«МЫ ВОСПИТЫВАЕМ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА»
Летом педагоги в отпуске, но директору Детской школы искусств № 2 поселка Усть-Кинельский Зинаиде Алексеевне Романовой не до отдыха. Руководитель не успела войти в здание, как вахтер передал массу информации. Ложно сработала «тревожная кнопка» — Зинаида Алексеевна по ходу дает себе поручение разобраться, в чем причина. Позвонить в «Ростелеком» — провод висит над окном, может оборваться, и тогда школа останется без связи и интернета. Подготовлены стройматериалы — намечен ремонт очередной классной комнаты, так, поэтапно обновляется школа. У директора тысяча и одна забота. Наша встреча в преддверии юбилея города состоялась не случайно. на торжественном приеме в честь 180-летия кинеля зинаида алексеевна романова будет награждена почетной грамотой губернатора самарской области
Журналист стал свидетелем разговора Зинаиды Алексеевны с техническим работником школы, и первый вопрос беседы сложился из увиденного и услышанного.
- Зинаида Алексеевна, директор школы искусств, в первую очередь, кто: профессионал в своем деле или хозяйственник?
- Однозначно, хозяйственник. А еще руководитель в одном лице должен выполнять функции юриста, экономиста, педагога и решать все остальные проб-лемы по мере их возникновения. В штатном расписании, утвержденном для музыкальных школ в 1966 году, которым мы руководствовались до последнего времени, были определены всего две ставки — директор и счетовод. По новому закону об образовании теперь необходимо иметь заместителя по учебной и воспитательной работе, библиотекаря, методиста и так далее. И по набору кадров директорам тоже надо ломать голову.
- Вы — педагог высшей категории. Тридцать четыре года являетесь директором данного учреждения. Сколько Вам было лет, когда доверили руководящую должность?
- В 1980 году после окончания Куйбышевского музыкального училища я была направлена в поселок Усть-Кинельский, мне на тот момент исполнилось 19 лет. Через три года назначили и.о. директора музыкальной школы, в 1985-м — ее возглавила. Тридцать лет директорства пролетели быстро, надеюсь, что эффективно.
- В таком случае поговорим о результативности. От одного-двух классов музыкальной школы с момента открытия до четырех предпрофильных направлений в настоящем времени. Раньше обучалось 70 человек, сейчас 180. Это хороший результат. Остались ли нереализованные планы?
- Мечты есть. В первую очередь, это желание создать ансамбль духовых инструментов. Духовики сегодня в тренде, во всем мире пропагандируется это направление. И мы должны возрождать традиции духовых оркестров в России, заложенные еще Петром Первым. Сложная задача, но мы ее решаем. Для открытия класса духовых инструментов наш преподаватель Борис Корнилов учится в Самарской академии искусств по классу трубы на кафедре «Инструменты симфонического оркестра». Мы заключили целевой договор с вузом по обучению преподавателя на бюджетной основе.
- Сейчас, при таком развитии технологий, на сцене и безголосый зазвучит. Музыка в «живом» исполнении, что говорит об исполнительском уровне, стала редкостью. А Вы всегда делали и делаете упор на профессионализм.
- И всегда буду на этом настаивать. Даже при высочайшем техническом оснащении только личность с «живым» вокалом вызывает эмоции, сопереживание, отклик. И так было не так уж и давно. Помните, каким чудодейственным образом влияли на нас концертные программы. А джазовые выступления артистов в кинотеатрах перед началом сеанса! Сейчас это не практикуется, зрителей больше интересует попкорн.
- Если говорить о предназначении школы, у Вас в этом вопросе твердая позиция: вы не только даете начальное музыкальное образование детям, но и несете культуру в массы. Считаете себя пропагандистом искусства?
- Безусловно. Изначально в язычестве культуру приравнивали к богу Ра, олицетворявшему солнце, прекрасное, гармоничное. Культура - культ (почитание, поклонение) вместе с Ра с латинского означает — возделывание.
Мы закладываем в маленького человека зерно культуры, оно прорастает и дает плоды. Именно поэтому так ценны и трогательны выступления наших детей на местных концертах в родном поселке, городе, их участие в праздничных программах. Мы говорим о них не только как об обучающихся школы искусств, а уже как о юных исполнителях. И эта оценка для ребят высока. Первое признание они получают в стенах нашего учреждения, внутришкольных концертах, на которые к нам приходят семьями, и родные гордятся своими детьми.
- Вы всегда выделяете особую роль дополнительного образования в области культуры. Не как второстепенные занятия для общего развития, а как дополнение к основному образованию.
- Несомненно. В нашем ДК в разные годы в кружках занимались студенты, преподаватели, работники разных сфер. Был ансамбль народных инструментов, даже духовой оркестр, танцевальные и театральные коллективы. Замечательно. Но по классификации все это художественная самодеятельность — организация досуга, времяпрепровождение, так сказать, для души.
Музыкальная школа дает начальное образование — базу для дальнейшего профессионального обучения. Кто об этом задумывается, должен знать о важных изменениях. По закону об образовании, принятому в 2013 году, через восемь лет право поступать на любые творческие специальности (цирковое искусство, музыкальное, художественное и т. д.) смогут только выпускники учреждений дополнительного образования в сфере культуры. Государство ставит задачу готовить профессиональные кадры «с пеленок», то есть, начиная с учреждений дополнительного образования — в музыкальных, художественных школах, школах искусств. И далее выпускники творческих училищ и вузов смогут выбрать либо преподавательскую деятельность, либо быть исполнителем, артистом. Это уже профессиональный хлеб.
- Наслышаны о вашей принципиальности. Во всем настаиваете на своем?
- Когда касается интересов школы, буду стучаться во все двери. Наша школа пережила пять переездов. В 80-х годах было время, когда два класса размещались в ДК. Затем нас приютили в Поволжской МИС, дальше обучали детей в здании бывшего лицея. Занимали крыло и в образовательной школе, но в один момент «от нас» освободили помещение, и 70 ученикам некуда было приткнуться. Пришлось дойти до областного департамента имущества, чтобы добиться выделения музыкальной школе здания бывшего детского сада. Здесь мы до сих пор и находимся.
- Вот уже более десяти лет Вы в школе практикуете выезды в Самару по 2-3 концертным абонементам в год. Такое хлопотное занятие — Ваша личная инициатива?
- Наши учащиеся посещают филармонию, театр оперы и балета и другие концертные площадки — это и есть музыкальное просвещение. Дети едут в сопровождении взрослых и, надо отметить, желающих приобщиться к высокому искусству с каждым годом становится все больше. Сколько великих исполнителей мы услышали и увидели — скрипача Виктора Третьякова, альтиста Юрия Башмета, выдающегося дирижера современности Валерия Гергиева, грузинского оперного певца Зураба Соткилава. Но парадокс в том, что большинство тех, кто получил начальное образование в школах искусств, ни разу не был в опере, филармонии. А еще печальнее другое — и специалисты не считают нужным брать уроки у мастеров, соприкасаясь с искусством высшей пробы.
- В учреждениях дополнительного образования заниматься нелегко, по сути, детям надо сразу обучаться в двух школах одновременно. Вы делаете поправку на эти нагрузки?
- Я строгий директор, объясняю родителям и детям: для того чтобы получить начальное профессиональное образование, нужно вложить много труда, потребуются терпение, время. Иначе ничего не получится. Мы учим детей не только музыке, мы воспитываем в них культурного человека. И видим, как заложенное нами зерно прорастает. Это и есть предназначение школы искусств. Наши выпускники — успешные, достойные люди, каждым из них мы гордимся.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.