Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 05.10.2019 г.

Больше, чем просто профессия

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

«КОГДА ВИЖУ, ЧТО ДЕТЯМ ИНТЕРЕСНЫ УРОКИ БИОЛОГИИ, УБЕЖДАЮСЬ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СДЕЛАЛА ПРАВИЛЬНЫЙ», — ГОВОРИТ ПЕДАГОГ ШКОЛЫ № 11 ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА ВЛАСИК

Трудно переоценить значение Учителя в жизни каждого человека. От личности педагога и наставника, его профессиональных и человеческих качеств во многом зависит судьба и жизнь его учеников. Елена Анатольевна Власик, учитель биологии школы №11, уверена в том, что она делает, знает, зачем и как это нужно делать. Елена Анатольевна поделилась своим педагогическим опытом, рассказала о том, почему не стоит из года в год поднимать шум вокруг ЕГЭ, а также дала несколько советов начинающему учителю.

Строки из биографии

Елена Анатольевна Власик родилась и выросла в Кинеле. О своей семье говорит, что первоначально она была исключительно железнодорожной. Дедушка Иван Егорович Неретин — машинист локомотивного депо, Почетный гражданин Кинеля. Бабушка Валентина Ивановна тоже всю жизнь проработала на железнодорожной станции Кинель. А вот мама Тамара Ивановна Павлова проложила новую ветвь — учительскую: педагогический стаж 41 год.

По ее стопам пошла и Елена Анатольевна. Окончила школу № 11. И здесь же вот уже двадцать один год работает учителем биологии. У них с мамой много общего. Обе вначале окончили сельскохозяйственный вуз, с той только разницей, что Тамара Ивановна агрономический факультет, а Елена Анатольевна — зооинженерный. А потом обе свое призвание нашли в школе: получили второе высшее образование по специализации «Учитель биологии и химии».

Тамара Ивановна первый год на заслуженном отдыхе. Елена Анатольевна сегодня ведет биологию в родной для себя школе, преподает для учеников пятых-одиннадцатых классов.

- Елена Анатольевна, что вас привело в школу? Хотели быть похожей на маму?

- Нет. Я в детстве всегда говорила, что никогда не пойду в школу. Мечтала быть врачом, ну или ветеринаром. Но пока я училась в СХИ, ветеринарного факультета так и не открыли. И после окончания вуза неожиданно для себя пришла в родную школу.

Тогдашний директор Людмила Михайловна Булычева разрешила мне себя попробовать в этой сфере, а мама взяла под свое крыло: была наставницей. А потом я уже и сама втянулась в эту работу, окончила педагогический вуз заочно. И до сих пор еще ни разу не пожалела, что выбрала эту стезю: не представляю свою жизнь без детей.

ОТДАЧА, КОТОРУЮ ПРИНОСИТ РАБОТА, РАДУЕТ

- Помните свой первый урок? 

- Это был шестой класс. Предмет «Ботаника». Готовясь к уроку, параграф вызубрила от и до. Прозвенел звонок на урок. Дети сели за парты. В классе тишина! Практически в рот заглядывают. Такие несмышленыши. А меня всю трясет от волнения. И я им рассказываю.

- Сегодня прошло это состояние?

- Конечно. У доски зачастую себя чувствую актрисой на сцене. Ведь можно так сыграть урок, что детям понравится в целом предмет. Мне приятно, когда ребята подходят ко мне и говорят, что хотят ко мне записаться на проект по биологии, что хотят вместе со мной проводить исследовательские работы. Мне это очень радостно слышать. А самое главное есть отдача.

У нас очень много результатов по округу, области и даже по России. И здесь необходимо отметить детей, которые интересуются биологией. Все достижения — это наш совместный труд. Мои «звездочки» — это из 8 «а» класса Анастасия Шаронова, Анастасия Сергеева, из 10-го — Анна Агаджанян. Сейчас с десятого класса начинается углубленное изучение биологии и химии. Уже набралась небольшая группа ребят, которые собираются поступать в медицинский университет. Мы погружаемся больше в предмет, готовимся к предстоящему ЕГЭ.

ПЕДАГОГ И ДЕТИ XXI ВЕКА

- Елена Анатольевна, отличается современное преподавание биологии от методик советских времен?

- Сейчас вообще система образования поменялась. В ее основе лежат новые государственные образовательные стандарты, основанные на системнодеятельностном подходе. Что это значит? Это значит, что знания детям не даются в готовом виде. Ученик является активным участником образовательного процесса и сам добывает знания.

Раньше ведь было наоборот — учитель вещал классу, дети его пассивно слушали, конспектировали, потом дома выполняли домашние задания, а на следующем уроке ждали, когда педагог, двигаясь по фамильному ряду в журнале, их спросит (или не спросит). Сейчас учитель выступает в роли координатора всего учебного процесса. Его активность уступает место активности детей, а основной задачей становится создание условий для проявления инициативы учащимися.

В современном мире нужно быть мобильными, готовыми к быстрым переменам. Но это не значит, что нужно отказываться от накопленного опыта. Новое — это сплав положительного опыта прошлого и напористой стремительности настоящего, позволяющий быть на шаг впереди, — чтобы наши дети обладали такими знаниями, которые им пригодятся не только сегодня, но и завтра, и в будущем.

- Выходит и дети уже другие?

- Конечно. Обратите внимание на наш классный уголок. Он называется «Дети ХХI века». И это не я придумала, а ученики предложили. Они на самом деле дети ХХI века. Совсем другие. В чем это сказывается? Во-первых, они «на ты» со всеми гаджетами. Во-вторых, их не страшит новое. В-третьих, открыты всему. Сегодня на уроке приходится столько видов деятельности сменить, чтобы удержать их внимание.

- Учитель по такой логике — это, как во времена СССР, призвание, или просто функция, которая призвана обеспечить экономический рост?

- Профессия преподавателя — из тех профессий, которые не могут быть просто винтиками в системе. Учителя — люди, которые работают в мире самого дорогого, что у нас есть — в мире наших детей. Нам ведь детей доверяют… Поэтому я вижу в своей образовательной деятельности, например, такой функционал как «развивая, не навреди». Такую функцию не пропишешь в правилах. Хотя сегодня авторитет учителя, конечно, существенно снизился. Мы в детстве задерживали дыхание, когда учитель в класс заходил. Постучаться в учительскую боялись. Современные дети другие.

Учитель был, есть и всегда будет душой школьной системы и всей системы образования. Учитель в школе живет вместе с детьми, радуется их успехам, развитию, счастью их взросления. Выпускаешь класс — и тебе приходится начинать все сначала. Вновь полет, уверенность и творческий поиск. Иногда кажется, что слишком много возложено на современного учителя, которому уже недостаточно быть только хорошим предметником, — надо быть продвинутым интернетпользователем, уметь хорошо обращаться с интерактивным оборудованием, быть докой в вопросах политики и человеческой психологии. Но профессия учителя во все времена являлась особой профессией, нелегким трудом. Учитель для своих учеников был и остается человеком и личностью, который призван воспитывать и обучать всем своим существом.

УЧИТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ

- Елена Анатольевна, что для вас сегодня главное?

- Как педагогу — уважение: для меня важно, чтобы мой труд оценивался достойно. Но какая бы любимая работа ни была, все равно в приоритете семья, потому что это мой тыл, поддержка. Супруг Владимир с пониманием относится к моей работе, я обязательно делюсь с ним своими взлетами и падениями. Если бы не поддержка моих близких: мужа, мамы, дочерей, не знаю, состоялась бы я, как учитель. Со своей стороны стараюсь, чтобы меня всем хватало — и детям, и мужу, и маме. Старшая дочь Даша всегда говорила, что не пойдет в учителя. В результате она получила педагогическое высшее образование на факультете иностранных языков. Младшая Полина учится в 10 классе. У нее тоже большой интерес к иностранному языку.

- Вы в школе теперь и сами являетесь наставником?

- Эту нагрузку мне поручили первый раз. Я наставник молодого специалиста — учителя химии Екатерины Андреевны Щеголевой. Она второй год работает. Это моя ученица. Я же у нее была классным руководителем. А теперь еще и наставник. Для себя это вижу почти как мама с дочкой. Она действительно ровесница моей старшей дочери. Я ее знаю с первого класса. Она часто ко мне заходит, обращается за советом.

О школе и профессии учителя можно говорить бесконечно: у каждого свое видение на это. Одно бесспорно: школа — мастерская мысли. Здесь рождаются новые идеи, раскрываются таланты, развиваются скрытые возможности. То, что, учитель, заронит в душу ученика сегодня, проявится позднее, станет его и нашей жизнью в будущем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

271