Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

23.10.2019 12:37 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 19.10.2019 г.

Особые - разные - равные

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

НАШЕ СОЧУВСТВИЕ И ПАНДУСЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЁ, ЧТО НУЖНО ОСОБЕННЫМ ЛЮДЯМ

Инклюзивный театр, интегральный или просто особый — значит, что в таком коллективе играют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все без исключения появляются на свет с различными возможностями. Однако данное никак не связано с тем, что шансов быть счастливым ребенком с ОВЗ меньше, чем у других детей. Для них даже самые маленькие, незначительные успехи — уже результат. Побеждать таких детей учат в интегрированном театре пластики и танца «Апельсин» Центра культурного развития. Театрализованная деятельность является одним из эффективных методов для социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

«НЕСЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ» ПОКОРЯЮТ СЦЕНУ

«Сидим. Загрустили: в больнице делать нечего — машинку катаем. Раз, два, три, четыре. Вскочили, посмотрели — вдруг к нам гости пришли», — объясняет и показывает движения хореограф Оксана Евгеньевна Смолякова. В танцевальном классе Центра культурного развития — серьезная атмосфера.

Группа «Неслучайные люди» интегрированного театра пластики и танца «Апельсин» репетирует новую постановку «Оскар и Розовая Дама» по нашумевшему роману французского писателя и драматурга современности Эрика-Эммануэля Шмитта. Тема сложная — детский взгляд на вопросы жизни и смерти. А при том, что артисты — дети с различными ограничениями по здоровью, она обретает еще и особое звучание. В главной роли Илья Курлапов. Его герой Оскар, десятилетний мальчишка, который уже несколько месяцев пребывает в госпитале. Ни родители, ни врачи не хотят ему рассказывать о его болезни. Только Роз — ворчливая доставщица пиццы — общается с Оскаром открыто и прямо. Чтобы как-то его развлечь, Роз придумывает игру: каждый из 12-ти оставшихся дней его жизни считать за десять лет. Так он проживает целую жизнь. А чтобы делиться впечатлениями, тревогами и радостями своей жизни, Оскар пишет письма Богу, и Роз их отправляет на воздушном шарике в небо.

«С этими детьми проще, потому что они естественны. Они не заморочены: что думают, то и говорят, как чувствуют, так и выражают свои эмоции. У них нет зажимов. До них легче донести мысль,- говорит руководитель театра Оксана Евгеньевна Смолякова. — Например, в нашей новой вокально-хореографической постановке «Оскар и Розовая Дама» я не объясняю им всю сложность ситуации. А просто говорю, что играем больницу, где лежат дети, лежат давно. Если здоровым так скажешь, не придадут значения: им все в красках надо объяснять, иначе не воспримут. А эти сразу откликаются. Одна девочка рассуждает: «А может, это какая-то инфекция». Обсуждают, чем они больны, сколько дней они лежат. Им важны такие подробности, на которые не каждый обратит внимание. И из этого порой вырастает нечто иное, чем я даже планировала первоначально. С ними очень интересно работать».

ЭТА НЕПРОСТАЯ ЦИФРА «13»

Интегрированный театр пластики и танца «Апельсин» объединяет детей разных и по возрасту и по состоянию здоровья. В пяти группах занимаются 56 юных кинельцев. А три года назад начиналось все с четырех детей с ограниченными возможностями здоровья, которых Оксана Евгеньевна Смолякова собрала под свое крыло с одной целью — чтобы они смогли раскрыть свои таланты. Сегодня таких детей 13 человек. Группа, в которой они занимаются, называется «Неслучайные люди». Без этих занятий не представляют свою жизнь ни сами дети, ни их родители.

Оксана Евгеньевна: — Название «Апельсин» пришло спонтанно. Это такой солнечный фрукт, вкусный и полезный. Изначально коллектив задумывался как студия только для инвалидов и волонтеров. У меня у самой ребенок инвалид. Я столкнулась с тем, что такие дети ни в кружках, ни в секциях не востребованы. Ребенка с ОВЗ большая проблема куда-то устроить, тем более ментальщика. Если у больных ДЦП бывает интеллект сохранен и с психикой все нормально (поэтому их проще устроить), то ментальные нарушения более сложные.

Студию организовала 1 декабря 2016 года. Пришла в администрацию городского округа со своим проектом. Тогда социальное направление вела заместитель главы Кинеля Алла Анатольевна Ускова, она сразу поддержала меня и направила в Центр культурного развития.

- Оксана Евгеньевна, на что вы сделали упор в своем проекте?

- Я хореограф, в Городском Доме культуры двадцать лет вела Народный ансамбль танца «Каприз». Эту деятельность продолжила и в новом проекте. Но в «Апельсине» хореография не полноценная. Детям-инвалидам где-то проще выразить словами, жестами свои эмоции. Поэтому у нас больше театрально-хореографические постановки. Я подстраиваюсь под детей.

- Расскажите о ваших постановках.

- Каждый год мы представляем новый спектакль. Один из последних — «Мир не без добрых людей». Про кашу из топора, где солдат выручает девочку. С этим спектаклем мы вышли на Первый Областной парафестиваль «Театр — Территория равных возможностей».

- Оксана Евгеньевна, в творческой копилке коллектива уже есть победы?

- В этом году мы стали лауреатами театрального фестиваля людей с ограниченными возможностями «Созвездие». Нас отметили как «Самый яркий коллектив».

На конкурсах часто у жюри к нам возникают вопросы: действительно ли в постановке дети-инвалиды играют. Они отличаются от ребят, которые выступают в других подобных коллективах. Наши смотрятся, как здоровые. И когда мы отправляли видео на парафестиваль, у нас жюри поинтересовалось, сколько инвалидов в спектакле. И даже когда узнали, что больше половины, все равно продолжали сомневаться. Попросили предоставить справки. Наши ментальщики так хорошо сыграли свои роли, что было непонятно, есть ли у них какие-то проблемы со здоровьем. Они справились на «5+». И для меня это самое главное — чтобы они не были похожи на инвалидов.

- Есть, наверное, и звездочки в театре?

- Есть. Илюша Курлапов участвует во всех мероприятиях, которые проводит «Апельсин». Оля Воронина, ей 20 лет. Она лауреат международного конкурса в Самаре. Ярослава Алентова — наша ходячая энциклопедия. У нас есть очень хорошо танцующий мальчик Остап Булатов. Егор Даниленко — обладает феноменальной памятью. Он такой перфекционист: чтобы все были на месте и всё делали правильно.

Мы вместе проводим досуг. Ребята абсолютно социальны, благодаря тому, что они все время на людях.

- Для «Апельсина» 13 человек — это предел? Больше нет мест?

- Это проблема номер один. Мы бы, наверное, для всех нашли место. Родители не ведут детей. Когда только начинала создавать театр, мне дали список с фамилиями родителей, у которых дети инвалиды. В нем было 300 человек. Я лично всех обзвонила. Из этого огромного списка только 13 человек пришли.

- А в чем проблема? Занятия платные?

- Нет. Занятия бесплатные. Многие родители объясняют дефицитом времени. Это же надо водить. Проще сунуть ребенку в руки планшет или телефон, и он занят.

- Что дают занятия в «Апельсине»?

- Самое главное — это социализация. Я по своему ребенку вижу. Дочке 16 лет. В этом году первый раз вывезла ее на Всероссийский конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «В ритме лета» в город Туапсе. И поставила вместе со здоровыми детьми соревноваться в номинации «Художественное чтение». На свой страх и риск одну отпустила: сама была занята с группой. Дочь самостоятельно нашла место, зарегистрировалась, выступила и стала лауреатом второй степени среди тридцати здоровых детей. Это был бальзам на душу, это были слезы радости. Никто не понял, что она ребенок с какими-то проблемами.

- Это было нужно вам или вашему ребенку?

- Мне кажется, это больше стимул для родителей. Если родитель сам не вылезет из своей скорлупы, ребенок ничего не добьется. Чтобы вырастить, воспитать своего ребенка, мне вначале самой пришлось получить образование. Успех на сцене их подталкивает к дальнейшему развитию.

ВОЛОНТЕР — ЗНАЧИТ ПОМОЩНИК

В группе «Неслучайные люди» главный помощник Оксаны Евгеньевны — Арина Лесникова. Юные артисты ответственно разучивают слова, движения, но не все ориентируются в пространстве. Кого-то приходится за руку водить на сцене, ставить туда, где он должен стоять. Арина это делает незаметно: она в каждом спектакле играет еще и свою роль.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64