье, встречаемся».

Своим неутомимым трудом, отзывчивой душой Л. А. Иванова вносила большой вклад не только в социально-бытовую и производственную, но и в общественную жизнь города. Лидия Иванова вступила в партию в двадцатилетнем возрасте, она была четвертым по счету коммунистом в артели. А когда уходила на пенсию, парторганизация предприятия (практически бессменным секретарем которой была Лидия Алексеевна), насчитывала более 75 человек. С 1949 года неоднократно избиралась депутатом Кинельского Совета народных депутатов, с 1960 года была членом Кинельского горкома КПСС. Наверное, только сильный характер, стремление к совершенству, неуемное желание вывести предприятие на передовые позиции в области помогали женщине справляться с такой огромной нагрузкой. 

«Это моя жизнь. Я любила работу безумно! Ходила как на праздник. Дом у меня был на втором месте — честно признаюсь. Что успею, сделаю. Муж мирился. Он был рабочий человек. А у меня, шутка ли, — 26 объектов! И после работы собрание, то в Алексеевке, то в Усть-Кинельском.  Непросто это…,- даже не позволяет себе вздохнуть о прошлом Лидия Алексеевна. С нами тридцать пять лет жила бабушка мужа (умерла в возрасте 102 года). Она добрая старуха была. Меня устраивало — сын под надзором, накормлен, ушел в школу, уроки сделал».

Лидия Алексеевна довольна своими внуками, старшему — 43 года, а внучке чуть больше сорока. Они состоялись и в профессии, и в личной жизни, во всем — подмога и опора для бабули. Выросли правнучка и двое правнуков, один из которых недавно женился и готовится стать отцом.

 

Бывшие сотрудники горисполкома, горкома партии и предприятий бытового обслуживания от души поздравляют  Лидию Алексеевну с  юбилеем! Желают здоровья, бодрости духа, тепла и заботы близких. И долгих плодотворных лет в качестве счастливой прапрабабушки!

 

Конец 50-х годов. Швейная бригада обсуждает итоги соцсоревнования. Л. А. Иванова с документом в руках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

200