Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

09.10.2019 14:47 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 05.10.2019 г.

«Доброе утро, мои дорогие дети!»

Автор: Нина БУХВАЛОВА

ТАКИМИ СЛОВАМИ НАЧИНАЕТ СВОЙ УРОК МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА САЙГАШКИНА

НА УРОК К УЧИТЕЛЮ

Школа № 2 во время перемены гудела, как улей. По просторному фойе двигалось столько детей, что создавалось впечатление, будто мы попали на шумную городскую улицу. Сравнение уместное. 1 сентября за парты в усть-кинельской школе сели уже 1236 учеников. Классные комнаты не пустуют ни минуты — учебное здание явно становится тесным для возрастающего контингента учащихся. Свободного класса для спокойной беседы так и не нашли, устроились в коридоре на детских стульчиках.

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Общий педагогический стаж Марины Александровны — 24 года, из них 15 лет проработала в самарской школе № 86. Девять лет назад учителя начальной школы пригласили в нашу поселковую школу. Почему бы нет. Уроженку Кинельского района от суеты большого города потянуло в родные пенаты. Директор самарской школы долго уговаривал учительницу остаться, это расставание до сих пор снится по ночам: таким оно было тяжелым.

В чем же проявляется талант педагога, если обучение ведется по одним и тем же стандартам, учебникам и методическим указаниям? Марина Александровна раскладывает залог успеха по полочкам, поясняя, какие методы в работе использует. Безусловно, человеческие качества педагога, и в первую очередь любовь к детям, всегда главные. Если нет глубокой  привязанности к ним, не помогут ни самые глубокие знания, ни передовые методы: в школе невозможно работать, не отдавая себя полностью этим беспокойным личностям.

Далее по значимости — здоровье учеников, в школе много лет используются здоровьесберегающие технологии. На третье место учитель поставила учебный процесс, который сложно выстроить без вышеперечисленных пунктов.

Внеурочная деятельность идет следом, и это самая яркая, самая выразительная часть школьной жизни. И в то же время полезный практикум.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ РАСШИРЯЮТ КРУГОЗОР

С 1991 года учитель ежегодно возит своих подопечных на Кремлевскую елку. Тогда страна была на грани развала, и такие поездки были сродни чуду. Сейчас финансовая стабильность горожан значительно выше тех кризисных лет, и все больше ребят желают увидеть самую настоящую волшебную елку, настоящего Деда Мороза и Снегурочку. Сегодняшние новички уже сформировали группу для поездки на главное новогоднее представление страны.

«Вы бы видели глаза ребят, как они светятся! В столице мы также посещаем музеи, Храм Христа Спасителя, Цирк Запашного, — продолжает педагог. — Дети видят мощь страны и красоту столицы, так закладывается патриотическое воспитание, гордость за свою родину. После такой поездки и сами родители в нетерпении: «А куда мы еще поедем?».

У учителя культурная программа расписана на все годы обучения детей в начальной школе. Она практикует посещение театров и музеев в Самаре. Во втором классе обычно совершают экскурсию в Казань, в третьем — ученики «дорастают» до посещения города-героя Волгограда, в четвертом классе — поездка в северную столицу — исторический и культурный центр России.

Дальние поездки детей учат самостоятельности. Чего греха таить, современное поколение растет инфантильным. «Мы видим, как с первоклассниками, будто с малышами, возятся старшие: дедушки шнурки на ботинках завязывают, бабушки — заботливо одевают. Кого-то от телевизоров и гаджетов не оторвать, а мы путешествуем. Там без нянек, — говорит Марина Александровна. — Ребята сразу учатся постель застелить, носочки стирать, начинают кушать без капризов. Принимают правила общества. Да, и в учебной жизни — мы живем по принятым нами правилам. На подобие прежних звездочек — класс поделен на группы. Дети выполняют поручения, стараются, чтобы быть первыми. В них разгорается соревновательный дух. Стимул быть лучшими, хорошо срабатывает».

Важен стимул и в учебе. За правильно выполненноезадание учительница поощряет: «солнышко» или «звездочка». Это та же оценка. Марина Александровна считает, такой принцип действенен и отказываться от оценочной практики в школе не следует. Он заставит не просто учиться, а учиться на «хорошо» и «отлично».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕКРЕТЫ

Учитель начальных классов много внимания уделяет чтению — на скорость, на выразительное прочтение текста. Поощряет семейное чтение, дети должны взять за образец подражания читающего папу, видеть перед собой маму с книгой. Марина Александровна дает список книг родителям. Другое задание — в течение месяца выучить пять стихотворений для развития памяти.

«Таблицу умножения учим всем миром — с бабушками и дедушками, по выходным и каждую свободную минуту, — с улыбкой о практикуемых методах говорит педагог. — Начальная школа является фундаментом всего образования. Какую основу мы заложим, такое здание на нем и построится. Крепкое — на века, или хлипкое, которое не выдержит нагрузок».

На уроках со вчерашними выпускниками детских садов, которых готовили к школе через игру, учитель часто фантазирует, применяет свои уловки, чтобы пробудить интерес к обучению и закрепить его. И в этот сложный период, дети тянутся к доброму педагогу.

Она даже строгая, по-доброму умеет разъяснить, как и что надо делать правильно. Таких учителей дети всю жизнь помнят, поздравляют с днем рождения, приглашают на свои выпускные вечера. Учитель начальных классов — первый, кто вводит их в школьный мир. А это как первая любовь — не забывается.

БОЛЬШОЕ УЧИТЕЛЬСКОЕ СЕРДЦЕ

Марина Александровна признается: «Сейчас не принято учителю приходить домой к ученикам. Но я посещаю не совсем благополучные семьи, прошу показать рабочее место ребенка. Что он не на стиральной машинке где-то в закутке уроки делает, а имеет нормальные условия для обучения и отдыха».

Стоит ли говорить, что педагога в таких семьях по-разному встречают. Где-то незваную гостью и слушать не хотят, в других — чаем угощают, прислушиваются к ее доводам и, в конце концов, находят общий язык.

«У всех учителей семья на втором плане». Понимала это Марина, когда выбирала свою будущую профессию? Понятно, что о таких издержках профессии вряд ли глубоко задумывалась. И ей очень повезло, что ее семья: муж и сын — понимают и воспринимают как должное ее вечерние посиделки за проверкой школьных тетрадей и постоянное отсутствие: Марина Александровна вновь в очередном путешествии со своими подопечными. И в субботу — она тоже на работе.

Сайгашкина курирует работу школы дошкольников. В этом году в образовательное учреждение поступило 125 первоклассников, все они прошли подготовительное обучение.

В СВОЕМ ПРИЗВАНИИ НЕ ОШИБЛАСЬ

О профессии учителя принято говорить как о призвании. По отношению к Марине Александровне в этом утверждении нет высокопарных слов. В 1986 году выпускница георгиевской школы успешно поступила в Самарский педагогический институт на филологический факультет. Вдруг на первом курсе узнала, что в ее родном Кинельском районе в одном из сел без учителя остались 10 учеников малокомплектной школы. «Да, как же так, им же учиться надо!» — студентка бросила институт и на год уехала в деревню учить грамоте сельскую ребятню. Именно там Марина поняла, что вначале она должна познать азы педагогики, выучиться на учителя начальных классов, а затем уже получать высшее образование.

Там, в деревенской школе, состоящей из нескольких парт, окончательно убедилась в своем предназначении учить детей. Закончила сначала педучилище, затем и филологический факультет пединститута. Но предпочтение отдала начальной школе — там ее сердце, туда ее привела учительская стезя, там отдача учительского труда особенно видна. И судя по родительскому рейтингу, Марина Александровна Сайгашкина верную дорогу выбрала и в своем призвании не ошиблась.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

179