Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

28.03.2018 09:59 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 27.03.2018 г.

Художник, влюблённый в Россию

Автор: Анна Агаджанян, ученица 8 «а» класса школы № 11.

АВТОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ВЫСТУПАЮТ С ИНИЦИАТИВОЙ УВЕКОВЕЧИТЬ В КИНЕЛЕ ПАМЯТЬ ОБ ИЗВЕСТНОМ ЗЕМЛЯКЕ

В августе 2017 года, в дни празднования 180-летия Кинеля, Городской Дом культуры организовал выставку работ Ю. И. Филиппова. Одну из картин художника его супруга Тамара Сергеевна передала в дар городу.

Картина из серии «Кинельский железнодорожный парк». Год создания: 1964.

Интересную исследовательскую работу провела ученица школы № 11 города Кинеля Анна Агаджанян. Вместе со своим учителем Надеждой Викторовной Иванниковой изучила жизненный путь самарского художника Юрия Ивановича Филиппова. Внимание к мастеру живописи не случайно: малая родина Юрия Ивановича — Кинель, он наш земляк. Анна буквально погрузилась в творческую биографию Филиппова. Свою работу кинельская школьница представит на областном конкурсе. Пожелаем ей удачи!

В прошлом году в Кинеле была организована выставка художника Филиппова Юрия Ивановича. Его творчество так сильно тронуло меня, что я задала себе вопрос: почему картины Филиппова выставлены именно в нашем городе? Выяснилось: Кинель — родина известного художника, начало его творческого пути.

К дальнейшей исследова-тельской работе меня сподвигла учитель истории и обществознания Надежда Викторовна Иванникова, она лично знает семью Филипповых. Руководитель проекта помогла мне организовать встречу с супругой художника Тамарой Сергеевной и дочерью Ольгой Юрьевной. В результате я познакомилась с жизнью и творчеством художника с мировым именем и спешу рассказать о нем широкой аудитории.

УЧИТЬСЯ

НА ХУДОЖНИКА

В начале лета 1941 года со станции Кинель четырнадцатилетний Юрий из семьи железнодорожников отправился «учиться на художника» в Пензу. В его поклаже — завернутые в верблюжье одеяло книги по искусству, открытки, краски. Прямо с вокзала в Пензе пришел к зданию художественного училища и был потрясен, что оно специально построено как дом для картин «настоящих» художников — Репина, Сурикова и других мастеров русской живописи. Через несколько дней началась Великая Отечественная война, учиться Юрию пришлось в самые суровые годы.

В Пензенском художественном училище первым его учителем стал Н. К. Краснов, со второго курса — знаменитый передвижник И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Это живая связь поколений, идущая от Репина и Савицкого. Дипломные работы 1945 года Юрий посвятил теме Великой Отечественной войны — «Проводы на фронт» и «Партизаны». Затем Филиппов несколько лет преподавал в Мало-Толкайском педагогичес-ком училище.

В 1951 году поступил в Киевский государственный художественный институт. Студент занимался в мастерской батальной живописи. Его дипломная картина «Однополчане» экспонировалась в Киеве, затем на Всесоюзной выставке студенческих работ в Москве. В картине Юрий Иванович показал встречу однополчанина с раненым другом в госпитале. Писал с натуры. Для образа главного героя нашел интересный типаж. Для убедительности у себя в мастерской создал обстановку, в которой в картине происходит встреча.

ПОСЛЕ ИНСТИТУТА — НА РОДИНУ

В Куйбышеве в это время собиралась группа молодых живописцев, вместе ездили на этюды, обсуждали замыслы будущих картин. По признанию Юрия Ивановича, яркие краски на его полотнах возникли во многом под влиянием творчества «неистового» художника Валентина Пурыгина.

Филиппов начинает с увлечением писать волжские пейзажи. И получались они не тональными, как у большинства представителей пензенской школы, а яркими, праздничными.

Юрий Иванович участвовал в создании первой художественной школы в Куйбышеве, художественного училища, был одним из организаторов кафедры рисунка, живописи и скульптуры на архитектурном факультете Куйбышевского строительного института, профессором факультета изобразительного и декоративно-прикладного искусства Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Многим живописцам он помог как председатель правления областной организации Союза художников, этот пост Филиппов занимал с 1968 по 1976 годы. Активно участвовал в зональных, всесоюзных, зарубежных выставках, ездил в творческие поездки по стране.

ПЕРЕДАТЬ ДУХ ВОЛЖСКОГО ПРИВОЛЬЯ

С любовью и нежностью художник пишет запорошенные снегом березы, перламутровый мартовский снег, весеннее обновление природы, веселый строй подсолнухов. Его пейзажи необыкновенно музыкальны, словно издают тихую, нежную мелодию, в которую вплетаются звуки природы. Особенно вдохновенно мастер передавал мягкую гамму осенних красок.

В шестидесятые годы Юрий Иванович пешком за двое суток прошел от Рождествено почти до Жигулевска, делая по пути наброски. Одним из любимых его мест было Ширяево. Филиппов ведет дневник и в одной из записей говорит о своем желании «передать аромат, дух, запах волжского села и волжского приволья, насыщенного солнечным сиянием. Радость бытия, теплота и ностальгия по тем временам, когда Волга была источником жизни, счастья, питательной средой для народа…». Он считал, что великая река во многом сформировала характер наших земляков.

Среди любимых мест — окрестности поселка Управленческий, где у художника была дача. Там он много работал в последние годы, создавая свою бесконечную живописную песню во славу «древних Жигулей». Мастерская Филиппова была пропитана солнечным светом, льющимся из огромных окон. И живопись его так лучезарна и насыщена цветом, что при взгляде на картины Филиппова на душе становится легко и радостно. «Я по своей натуре жизнелюб, — говорил художник. — В художественных традициях нахожу вдохновение и повод для радости».

В ПАРИЖ С РУССКОЙ ЗИМОЙ

В 1996 году со своими пейзажами Филиппов едет во Францию. Впервые в истории самарский художник получил почетное право на персональную выставку в Париже — Мекке изящных искусств.

Выставка «Самара-Париж» перенесла на берег Сены бескрайние волжские просторы, тихие пейзажи средней полосы России, сочную Масленицу, русскую зиму, которая у Филиппова не только белая — она искрится, переливается разными цветами.

Вернисаж состоялся 2 февраля, но в Париже и не пахло зимой. Зато на полотнах Филиппова она была в изобилии — морозная, раздольная, с хрустящим снегом, со струящимся вверх дымком из печных труб,

с искрометной радостью русских праздников. «Я очень люблю писать зиму, — признавался Юрий Филиппов. — Люб-лю, когда снег превращается в перламутр и вбирает в себя всю гамму цвета».

В Париже почти вся русская диаспора во главе с графом Паниным пришла на выставку Филиппова. Эмигранты не могли сдержать слез, стоя перед родными пейзажами.

В ДРУГОМ ЖАНРЕ

Филиппов много работал и над тематическими картинами. Портрет великой самарской актрисы Веры Ершовой, созданный к ее восьмидесятилетию и сегодня украшающий фойе Самарского драмтеатра, решен в черных и красных тонах. На бархатной портьере рядом со строгим, благородным обликом актрисы — пришпиленная «Золотая маска».

В последние годы художник работал над характерным типом пейзажной картины, где природа Самарской Луки выступает как некий антипод технического прогресса, разрушающего эту красоту. Таковы его картины «Волжские просторы», «Молодецкий курган», «С высоты Сокольих гор».

Мастер обращается к жанру исторического пейзажа-картины. На них и деревянная крепость Самара, основанная князем Засекиным, и купечес-кий город с величественными соборами, храмами и красно-кирпичными стенами завода фон Вакано. У Филиппова есть серия картин, посвященная Кинелю, — городу железнодорожников, его родине.

ЗНАТЬ ОБ ИЗВЕСТНОМ ЗЕМЛЯКЕ

Тамара Сергеевна очень бережно относится к художественному наследию супруга, она перевела в цифровой формат альбомы и монографии художника, избранные страницы его дневника. С большим интересом я ознакомилась с этими записями, дополнившими многое из того, что уже известно о мастере.

Вот, скажем, записи, сделанные в сентябре 1945-года восемнадцатилетним Юрием Филипповым — студентом Киевского художественного института: «Пишу на уроке. Страшно хочется есть. Нет ни еды, ни курева. Это нужно пересилить (насколько возможно). В рисунке стремиться к целостному охвату фигуры. О желудке забыть до конца занятий. При напряженном рисовании достигается нечто…»; «Единственно пищей насытиться можно. Духовной же (книги и т.д.) — нельзя. Возникают новые и новые задачи…»; «Меня ругают за то, что я трачу огромные деньги на книги, а сам хожу в рванье и голодаю. А как же иначе».

В нашей школе было проведено анкетирование среди 184 учеников 7-11 классов. Оказалось, что большинство опрошенных никогда не слышали о художнике Филиппове и хотели бы познакомиться с его творчеством. Мы с педагогом подготовили проект «О присвоении имени Ю. И. Филиппова улице города и школе искусств». Рассказали о нашей идее школьному родительскому и педагогическому коллективам и получили поддержку. Собрали подписи и планируем передать наш проект в администрацию Кинеля для рассмотрения. Чтобы в нашем городе одна из улиц или школа искусств была названа в честь художника с мировым именем — Филиппова Юрия Ивановича.

«Самара-крепость»

«Вид на Ширяево»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

311