Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

08.05.2018 08:44 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 08.05.2018 г.

ИЗ ВОЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Автор: Анна ИВАНОВА. Фото автора материала и из архива семьи Елизаровых-Филипповых.

Анастасия Михайловна с портретом внука Кости, написанным ее сыном Виктором.

ПОИСКИ МОГИЛЫ БРАТА, СЛОЖИВШЕГО ГОЛОВУ ЗА ОТЕЧЕСТВО, ПРОДОЛЖАЛИСЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ

Мемориальный комплекс в селе Горькая Балка Ставропольского края.

Анастасия Михайловна Филиппова на могиле брата.

1 января 2018 года жительница Кинеля Анастасия Михайловна Филиппова отметила свое 99-летие. Сложно уместить жизненный путь длиною в целый век в один маленький газетный очерк. Но самые страшные вехи в истории страны — Великая Отечественная война — выпали на молодые годы поколения, рожденного в начале двадцатого столетия. Об этом и поведем речь. Величественнее этого преодоления, пожалуй, нет ничего в памяти народной.

«РОДНЕЕ БРАТА

НЕТ НИКОГО»

Свое повествование женщина начала с рассказа о брате — роднее и ближе души не было у Анастасии Михайловны с раннего детства. Матери лишились, когда Насте было четыре года, брату Косте — десять лет (он с 1913 года). Отец Михаил Павлович Елизаров был родом из села Каменка Приморского края. Переехав в Кинель, работал составителем поездов на станции. «Жили мы недалеко от станции, в двухэтажном кирпичном доме для железнодорожников, который называли «обжоркой», — вспоминает Анастасия Михайловна. — В этом доме выдавали кукурузу работникам станции. В Поволжье тогда голод был, из Америки присылали сушеное зерно».

Вторая жена отца почему-то не очень жаловала детей мужа. Так бывает. У женщины была глухонемая дочь, добрая, приветливая девочка. Позднее родились еще две дочери у Елизаровых. Костя с Настей держались друг за дружку, брат чувствовал свою ответственность за родную младшую сестренку. Каждое лето брал ее за руку, и топали пешком в село Студенцы, к родственникам матери. До осени жили у дяди Лупана, а у него — своих пятеро. И тетушки, трое старших маминых сестер, привечали племянников. Так и жили.

После школы Константин Елизаров учился в Куйбышеве, добирался до областной столицы в почтовых вагонах. Потом решил стать военным. На границе было неспокойно, Анастасия Михайловна волновалась за брата, потеряла с ним связь. Лишь в конце 30-х годов перед отправкой на учебу в Киевское военное училище приезжал Константин Михайлович в Кинель. Незадолго до начала войны пришло долгожданное Настей письмо от брата, в котором он обещал: «…Как только по направлению после окончания училища получу постоянное место жительства, тебя заберу к себе…».

Лейтенант Елизаров окончил учебу в июне 1941-го, больше с братом они не встретились...

ТРУДИЛИСЬ С ТВЕРДОЙ ВЕРОЙ В ПОБЕДУ

Анастасия Елизарова окончила семь классов средней школы. По тем временам — хорошее образование. Училась и работала телеграфистом на станции Кряж. Когда началась война, вернулась в Кинель к отцу, поступила на Завод укупорочных изделий (№ 12). Настя исполняла обязанности экспедитора — принимала и отправляла грузы.

В коллектив влилась сразу, работали «в одной связке». Изделия (прокладки для двигателей самолетов, танков) возили «полуторками» в аэропорт, и отправляли самолетами. «Два раза приходилось замерзать мне в дороге. Зимой машин нет — грузили по два ящика в большие санки. И всемером, — по две девчонки на санки, да я, — тащили груз за Алексеевскую гору, в Смышляевку, сдавали, — вспоминает суровое военное время Анастасия Михайловна. — Еще выпускали капсюли к гранатам для чапаевского механического завода (№ 309). Эти изделия — багажными вагонами отправляли. Ящик весил около 30 килограммов. Начальник цеха калибровки, женщина, поднимала людей, а в основном это были молоденькие девчонки, они и носили тяжеленные ящики от завода в багажное отделение».

Рассказала Анастасия Михайловна о том, что во время войны Одесский пробочно-линолеумный завод «Большевик» и Николаевская парфюмерная фабрика «Астра» были эвакуированы в Кинель. Производство объединенного завода срочно переводилось на выпуск оборонной продукции. Сложная, трудоемкая работа.

С улыбкой вспоминает труженица тыла курьезный случай: «Направили меня в Оренбург раздобыть для нужд завода глицериновое масло. Остановилась в гостинице. А простодыра! Тормозок, что взяла из дома покушать в баночке литровой, на тумбочку поставила. Ну вот, задание выполнила, все задуманное сделала: посмотрела, как и где мыло делают, все порасспросила, убедилась, что цистерну в состав к отправке поставили. Уже и ехать пора — бегом в гостиницу, перекусить и возвращаться домой. Прихожу, а баночка моя чисто вымыта, перевернута, на тумбочке поставлена. До сих пор вспоминаю, как вежливо со мной обошлись! А кто — и не знаю. Ну да Бог с ним, все голодные тогда ходили…».

А. М. Елизарова проработала на заводе все военные годы. Вместе с другими кинельскими девушками-девочками ковала победу в тылу. В выдавшийся для нее выходной майский день Настя по радио услышала — конец войне, победа! Прибежала на завод, а там уже все целуются, обнимаются, директор стол со стопочками организовал. «И даже на вокзале в ресторане посидели. Стали расходиться, а день был ясный, солнечный... Только вышли на перрон, и вдруг пошел дождь, да такой сильный, промокли насквозь! А он льет и пузырями по лужам! Вот как мы встретили Победу, так старались для этого Дня!», — как сейчас помнит Анастасия Михайловна этот самый долгожданный день. Справедливо люди, проработавшие в тылу в период войны получили статус ветеранов Великой Отечественной.

ПОИСКИ БРАТА

На протяжении всей беседы Анастасия Михайловна отмечала, что с людьми — соседями, коллегами, куда бы не бросала ее судьба, всегда быстро находила общий язык, сближалась. А «путешествовали» много.

С мужем, Петром Степановичем Филипповым, долгое время после войны жили в Приморском крае, на берегу Японского моря, работали на консервном заводе села Каменка, пристань Рудная. С теплотой вспоминается это время — мирное, работящее, бескорыстное. Заводик был небольшой, но уютный, чистенький. Выпускали, в основном, камбалу в томатном соусе, другой ассортимент. А природа какая прекрасная в Приморье! Лес чудесный, кедры до небес с полезным орехом, ягода — брусника, голубика, а рыбки сколько в море! Вода с гор течет холодная и прозрачная, как слеза.

Анастасия Михайловна работала бригадиром на складе готовой продукции, иногда и в цеху переработки приходилось помогать. Муж — электромонтером. Появился сын Виктор, родился в 1951 году. Анастасию Филиппову дважды избирали депутатом районного совета. Все хорошо, но вот досада, не заладилось со здоровьем — гипертония. Врачи посоветовали сменить место проживания.

Поиски брата Константина, не вернувшегося с войны, Анастасия Михайловна начала еще в Приморье. Знала от семьи отца, что брат погиб в январе 1943 года. Но где можно поклониться останкам? Сердце разрывалось. Вернувшись в Кинель с мужем, женщина продолжила искать. Не получив документов от родных, обивала пороги районного, затем областного военкоматов. Там подсказали адреса нескольких частей, где служил Константин Михайлович Елизаров. И однажды прислали информацию, что брат погиб в Ставропольском крае, под селом Горькая Балка.

Сын Филипповых, Виктор, к тому времени уже был женат, проживал и работал в Краснодаре, а внук Костя воспитывался некоторое время у бабушки Насти и дедушки Петра в Кинеле. Вот и поехала Анастасия Михайловна с внуком к своему сыну, рассказала о Константине. Оказалось, что это недалеко от места, где жил Виктор.

Впервые тогда побывала Анастасия Михайловна на могиле брата. В селе они отыскали ухоженный обелиск с именами погибших, на плите — свежие цветы. Существующий в то время в районе колхоз-миллионер занимался выращиванием тонкорунных овец. С большим уважением рассказывает пожилая женщина о работящих и добрых людях села, которые ухаживали за могилой, чтили память воинов, отдавших свои жизни за освобождение Родины от фашистских захватчиков.

Капитан Елизаров Константин Михайлович, командир роты связи 271-й стрелковой дивизии, подорвался на мине в бою при освобождении села, вместе с солдатами. Позднее останки десяти павших воинов перезахоронили на мемориальном комплексе в селе Горькая Балка, воздвигнутом в 1989 году в центре сельского парка. На мраморных плитах выбиты имена 405 односельчан, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны.

Имя капитана Елизарова значится в 11-м томе Книги Памяти Самарской области, среди воинов Волжского и Кинельского районов.

Несколько раз приезжала Анастасия Михайловна с родственниками на братскую могилу. Подружилась с работниками сельского совета, вела переписку с сотрудниками местного музея. Все время останавливалась у одной доброй женщины, которая встретилась в вагоне поезда в первую поездку. Попутчица поинтересовалась, куда бабуля с внуком направились? Анастасия Михайловна и скажи: «К брату еду — Константин Елизаров, участник Великой Отечественной, — похоронен в селе Горькая Балка. Уж договорились с руководителем сельсовета, в гостинице остановимся». А женщина в ответ: «Ну нет, ни в какую гостиницу вас не пущу, к себе заберу. Подружимся».

Вот такие прекрасные, отзывчивые люди живут в Ставропольском крае, резюмировала Анастасия Михайловна. Каждый год по сию пору направляет она поздравительные телеграммы сельчанам к Дню Победы. Сотый годок разменяла, но не забыть.

ЧЕРЕЗ ВСЮ СТРАНУ

Очень гордится А. М. Филиппова сыном Виктором: «Он был способный к рисованию, сызмальства изображал «челдавечков», и все в движении. Позднее занимался чеканкой, резьбой по дереву. Окончил архитектурный институт. Работал во Владивостоке, в Краснодаре. Переселился с семьей снова на север, в Амурск. Любил тайгу, охоту, рыбачил».

Жаль, рано, в пятьдесят лет ушел из жизни. Несчастный случай послужил причиной болезни глаз, Виктор стал слепнуть, долго лечился. Мать летала самолетом в Амурск — поддержать сына. Анастасии Михайловне в ту пору уже далеко за семьдесят было, а она еще на участке работала, урожай завсегда хороший, богатый собирала. Любила цветы разводить. А еще рукодельничать — это у женщин-Елизаровых семейное: шить-вышивать они знатные мастерицы.

Вернувшись в родной Кинель из Приморья, Филипповы поначалу на позьме жили в землянке, участок осваивали, сад-огород закладывали. Собирались дом-сруб поднимать. Но случилась беда, умерла сестра мужа. Остались трое детей — мальчики. Старший, правда, в армии уже отслужил, а младший — в пятом классе учился. Филипповы решили забрать их жить к себе. И полетели за ними… на Южный Сахалин. Старшим детям Петр Степанович помог устроиться на работу в Кинельскую дистанцию связи, где сам трудился электромехаником. Младшего определили в школу. Сруб поднимали всем миром, как водится — помогали соседи, друзья, коллеги по работе.

Довелось еще и в Мурманск съездить Анастасии Михайловне. Средний племянник срочную в Североморске служил (закрытая воинская часть), скучал очень. Как-то под Новый год с гостинцами навестили солдата.

благодарить

каждый день

Сейчас А. М. Филипповой по хозяйству помогает племянница Елена Владимировна. Ухаживает за Анастасией Михайловной как за родной матерью. Корни у них одни — Елизаровские. Рассады Лена бабушке насадила — во всех комнатах зелено. Бабуля поливает, пикирует, чтобы без дела не сидеть. Но в огороде, конечно, только радуется, глядя на Лену, как та управляется.

«Вот мне счетчик недавно в доме поменяли, у него срок — до 2026 года. Монтер сказал — будешь жить, пока новый не придется ставить, — смеется Анастасия Михайловна. — Все бы ничего, да вот руки не слушаются, и глаза уже не те. Раньше сама умела и тесто прекрасное, и пироги вкусные готовить. Племяннику в Североморск почтой осенью посылали варенье, яблоки сушеные, борщевую приправу даже, а однажды и лепешек в посылку сложила. Да еще «безобразничала» немножко — на машинке выбивала ришелье — скатерки, занавесочки. А сейчас хочу, да не могу. Вот Лена, спасибо, помогает, добрая душа. А наше дело — каждый день благодарить за то, что он настал».

Старший лейтенант К. М. Елизаров.

Анастасия Михайловна в молодости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

47