Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

17.09.2018 13:08 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 [1] от 15.09.2018 г.

Течёт речка Язевка

Автор: Нина БУХВАЛОВА

УДИВИТЕЛЬНУЮ КРАСОТУ, СОЗДАННУЮ РУКАМИ ЛЮДЕЙ, ЖУРНАЛИСТ ГАЗЕТЫ УВИДЕЛА, ЗАГЛЯНУВ ПО ОДНОМУ КИНЕЛЬСКОМУ АДРЕСУ

Как мы относимся к природе? Одни этим бесценным даром пользуются потребительски и разорительно. Другие считают, что ее надо беречь, но делают это больше на словах, а на практике — не очень-то. И только небольшая часть людей бережет то, что нам даровано, и старается пользоваться с отдачей.

Член Общественной палаты городского округа Кинель Нина Владимировна Гражданкина предложила редакции рассказать о жителе северной стороны Кинеля, радеющем за сохранение речки Язевки: «Пусть люди почитают вашу газету и поймут, как надо обращаться с рекой. Надеюсь, что положительный пример подвигнет их на созидательные действия, и они перестанут губить природу».

Мы понимаем, что одной публикацией не изменить сознание, но все же … почитайте, подумайте, сделайте вывод.

В ГОСТИ К СМАГИНЫМ

Наш путь лежал на одну из улиц северной стороны, где живут супруги Смагины Сергей Васильевич и Галина Анатольевна.

Подъехав к указанному адресу на улице Набережная, недоуменно спрашиваю: «А где же Язевка?». Река так причудливо течет по северной стороне, что сразу ее и не найти среди застроенных улиц. Как только вошли на участок, спустились к водоему.

От некогда полноценной реки Язевки, о которой с грустью вспоминает старшее поколение, в современности осталась речушка. Боль и печаль поборников экологии — пропадает река, заиливается дно, зарастают берега камышом, водного зеркала остается все меньше.

У ВОДЫ БЛАГОДАТЬ

В границах участка Смагиных кусочек реки заметно отличается от соседских. Берег расчищен, камыши убраны, и даже по осени водная гладь почти чистая от ряски. Взгляд в сторону — полный негатив. В сплошной зелени нет просвета, воды не видно. К берегу не ступить — камышовые заросли стеной.

На смагинском пятачке — уголок отдыха, полной релаксации. Бережок до самой кромки воды в мягком ковре газона. Место для костра обустроено. Как тут хорошо с удочкой посидеть, карасей подергать, ушицу душистую сварить — неспешно вечерить-сумерничать…

Сергей Васильевич рассказал, как он создавал свой задушевный уголок у реки-живительницы. Как на купленном участке вырубал многолетние камышовые и прочие заросли, землю разравнивал-утрамбовывал, грунт поднимал, ямки заделывал, чтоб не заливало в весеннее половодье. Не поверите, траву у соседей забирал, которую они в мусорные контейнеры сносили — и к себе в компост. Складывал, просыпая землицей, затем целлофаном укрывал, чтобы содержимое прело, созревало и превращалось в богатую гумусом почву. Смагин — за экологически чистое земледелие.

Сергей может часами говорить о природе, ее великолепии, неповторимости: «Река — это жизнь, особая биосреда. У нас тут утки живут двух видов: лысихи — красивые водоплавающие черного оперения с отливом, кряквы — их-то по звуку сразу узнаешь. У диких птиц тут было родовое гнездо, долгое время утят высиживали, на крыло ставили. Жаль, соседская собака на берег повадилась, спугнула живность, теперь они на потомство не решаются. Но до гнездования славно гостят, плавают, нас радуют.

А как цапли царственно замирают на одной ноге — это надо видеть! Водятся ондатры, замечаю — бобры появились. Несколько раз за лето лебеди навещали, они так красиво низко-низко над водой парами летят».

В ПРУДУ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ НИМФЕИ

У воды, да не поговорить о рыбе? Тут же другая история у Сергея Смагина приготовлена: «Сын, бывало, наловит карасей, домой принесет, мы их в ванную, отберем 7-8 живчиков покрупнее и запускаем в собственный прудик на размножение. С икринок головастиков штук 150-200 появляется. Как только молодняк подрастет до самостоятельной безопасной жизни — выпускаем в Язевку. Закон природы такой — что взял, верни для сохранения видового баланса».

Впрочем, прудик хозяин вырыл не только для практических целей, чтобы использовать под питомник рыбной молоди. Красота не чужда мужчине, и он ее создатель. Долгое время в водоеме резвились золотые рыбки и внушительных размеров кои. Декоративные рыбы красного пятнистого окраса с позолотой чешуи — признанная роскошь императорских садов, а тут разводят на тихой улочке, в почти деревенском закутке. Поразил, однако.

Дальше рассказ еще более красочен: «На дне водоема установил фонтан и подсветку. Рыбье живое золото замрет-зависнет в свете прожектора надолго — любуйся, глаз не отводи!».

Полюбоваться рукотворным прудом манят и колонии декоративных кувшинок — прекрасно себя чувствуют и благодарно в ответ цветут четыре сорта нимфей. Тоже диковинка для наших садов.

«Мне по душе водная стихия, — откровенничает Сергей. — Даже в городских условиях, в квартире всегда держал аквариум на 300 и более литров. А тут на воде — все великолепие наше! Весной в окно люблю наблюдать, как льдинки по реке плывут, как в чистой воде облака отражаются…». Заинтриговал. Когда же горожанин стал кинельцем и натуралистом?

ДОМ — ДЛЯ ДУШИ. САД — ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ

В 2000 году Смагины купили дом в Кинеле. Самарцы место переезда на постоянное жительство искали долго, рассматривали варианты в Царевщине и дальше, за Кротовку ездили. Остановились на кинельском варианте, по сердцу пришлось это тихое место, речка привязала к себе. Машинист локомотива, затем дежурный по депо «Самаратранспригород» с удовольствием сменил городскую суету на неспешную провинциальную жизнь.

Однако наш герой свои приобретенные семь соток обихаживать начал не с берега реки, в тот момент пребывавшего в заброшенном виде, и не с огородных грядок, а ...с цветов. Шутит: «Помидоры-огурцы для меня вторичны. Я действую по принципу: «Ударим садами по огородам».

Сергей родился в частном доме в Кировском районе Самары, 18 лет там прожил, рос среди цветов и бабочек. Затем 20 лет «томился» в бетонной коробке, в тесной квартире. Вывод для себя сделал однозначный — лучше жить на природе, в своем доме.

Сергей Васильевич может говорить без устали: «С апреля мы встречаем крякву на реке, в начале лета соловьями заслушиваемся. Здесь так тихо, умиротворенно. Дымком потянет — кто-то баню затопил. По улице стадо коров прогонят, от животных тугой настоянный теплый поток воздуха исходит — по-домашнему, по-деревенски.

Я в саду не работаю, — отдыхаю». Смагин, натура увлеченная, так говорит для поэтического слога. Ведь без труда не выловить рыбки из пруда, на грядках ничего не вырастет, клумбы не отблагодарят постоянным цветением.

Сергей Васильевич в пять утра уже на ногах, в сад выходит. В прекрасное утро работа спорится. Пока не жарко, в теплице поработает, овощами на грядках займется.

Газон, вопреки всеобщему мнению, совсем не для ленивых. Необходим целый перечень неотложных работ — регулярная прополка, полив, стрижка. У Смагиных он ухоженный, словно ковер с мягким густым ворсом расстелен, так и манит пройтись босиком.

Слушаем дальше смагинские натуралистические рассказы. На участок ворон повадился, прознал, где можно подкормиться. Прилетал дважды в день строго в 10.00 и 15.00, хоть часы проверяй. «Вчера огромную птицу видели, сидела на дереве — ненароком залетела, — рассказам Сергея и Галины нет конца. — У нас часто сова гостит, кукушку слышим, дятел поселился. Для стайки свиристелей на калине и рябине ягоды спеют».

ВСЕ ДЛЯ МУЗЫ

Ну и, конечно, цветы. Бесконечное море цветов. «Все для моей Музы — Галины», — с улыбкой говорит муж.

Осенью, как огородные дела закончатся, усталость чувствуется. Но и месяца не пройдет, ждет нового сезона Сергей. Схемы чертит, продумывая как оформить клумбы, какие цветы посадить, новинки отслеживает. Знает полезные агроприемы, применяет народные средства борьбы с вредителями.

Смагин природными циклами живет: «Люблю тюльпаны — за яркую первую красоту, весна пришла и все еще впереди. Летом — калейдоскоп цветов. Принципиально хризантемы не сажаю, они свидетельствуют о конце сезона, грусть навевают».

С середины декабря Сергей Васильевич начинает заниматься рассадой. Сначала сажает шесть десятков пеларгонии. Потом готовит рассаду в огромных количествах: петунии, сальвии, бархатцы и так далее. Каждый хрупкий росток из шприца поливает, чтобы не потревожить.

И вот наконец долгожданная весна. Язевка от зимнего сна просыпается, сбрасывая ледяные оковы. Сплошным ковром по всему участку расцветают любимые первоцветы. И Галина радуется, и природа трубит начало жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

431