Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

25.04.2018 12:56 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 [1] от 21.04.2018 г.

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ

Автор: НИНА БУХВАЛОВА

ЭТОЙ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН СЛЕДУЕТ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ

В городском конкурсе «Лидер года 2017» победителем в номинации «Руководитель» стал декан инженерного факультета Самарской государственной сельскохозяйственной академии С. В. Машков. В беседе с Сергеем Владимировичем мы затронули широкий круг актуальных тем — о сельском труде, воспитании детей, любви к земле. Все эти основы стали отправной точкой в биографии будущего факультетского руководителя.

Сергей вырос в селе Виловатое Богатовского района. Любовь к земле привил отец Владимир Алексеевич, проработавший в колхозе водителем всю свою жизнь. Он до сих пор за рулем, колесит по стране. Когда-то в летние каникулы своего сына-пятиклассника привел на элитный ток. И упросил-таки заведующую: «Пусть хоть подметает зерно, чтобы был при деле».

«У меня были достойные учителя. Клавдия Петровна Тулупова, заслуженный работник сельского хозяйства, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством», показала пример, с какой отдачей надо трудиться, — начал рассказ Сергей Владимирович. — В первый день в должности помощника бригадира (учился на пятом курсе) со своим руководителем Александром Федоровичем Чуносовым выехал в поле. У летнего стана стоял трактор, по всей видимости, сломался. Бригадир сказал мудрые слова: нельзя верить на слово, а если поверил, все равно проверь».

Эти основы функционального контроля стали его правилом. Сергей Машков продолжил работать в родном селе, будучи студентом сельхозакадемии, затем и аспирантом. Работал на тракторе и комбайне, был помощником бригадира и механика, «дошел» до должности помощника главного инженера. Декан инженерного факультета с производством не расстался, сегодня является куратором Нефтегорского района, контролирует весь производственный процесс — посевная, уборочная, состояние техники.

- У Вас гены крепкие. Крестьянские?

- Моя прабабушка застала царя и президента России Путина, прожила 89 лет, многие лихолетья пережила. Два раза ее семью раскулачивали. В первый раз выслали в Ташкент, оттуда баба Настя пешком пришла в село. Второй раз, после войны, отправили на выселки за тюк сена. И опять вернулась — родина тянет. Дед Иван плотником был, топор доверил мне, мальцу, в 8 лет. Родители нас к труду приучили с детства, мы помогали по хозяйству, а оно состояло из 60 свиней, трех коров, 5-6 бычков, кур вообще по головам не считали, картошки сажали по 50 соток.

- Что вас заставляло работать летом в колхозе? Желание заработать деньги?

- Люди за труд получают деньги, без них в жизни не обойтись. Но ответьте, кто из сегодняшних мальчишек готов весь день отработать — за буханку хлеба? Заведующая током попросила еще вторую смену отработать, за это вторая буханка полагалась — не взял. Первого сентября председатель колхоза мне грамоту вручил, родителям — набор хрустальной посуды за воспитание сына. Такая была оценка труда, и мы этим гордились. Позднее, повзрослев, день и ночь с площади в 5000 га зерно убирали на комбайнах, которые сами из пяти остатков агрегатов собирали, перебирали детали круглосуточно — это ли не битва за урожай?! В уборочную в поле спали, сомкнув глаза на пару-тройку часов. Такое деньгами не измерить. Запах хлеба — он не выветривается и не забывается в сознании.

- Так чем же он пахнет?

- Наверное, он у каждого свой. Для меня — это примесь зерновой пыли на току, запах солярки, исходящий от работающего трактора. На уборочной за комбайном вечером в штиль стоит в воздухе зерновая пыль. Дымка. Все вместе пахнет чуть подгорелой корочкой хлеба. Это мой запах. У хлебороба, даже если он в город вырвался, этот запах остается в крови, в генетической памяти.

- Стало быть, вы были твердо уверены в выборе своей будущей профессии?

- Я мечтал стать инженером-строителем, строить такие гиганты, как аэропорт. После школы отец привез меня в сельскохозяйственную академию и сказал: «Либо ты через пять лет явишься домой с дипломом, либо иди служить в армию». Больше в вузе батя не появлялся.

Одна часть моих юношеских мечтаний сбылась — инженером я стал. И вторая отчасти исполнилась. Строить приходится, ремонты на факультете практически делаем своими руками, дрель и перфоратор в руках преподавателя — у нас дело привычное. Сейчас на факультете строим учебный центр по обучению специалистов дилерской (сервисной) службы.

- Зачем вам, будущему инженеру-механику надо было получить еще и экономическое образование?

- На третьем курсе появилась возможность одновременно получить и второе высшее. Большинство ребят из группы рассудили верно: основы управления, знание менедж-мента помогут в руководстве. В качестве руководителя для себя выработал правило: в течение двух часов принять решение и подписать документы — иначе эффективность труда будет низкой.

Второе высшее образование С. В. Машков получил в 2007-м. Обучаясь на инженерном факультете, параллельно на экономическом осваивал специальность «Экономика и управление на предприятиях АПК». С 10 сентября 2009 г. стал заместителем декана по учебной работе инженерного факультета, продолжая преподавать на кафедре «Менедж-мент и маркетинг», по сов-местительству вел занятия на кафедре «Сельскохозяйственные машины». В 2015 г. — заведующий кафедрой «Электрофикация и автоматика АПК». 1 июля 2016 — назначен деканом факультета.

- Вы являетесь инициатором создания в академии профильных классов по изу-чению современной техники. Как это происходило?

- В 2010 году, первые в России, мы открыли класс по сберегающему земледелию, где было представлено оборудование и оснастка современной техники. Помогли личные контакты с генеральным директором ЗАО «Евротехника» Людмилой Владимировной Орловой. Мы отказались от постоянных экспонатов, вузу покупать технику дорого, она быстро устаревает. Нам производители предоставляют сельскохозяйственную технику на обучение. Когда она продается, взамен приходит образец последней модицификации. Так идем в ногу со временем.

В марте на «Неделе мирового агробизнеса» на инженерном факультете открыли уже восьмой по счету учебный класс. Технику нам предоставляют 10 компаний-производителей. Так восемь лет назад мы обозначили новый подход в высшем образовании, теперь ему последовали практически все сельхозвузы РФ. Более того, своей идеей мы подвигли завод «Росссельхозмаш» открыть сеть профильных классов по всей стране.

- В аудиториях инженерного факультета используется больше 40 единиц мультимедийного оборудования. Как это у вас получается — так основательно подкреп-лять материальную базу?

- Спасибо выпускникам инженерного факультета. Они делают это в знак благодарности, что здесь получили путевку в жизнь, построили карьеру, развили бизнес. Многие наши выпускники становятся успешными людьми. У инженера «логика в действиях»: цифры в голове, на деле — результат.

- Современный абитуриент, студент отличается от вас — студента начала 2000-х?

- У сегодняшних детей меньше развит логический склад ума, они во всем полагаются на гаджеты, а это не тренирует мозг. И еще, они не приучены к труду, не имели контакта с инструментами, техникой. После обучения на село, в основном, идут работать дети фермеров, из династий сельскохозяйственных профессий. Доля городских студентов растет, их привлекают актуальные профессии. Выбор есть — много специальностей. На очном отделении обучаются 390 студентов, заочно — более 800. На факультете 21 программа подготовки, 8 кафедр, бакалавриат, магистратура, аспирантура, ведется базовая подготовка студентов на производстве — в Поволжской МИС. Без работы наши студенты не остаются, они уже с третьего курса востребованы на практике.

- Вы сказали, что производительность труда в российском растениеводстве самая высокая в мире. А ведь еще вчера Россию считали отсталой аграрной страной?

- Кризис нас многому научил и заставил действовать. Адаптированные европейские технологии у нас работают эффективно. Нагрузка на один комбайн в нашей стране больше 1000 гектар, на Западе — всего 150. Инженерия несет благо — автоматизация, а теперь и роботизированные подходы делают сельское хозяйство рентабельным и привлекательным. К примеру, картофелеуборочный комбайн заменяет труд 1000 человек на ручной копке, современный зерноуборочный комбайн на уборке зерна — 10 000 человек. Но сельское хозяйство во всем мире требует государственной поддержки. В США и Европе — оно также основательно дотируется. Иначе продукты питания будут очень дорогими, и мало кто себе позволит покупать натуральную продукцию.

- Построить добротную карьеру ученого и руководителя подразделения высшего заведения помогла Вам крестьянская находчивость или методическая планомерность в действиях?

- Наверное, и то, и другое. Вот жизненный пример. В моем селе мы создали дворовую хоккейную команду. Купить экипировку было не на что, я — студент 4 курса, заверил председателя колхоза, что деньги будут! Тот всерьез, конечно же, такое заявление не принял. Тогда я проходил практику в ЗАО «Евротехника» и прямо обозначил проблему сельчан Л. В. Орловой. Она ответила: «Везите счет, будет вам хоккейная форма».

- Как Вы воспитываете своих сыновей?

- Знаете, я к шуткам про сельское хозяйство отношусь очень болезненно. Кто об этом говорит с иронией, не знает, какой это тяжкий труд — он до кровавых мозолей. Это когда ты в землю родную корнями врос, когда от недосыпа падаешь, но дело делаешь.

Моя жена Румия — тоже сельчанка. Она из Малой Малышевки, закончила технологический факультет, мы с ней «на одной волне». Старшему сыну Артему пять лет, Тимуру — два года. Мой отец всегда душой болел за коллектив, отвечал за свою работу и нас воспитал землю и Родину любить! Теперь и мы так воспитываем своих сыновей. В самом деле, так и бывает: что посеешь, то и пожнешь.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

115