Меню
16+

Газета «Кинельская жизнь»

24.10.2018 14:49 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 [1] от 13.10.2018 г.

Трудовая биография отмечена

Автор: Виктор ЛАЗЮК
учитель истории, руководитель проекта.

85 ЛЕТ НАЗАД БЫЛА УЧРЕЖДЕНА ВЕДОМСТВЕННАЯ НАГРАДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК -

ЛУЧШИМ

В ПРОФЕССИИ

Любая сфера деятельности, связанная с большой ответственностью работников всех ступеней, в нашей стране имеет свою, выстроенную годами шкалу поощрений и награждений.

Железная дорога в дореволюционной России, позднее — в СССР, на всех этапах истории и развития страны была стратегическим объектом государственной важности. Социалистическая революция, Гражданская война нарушили, точнее — разрушили сложившиеся в этой отрасли правила и традиции. В 20-30 годы прошлого столетия утверждался новый уклад жизни, проходило становление всех отраслей народного хозяйства, в том числе железнодорожной, как одной из ведущих. Формировалось другое — коллективное, отношение к труду, мотивация преданности делу. Стало быть, создавалась система поощрений нового времени, нового государства. Учреждались значки «Новатору производства», «Лучшему производственнику», «Примерному ударнику».

В 1931 году в стране Советов на железных дорогах объявили конкурс спаренных бригад — тогда поезда начали закреп-лять за отдельными бригадами машинистов. В 1931-1933 годах весной прошли три таких конкурса, где отличившиеся получили первую официальную награду — «Лучший машинист СССР», которой удостоились 300 человек.

28 апреля 1934 года учредили наградной знак «Ударник Сталинского призыва». Знак имел винтовые крепления, лицевое изображение содержало три знамени, звезду, выезжающий из тоннеля-гайки паровоз и надпись. Два десятилетия он был самым массовым знаком. Известны пять разновидностей знака «Ударник Сталинского призыва», в зависимости от периода их производства. Первые 79 тысяч 396 знаков имели номера, нанесенные на реверс, позже нумерация была прекращена. Вместе со знаком вручалось удостоверение установленного образца в твердой обложке красного цвета.

Бывали случаи многократного награждения знаком и одновременного ношения двух и даже трех «Ударников». Всего было вручено около 500 тысяч таких знаков. Вручение было прекращено в 1957-м Указом Президиума Верховного Совета СССР. В Интернете сегодня предлагают купить десятки подобных значков.

В коллекциях фалеристов можно увидеть значки, учрежденные в 1943 году, которые имели свое место в линейке наград за профессиональные успехи в отдельных видах деятельности железнодорожников: «Отличный движенец», «Отличный путеец», «Отличный связист», «Отличный вагонник», «Отличный строитель», «Отличный восстановитель», «Отличный административный работник». Возможно, благодарные потомки сохраняют эти экспонаты в домашних музеях как свидетельство трудового и военного подвига своих близких.

СУДЬБА

НОВЫХ НАГРАД

13 мая 1933 года ЦИК Союза ССР учредил для награждения работников железнодорожного транспорта профессиональную награду — значок «Почетному железнодорожнику». Уже в 1934 году значок № 1 получил поездной диспетчер станции Грозный С. В. Кутафин. Он первым применил связь поездных бригад с дежурными по станции. Для того времени это было новаторством на железной дороге.

Положение о Почетном значке определяло условия, при которых работники сети железных дорог могли им награждаться. Сами знаки изготавливались из серебра 916 пробы, а накладные части — паровоз с надписью «Сталин», знамя, ленточки, колосья, звезда — поначалу были золотыми, в годы войны выполнялись из бронзы и жести. До 1936 года было выпущено 4300 знаков, во время войны — 2500, позже счет дошел до 183 тысяч.

В 1960 году Положение о награде пересмотрели, разработали ее новый вид. Появилась прямоугольная колодка для ношения значка. Четыре года спустя статус был изменен — он стал называться знаком. До 2002 года были еще, по крайней мере, три изменения в оформлении награды — в 1978, 1992 и 1998 годах.

Приказом МПС от 22 апреля 2002 года было изменено название награды — знак стал именоваться «Почетный железнодорожник».

Суть небольшого экскурса в историю двух наград не в том, чтобы показать, как вместе с жизнью страны изменялась форма поощрения железнодорожников. Каждый врученный знак — это этап трудовой биографии людей, работавших и работающих на всех участках железных дорог. В любую погоду, круглосуточно.

Сегодня, говоря о юбилее знака «Почетный железнодорожник» — ему в этом году исполняется 85 лет (1933-2018), можно ошибиться в числе награжденных. Но в конкретном населенном пункте, в каждой железнодорожной организации, в рабочей семье нельзя никого потерять.

По предварительным подсчетам на семи железнодорожных предприятиях станции Кинель за период с 1967 по 2009 годы знака «Почетный железнодорожник» были удостоены 80 человек. Это данные по спискам, предоставленным организациями Кинельского железнодорожного узла. Среди них — железнодорожники, кто уже ушел на вечный покой, есть те, кто сейчас находится на заслуженном отдыхе, и сегодняшние — работники 21-го века.

Этой публикацией хочу поставить задачу найти всех кинельцев, награжденных в разные годы знаком, изучить их биографии, узнать о судьбе, достойной обнародования в назидание будущим поколениям. И еще: собрать их вместе в одном светлом зале, независимо от специализации, зная только одно, самое важное — они железнодорожники, основа города. Наши земляки, наша гордость.

Ученики школы-интерната № 9 ведут работу над проектом о кинельских железнодорожниках, отмеченных Почетным знаком. В собранных материалах 50 фотографий наших передовиков, еще меньше — кратких биографий, сведений об их судьбах. Потому обращаемся за помощью в отделы кадров, в профкомы железнодорожных предприятий, к родственникам награжденных. Давайте вместе пройдем этот поисково-исторический маршрут наших почетных железнодорожников за 85 лет. Вспомним всех поименно.

Для наших дней такой и подобные ему знаки советского времени — раритет.

За время существования ведомственной награды неоднократно менялся ее вид добавлялтсь и «уходили» различные элементы. Но для всех, кто надел знак на железнодорожную форму, — это признание профессионализма и добросовестного труда.

Знак СССР «Почетному железнодорожнику» с изображением паровоза ИС (1934 год).

Знак СССР «Почетному железнодорожнику» (1978 год).

Знак СССР «Почетному железнодорожнику» с изображением электровоза ВЛ-85 (1980-е годы).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73