Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

02.04.2018 04:10 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 [1] от 31.03.2018 г.

Вывести образование на современный уровень

Автор: НИНА БУХВАЛОВА

Итогом рассматриваемого в формате «круглого стола» вопроса стало решение о создании рабочей группы. Группа займется проработкой конкретных предложений для принятия муниципальной программы.

ДЕПУТАТСКАЯ КОМИССИЯ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ ИНИЦИИРОВАЛА ПРОВЕДЕНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА» ПО ВОПРОСАМ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

В обсуждении приняли участие глава городского округа В. А. Чихирев, члены депутатской комиссии Думы по вопросам социальной политики, общественной безопасности, правопорядка и ЖКХ, руководители структурных подразделений администрации, представители управления образования. Были приглашены к разговору члены Общественного совета и Молодежной палаты при Кинельской Думе.

C 2016 года в городском округе действует муниципальная программа по поддержке местного здравоохранения. Что касается сферы образования, власть готова принять целевую программу, которая включала бы систему мер поддержки молодых специалистов. О том, какие аспекты должен отражать этот документ, обсуждали за «круглым столом». Участники дискуссии высказывали свои мнения, какой именно должна быть помощь и в каком виде ее предоставлять.

ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ

СИТУАЦИЮ

Прежде всего выяснили, как обстоят дела по привлечению и закреплению молодых учителей в городских школах. Случается, что, отработав два-три года, молодые специалисты уезжают, так и не прижившись в нашем городе. Почему так происходит?

Свое видение проблемы высказал глава городского округа Владимир Александрович Чихирев: «Подготовка специалистов по целевым направлениям, по мнению председателя Совета ректоров Г. П. Котельникова, на практике показывает, что это малоэффективно. Зачастую, по ним в вузы принимают выпускников школ с невысокими показателями ЕГЭ. Мировой опыт больше склоняет к выбору уже готовых специалистов, и на местах им предоставлять поддержку».

Директор Кинельского Ресурсного центра Анна Ва-сильевна Гулина ситуацию в системе образования не считает столь критической. На начало учебного года ставки предметников в школах ежегодно закрываются. Хотя определенная сложность возникает в привлечении хороших учителей иностранных языков, которые востребованы на рынке труда и предпочитают уходить в коммерческие структуры, нежели нести большую нагрузку в образовательных учреждениях.

Следует также учесть, что определенная часть педагогов продолжает работать, находясь в пенсионном возрасте. И еще не менее важная деталь — высокая нагрузка педагогов: вместо 18 нормативных часов в неделю учителя работают у доски по 27 часов.

Анна Васильевна привела статистику: «В последнее время в Кинельский образовательный округ ежегодно приходят 20 молодых специалис-тов, десять из них начинают работать в городских школах. Причина отбытия некоторых, скорее, не социального плана, а профессионального. Не все могут принять повышенный ритм работы в системе образования, выдержать высокую нагрузку, следовать требованиям к качеству преподавания и постоянному совершенствованию».

На сегодня в городских школах трудится 17 молодых специалистов, из них пять человек снимают жилье, четверо приезжают на работу из Самары и Кинельского района. Также было отмечено, что самарские специалисты охотно соглашаются преподавать в школах поселков городского типа Алексеевка и Усть-Кинельский, где педагоги получают дополнительные надбавки к зарплате. «В Самаре за такие деньги им бы пришлось работать на трех работах», — сделала сравнение А. В. Гулина.

Всем молодым специалистам по программе государственной поддержки выплачивается ежемесячная надбавка в размере 5 300 рублей и подъемные — единовременная выплата в 160 тысяч рублей. Фонд оплаты труда подразумевает стимулирующую часть, по которой учителя доплату получают по ряду показателей.

Лучшая модель образования, по мнению участников актуального разговора, когда по стопам любимого учителя его ученики идут в педагогические вузы — они зажигают их своим примером выбрать эту профессию. И когда готовят учеников — победителей олимпиад.

В обсуждении была затронута еще одна важная составляющая педагогического труда — участие учителей в профессиональных конкурсах. Отмечены самые активные школы № 2 и № 11, Образовательный центр «Лидер». Почему же в других городских учебных заведениях педагоги не особо проявляют интерес? Да потому как подготовка к конкурсным состязаниям — дело очень хлопотное, отнимает много времени, а его, при такой высокой часовой нагрузке, как раз и нет. И главное — в них надо не только о себе заявить, но и показать инновационные подходы. Здесь речь идет о конкурсе «Учитель года».

А вот молодежь проявляет себя куда активнее, участвует в профессиональном конкурсе «Молодой учитель» и показывает хорошие результаты. Молодые педагоги понимают, что конкурс — это престижно, открывает возможности для профессионального роста, приносит признание сообщества. Там, где работают такие педагоги, школы становятся статусными, туда родители стараются устроить своих детей на учебу. В разговоре глава городского округа подчерк-нул: «Наша задача — сделать образование современным, и мы готовы поддерживать и помогать тем, кто готовится к участию в областных конкурсах».

В ходе дискуссии речь шла и о развитии школы наставничества в образовательных учреждениях, когда старшие опытные коллеги помогают новичкам влиться в педколлектив, дают советы и поддержают.

НИ В ОБРАЗОВАНИИ, НИ В КУЛЬТУРЕ

Наиболее остро кадровый дефицит проявляется в системе дополнительного образования. Сложно найти педагога в музыкальную школу, художественного руководителя, спортивного тренера.

Заместитель главы городского округа по социальным вопросам Светлана Юрьевна Жиганова осветила глубину проблемы: «Совсем в стороне остались педагоги дополнительного образования, которые отнесены к сфере культуры, — это школы искусств. Работники этой структуры не получают надбавок ни как учителя школ, ни как работники культуры. Низкая оплата труда отражается на кадрах. Треть педагогов — пенсионеры, причем в большинстве своем возрастом старше шестидесяти лет. В допобразование сложно привлечь молодых специалистов».

Озвучена и другая ситуация. В спорте ведут занятия с детьми фанаты своего дела, зарплата за этот труд оставляет желать лучшего. А ведь хороший тренер — «штучный товар», и собрать полноценный тренерский состав по различным видам спорта — задача сложнейшая. Тренера еще найти надо, а затем и удержать в городе.

Директора школ искусств обсудили проблему и считают, что программа поддержки молодых специалистов должна отражать несколько пунктов. Во-первых, им, как и школьным учителям, необходимо выплачивать подъемные. Начинающие преподаватели, как правило, после училища и дальше учатся, заочно или очно, в высших учебных заведениях, и для них хорошо было бы установить стипендии. Ребята, обучаясь в консерваториях, могут проводить занятия в городских школах искусств, но останавливает оплата проезда — следует предусмотреть «дорожные», чтобы компенсировать эти траты. Конечно же, необходима поддержка в профессиональных конкурсах, доплата за кураторство.

А другой вид материальной помощи предложил Владимир Александрович Чихирев. Молодым специалистам, не проживающим в городском округе, приходится снимать жилье. Для них ощутимой стала бы помощь по компенсации оплаты за аренду жилья, муниципалитет готов ее выплачивать в размере 8 тысяч рублей, высказал свое предложение глава городского округа.

ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ

Для решения обозначенной проблемы нужна скоординированная работа, перспективное видение, куда двигаться дальше, как будет развиваться дополнительное образования. Тем более, по принятым стандартам образования, школы искусств теперь будут давать начальное профессиональное образование. Стало быть, их значимость возрастает.

За «круглым столом» шла активная дискуссия, высказывались мнения и предложения. Приняли решение создать рабочую группу, ей поручено до середины мая сформировать предложения, которые станут основой муниципальной программы поддержки специалистов учреждений дополнительного образования. Пакет предложений представят на рассмотрение депутатской комиссии, чтобы затем вынести на Думу для принятия конкретного решения и определения статей бюджетных расходов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

34