Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

16.04.2018 15:05 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 [1] от 14.04.2018 г.

У меня зазвонил телефон

Автор: Подготовила Елена ВАСИНА. Фото из личного архива А. И. Черных. В материале использованы данные с официального сайта Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

На время руководства Александра Ивановича Черных пришлись годы как развития телефонной сети в городе, так и непростой период структурных изменений в отрасли.

ПОЧТИ ДЕВЯНОСТО ЛЕТ НАЗАД КИНЕЛЬ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ В ОБЛАСТИ ОТКРЫЛ РАЙОННЫЙ УЗЕЛ СВЯЗИ

Здание почтовой связи на северной стороне Кинеля. Здесь создавалась автоматическая телефонная станция с номерами, которые начинаются на цифру «2» (АТС-2).

Проверка работы телефонной связи.

Автоматическая телефонная станция стационарной телефонной связи.

Еще пару десятков лет назад стационарный телефон был самым совершенным видом связи. А сейчас все предпочитают мобильники. Между тем, тогда обычный проводной телефонный аппарат был не у всех в квартирах, чтобы получить городской номер кинельчане ждали очереди. Телефонизация Кинеля, поселков Усть-Кинельский и Алексеевка занимает большую, важную главу в истории нашего округа. Как развивалась городская телекоммуникационная связь и есть ли будущее у проводных телефонов, разбирался корреспондент нашей газеты.

В конце 20-х годов прошлого столетия в районах Самарской губернии стали создаваться узлы связи. Один из первых районных узлов связи (РУС) был открыт в 1929 году в Кинеле. С него и начинается история развития телекоммуникаций на территории нашего города и поселков. РУС осуществлял связь почты и города до начала 60-х годов. Здание организации находилось на северной стороне Кинеля. В единственном городском почтамте размещались телеграф, городская и междугородняя связь, отделение почты и «Союзпечать». Телефонной связью в основном обеспечивались только партийные и городские организации. Предприятия железной дороги и ответственные работники отрасли — руководители служб, машинисты входили в зону обслуживания железнодорожной автоматики, телемеханики и связи (ЖАТС). На вокзале располагался железнодорожный телеграф.

С приобретением городом статуса областного подчинения городские телекоммуникации получили новый виток развития. Так, уже в 1963 году было построено новое здание Эксплуатационно-технического узла связи (ЭТУС) на улице Степной. «Надо отметить, что в Куйбышевской области тогда было открыто всего пять таких узлов: в Куйбышеве, Кошках, Сызрани, Похвистнево и в Кинеле, — делится своими воспоминаниями начальник технического отдела ЭТУС Александр Степанович Григорьев. — Каждый из них обслуживал пять районов. В зону ответственности Кинельского узла входили Кинельский, Богатовский, Нефтегорский, Борский и Алексеевский районы». Городская телефонная связь осуществлялась на пяти коммутаторах ручного обслуживания абонентов, каждая емкостью на сто номеров. К 60-м годам прошлого столетия подобные телефонные станции были широко распространены. Телефонистки вручную соединяли линии, переключая штекеры в гнездах коммутаторов в зависимости от поступающих сигналов. Квартирных телефонов было мало.

В мае 1971 года начальником кинельского эксплуатационного технического узла связи был назначен Александр Иванович Черных.

Связью Александр Черных увлекся всерьез будучи школьником-старшеклассни-ком. В далекие шестидесятые будущий инженер с друзьями собирал самые простые радиоприемники — по ночам слушали «Голос Америки», «Радио свободы». Юные техники умуд-рялись глушить местные радиостанции и «крутили» свою музыку, разбавляя эфир шутками и комментариями. Одним словом, занимались тем, за что советскому гражданину мог «светить» немалый тюремный срок. Но, слава Богу, обошлось без последствий. Александр Черных окончил Куйбышевский политехникум связи. Отслужил срочную службу на Байконуре в войсках связи. Армейский опыт еще больше укрепил желание молодого человека посвятить себя работе в телекоммуникативной отрасли. Ей Александр Иванович отдал почти четыре десятка лет.

На годы его работы выпали значимые этапы телефонизации города, реформирования отрасли и строительство новых линий. ЭТУС стал крупным городским предприятием, с современным оборудованием. Были построены многокилометровые кабельные магистрали, узлы радиосвязи. Хозяйственным способом, то есть силами работников узла, к зданию РУС было пристроено двухэтажное помещение АТС на 1000 номеров. Параллельно велось строительство нового здания почты на южной стороне города на улице Маяковская, куда впоследствии переехали почта и телеграф.

Запуск новой АТС позволил массово проводить телефоны в квартиры. «Все подключения велись в соответствии с плановыми заданиями, — рассказывает бывший нормировщик узла связи Надежда Андреевна Елизарова. — В первую очередь подключали льготников: инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Казалось бы, 1000 номеров — цифра не малая, но емкость АТС вскоре была исчерпана. Стали образовываться очереди». Чтобы как-то выйти из создавшегося положения устанавливали спаренные телефоны. То есть, телефонный номер через блокиратор распаривался, и на выходе получалось два разных номера, но работали они как один. В момент, когда по одному из телефонов совершался звонок, второй абонент не мог воспользоваться линией. И хотя это был не лучший выход, но куда удобнее, чем параллельные телефоны, которые имели один номер и работали одновременно. Звонок приходил на оба аппарата, и можно было послушать, о чем разговаривают соседи.

С развитием инфраструктуры города возросла роль телефонной связи, как основного средства передачи информации. В период 1971-1975 годов проводилась реконструкция средств связи. А. И. Черных рассказывает: «Обновление системы началось со строительства телефонной «канализации» — системы подземных сооружений для прокладки кабеля. Для этих целей в Кинеле перекопали всю улицу Колхозную. Затем демонтировали воздушную линию, убрали телеграфные столбы. Запустили новые АТС и в поселках. В Алексеевке построили новое здание почты. Большим спросом среди населения пользовались радиоточки. На южной стороне города начал застраиваться новый железнодорожный район «Черемушки», линии радиопередач закладывались в его инфраструктуру».

Следующие десять лет совершенствовалось качество телефонной связи, как городской, так и междугородней. Раньше, чтобы поговорить по межгороду, необходимо было прийти на переговорный пункт, заказать звонок на определенный день и время, указать длительность разговора. При этом вызываемому абоненту о предстоящем вызове телеграфировали через телефонистку: «Вторник будь дома».

Во второй половине 70-х появилась возможность заказать разговор с домашнего телефона. Спустя десятилетие для межгорода с квартирного телефона нужно было просто набрать «07». Затем продиктовать оператору город, номер, имя абонента. Телефонист дозванивался и соединял.

Пятьдесят лет назад кинельские связисты совершили практически невозможное! Путем горизонтального бурения через железнодорожные пути станции Кинель на глубине семи метров проложили путепровод длиной 492 метра. Никто не верил, что это реально. Помощь в осуществлении работы оказал Валентин Пет-рович Тарасов, в то время заместитель председателя исполкома. Большое внимание стали уделять развитию связи в Кинельском районе. И к 1984 году все ручные телефонные станции в области заменили на современные АТС.

Во второй половине 80-х годов было принято решение о переходе Самарского региона на волоконно-оптическую связь вместо телефонного кабеля. Оптоволокно не реагирует на электромагнитные и электрические помехи, ему не страшна влага. И на сегодняшний день оптический кабель остается на пике популярности.

1993 год для работников связи Кинеля ознаменовался сразу несколькими событиями. Во-первых, запустили квазиэлектронную АТС «Исток». В Кинель «пришел» интернет, а с ним и сотовая связь — сначала «Билайн», затем «Мегафон». В этом же году началось реформирование отрасли.

На вопрос есть ли будущее у «динозавров» стационарной связи, Александр Иванович Черных ответил оптимистично: «Проводные телефоны рано списывать со счетов. Это наш резерв. На каком бы уровне развития не находилась мобильная связь, в некоторых случаях телефонный кабель надежнее. Я не открою большого секрета, если скажу, что мобильные сети в своей работе используют наши проводные линии. Стационарными телефонами пользуются в организациях и на предприятиях, они необходимы в качестве внутренней связи. Нам неведомо, какие новые открытия в науке и технике человечеству предстоят и какие перспективы развития стационарной связи ждут нас впереди».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

183