«Школу очень люблю»
В УЧИТЕЛЬСКОМ ПРИЗНАНИИ ЕКАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ ШАКИРОВОЙ — ТЕПЛАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К ДЕТЯМ И ГЛУБОКОЕ УВАЖЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ
1 сентября 2008 года выпускница Самарского государственного педагогического университета начала свою педагогическую деятельность в Образовательном центре «Лидер». Молодой специалист жаждала окунуться в школьную жизнь, хотя на тот момент она была еще и в статусе молодой мамы — первенцу Руслану исполнилось всего четыре месяца. Спустя месяц Екатерина Ивановна перешла в усть-кинельскую школу № 2, где освободилась вакансия учителя математики. Через четыре года директор образовательного учреждения, разглядев в талантливом педагоге организаторские способности, назначил ее своим заместителем по учебно-воспитательной работе.
Руководитель вначале поставил Екатерину Шакирову в кадровый резерв, отметив ее важные качества — исполнительность, аккуратность и четкость в выполнении административных поручений. «С заместителем по учебной работе Татьяной Николаевной Толпекиной мы работоспособная команда, слаженный тандем, — говорит Екатерина Ивановна. — Татьяна Николаевна — филолог по образованию, я — математик, и мы дополняем друг друга в работе».
ВМЕСТИТЬ НЕВМЕСТИМОЕ
Директор школы Ю. А. Плотников характеризует своего заместителя очень высоко: «Большое везение, что Екатерина Ивановна работает у нас. Составление учебного расписания — почти ювелирная работа. Она умеет его скомпоновать так, что 1236 учеников вовлечены в безостановочный учебный процесс, а 76 учителей задействованы практически «без окон» в расписании».
Юрий Алексеевич выделяет способность заместителя умело и пропорционально распределять среди педсостава нагрузку, при этом никого не обидеть и не задвинуть на задний план. Составить функциональное расписание уроков для большой школы — задача многосложная. В ее решении как раз навыки математики и логического мышления играют «первую скрипку». Весь август Екатерина Ивановна проводит в решении этих многоходовых комбинаций. К 1 сентября расписание составлено, рабочая нагрузка распределена, директор его утверждает и — коллектив настроен на плодотворный результат. Весь этот компоновочный процесс сама Екатерина Ивановна в шутку называет «уложить неуложимое», «вместить невместимое».
Заместитель директора курирует несколько направлений в деятельности учебного заведения. Когда речь идет о контроле за выполнением учебных планов учителями, то здесь не ставится вопрос о недоверии к работе коллег. Необходимо общими усилиями добиться эффективных действий. Следующая ее задача — подготовка педагогического коллектива к аттестации. И здесь у школы высокие показатели — 90% учителей имеют первые и высшие квалификационные категории.
Екатерина Шакирова говорит: «Учителя не только учат детей, но и сами должны постоянно учиться. А наша задача создать условия для этого. Курсы повышения квалификации — обязательное условие в таких профессиях, как учитель и врач. Так как мы и медики в ответе за самое ценное на земле — детей и здоровье».
Инновационная деятельность — постоянный процесс в школе. Несколько лет назад Шакирова с детьми занималась проектом благоустройства школьной территории — специального места для проведения различных мероприятий — который был успешно защищен на Молодежном форуме «IВолга-2013». В числе руководителей, чьи проекты отметило жюри, Екатерина Ивановна была награждена поездкой на Байконур.
Впечатления от космодрома яркие до сих пор: «Я вместе с командой руководителей проектов-победителей посмотрела, как ракета готовилась к запуску в космос. Незабываемой стала встреча с космонавтами накануне их полета, мы беседовали с ними. Затем ночью на космодроме наблюдали пуск ракеты — мощное зрелище, будоражащее воображение».
ПРОВЕСТИ УРОК С ЧИСТОГО ЛИСТА
В бесконечной череде административных дел уроки математики в 5-м «спортивном» классе — ее отдушина.
«Тут свои особенности, — рассказывает учитель математики Екатерина Ивановна Шакирова. — Учебный процесс спортсменов согласовывается с тренерским составом детского хоккейного клуба. Сначала половина ребят учится в первую смену, потом идет на тренировку, и, наоборот, у другой части класса занятия начинаются во второй половине дня. Вечером хоккеисты едут тренироваться на лед. В классе учится 26 детей, среди них 9 девочек».
В этом классе математике уделяется серьезное внимание — точная наука развивает логику, учит концентрации мыслей и действий. Кроме того здесь ребят учат еще и игре в шахматы. Все эти качества необходимо развивать в спортсменах.
Ученики школы считают Екатерину Ивановну универсальным педагогом. С восторгом рассказывают, что она может дать урок по любому предмету — химии, физике, истории и другим. В самом деле, ей приходится замещать учителей, когда складывается такая ситуация.
Для нас педагог уточняет: «В принципе, могу провести занятия по любому предмету, если есть немного времени познакомиться с материалом в учебнике. По математике, физике — нет проблем, сразу могу начать урок с чистого листа. без подготовки приду на урок истории». И поведала, какая у нее с предметом «История» интересная «история» приключилась.
Детям в школе сложно уложить в голове всю хронику дат и событий. И самой Екатерине Ивановне на первом курсе университета не удавалось все исторические эпохи-вехи разложить «по полочкам». Пока преподаватель истории в ее сознании «революцию» не совершила — четко разобрала закономерность и логику предмета. И все встало на свои места.
ТРИ АВТОРИТЕТА В ПЕДАГОГИКЕ
Три педагогических личности, как скульпторы, выточили в ней учителя. Учительница начальных классов сельской школы в Сырейке в жизни Екатерины сыграла главную роль: «Я благоговела перед Татьяной Викторовной Сырбул все одиннадцать школьных лет. С первого класса знала, кем быть и на кого равняться — стану учителем, как она». А так как математика у Кати хорошо шла, выпускница сельской школы без труда поступила в педуниверситет.
В вузе встретила своего второго Учителя — преподавателя истории. А науку ведения предмета в школе преподнесла усть-кинельский учитель математики Нина Андреевна Логинова. Екатерина Ивановна говорит: «Знаю, насколько важно в начале педагогического пути встретить опытного коллегу, который введет в профессию. Нину Андреевну считаю уникальным педагогом. Она — мой Наставник, научила меня тем секретам, которые в вузе не преподают. Приходила на мои уроки, я была на ее занятиях, затем анализировали вместе, как они прошли, что надо было сделать. Я ей очень благодарна за мое становление в учительской профессии».
О своем любимом предмете Екатерина Ивановна может рассказывать часами: «Сейчас математику веду для души. когда от учеников отдачу вижу — крылья вырастают. Разумеется, точная наука не каждому дается легко. В любом случае знания по предмету у детей должны быть, чтобы получить оценку в аттестате. Этому я обязана научить».
И дальше последовало ее учительское признание: «Я очень люблю детей — они такие открытые. Их детская наивность подкупает и заставляет взрослых быть честными и правдивыми. Мы, учителя, несем ответственность за их судьбу. И если я сумела открыть им дверь в математику, если дети поймут и полюбят предмет — значит, не зря работу свою выполняю».
Но как учителю полюбить всех детей без исключения — не только отличников, но и троечников, озорников? Для Екатерины Ивановны ответ очевиден: принимать всех такими, какие они есть. А у кого что-то не получилось — поддержать и разъяснить, что отрицательный результат надо воспринимать как призыв дальше действовать.
«Одиннадцать лет моей педагогической деятельности прошли в атмосфере «вечного школьного двигателя», и этот ритм продолжается, — говорит Екатерина Ивановна Шакирова. — Мне повезло с учениками и родителями, я чувствую поддержку педагогического коллектива. Школу и профессию очень люблю».
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.