Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

11.12.2019 14:36 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 07.12.2019 г.

Навстречу ЕГЭ

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

УЧАЩИЕСЯ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ НАПИСАЛИ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

О взаимопонимании между любящими людьми, о добре и зле рассуждали выпускники школ Кинельского образовательного округа, как, впрочем, и всей страны. 4 декабря во всех регионах России одиннадцатиклассники писали итоговое сочинение. Письменная работа является допуском к сдаче Единого государственного экзамена, который грядет для выпускников в мае следующего года.

БЕЗ ШПАРГАЛОК И ПОДСКАЗОК

Без школьных сумок, учебников и тетрадей пришли одиннадцатиклассники школы №10 в учебный кабинет. И даже с телефонами на время пришлосьрасстаться. Таковы условия для выполнения работы, чтобы ребята не списывали на экзамене. В 10-й школе, как и во всем Кинельском образовательном округе, учащиесяодиннадцатых классов темы сочинения узнали за 15 минут до начала испытания. Ровно в 10.00 приступили к работе,и ученики смогли самостоятельно выбрать любую понравившуюся тему из пяти предложенных.

«В нашей школе в этом году всего десять выпускников 11 класса, — рассказала директор образовательного учреждения Елена ВладимировнаИванова. — Показатели ЕГЭ по русскому языку достаточно высокие. Хотя, если сравнивать с результатами прошлых лет, небольшое, но все-таки снижение наблюдается. Я бы не сказала, что хуже стали готовить. Думаю, тесты усложняются. Но сочинение дети пишут обычно хорошо. Подготовкой к выпускным экзаменам по русскому языку и литературе в нашей школе занимаются два высококлассных специалиста. Это Ирина Викторовна Болотина и Вера Васильевна Никонорова. У них даже своеобразное соревнование происходит, кто лучше детей подготовит к итоговой аттестации. Сегодня сочинение пишет класс Веры Васильевны».

На выполнение работы было отведено 3 часа 55 минут. Все это время в аудитории присутствовали педагоги, которые не относятся к филологическому профилю. Это тоже мера контроля — чтобы не было подсказок. На партах — только ручка и паспорт. Впрочем, одна поблажка все-таки позволительна — проверить верное написание слова можно в словаре. Их выдавали прямо в классе перед началом испытания.

УЧИТЕЛЬ УВЕРЕН

Несмотря на все строгости к проведению испытания, Вера Васильевна Никонорова спокойна.

- Не переживаете? — удивляюсь ее умиротворению.

- Уверена в своих учениках, — говорит педагог. — Я считаю, сочинение как форму экзамена достаточно просто сдавать. В итоговом сочинении щадящие требования по сравнению с ЕГЭ. Из пяти критериев, предъявляемых к работе, хотя бы три закроют — это уже «зачет». Скажу твердо, у детей должен быть читательский опыт. Они изучают произведения на уроках литературы, летом читают рекомендованные книги, у каждого есть любимое чтиво. Дети в 10 класс идутуже подготовленными. Поэтому в 11-м достаточно провести небольшую тренировку — и они напишут сочинение. Ребята, конечно, волнуются: это, посути, экзамен. Допуск к итоговой аттестации. Пересдавать никому не хочется. Боятся фактических ошибок.

- Как же у вас проходила подготовка?

- Обычно сочинение пишется по классике русской и зарубежной. К тому же направления были известны. Это «Война и мир» — к 150-летию великого романа, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она». Каждый ученик все эти направления за минувшие три месяца проработал со всех сторон. По ним было написано не одно сочинение.

- Вы сказали, что ваши ученики к десятому классу уже идут подготовленными. В среднем звене тоже какая-то работа проводится?

- Если ученик читает и пишет, то он напишет сочинение без труда. Самое главное — в ребенке надо перебороть барьер страха написания сочинения. Для этого у меня система выработана. Уже в пятом классе даю ребятам схему сочинения девятого класса.

Если мы изучаем произведение значимое, глубокое,например, «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева, — пишем сочинение. Одна из тем — «Любовь к животным». В плане первым делом раскрываем, что такое любовь к животным. Затем — свое мнение, кто как относится к четвероногим питомцам. Третий пункт — пример из произведения. Четвертый — какие еще произведения читали по этой теме. И заключение. Вот эти пять пунктов должны раскрыть в своем сочинении девятиклассники.

Конечно, в пятом классе дети одним предложением выражают мысль. Но со временем объем их сочинений становится больше. Все тетради для творческих работ храним. С пятого класса у каждого целая стопка тетрадей образуется. Ход работы, аргументы — целая копилка к выпускному, одиннадцатому классу. В десятом классе, конечно, структура сочинения меняется. Но ребята уже взрослые. Если они преодолели страх написания сочинения, то очень быстро эту систему нарабатывают.

- Вы сами сказали: чтобы написать сочинение, ребенок должен быть начитан. Что делаете для этого? Не секрет — сейчас очень сложно заставить ребенка читать.

- У нас с пятого класса ведутся читательские дневники, в них произведение буквально по полочкам раскладывается. В дневнике содержатся те пункты, которые нужны для написания сочинения по произведению: название, писатель, тема, главные герои, краткое содержание, небольшие цитаты. Первое произведение в читательский дневник с детьми заполняем буквально под диктовку, потому что это достаточно сложная работа для пятиклассника. А потом они уже сами ведут. Вносят туда не только программные произведения, но и те книги, которые прочитали самостоятельно на досуге. Я ребят настраиваю, что это все нам пригодится при написании сочинения.

Бывают, конечно, такие ученики, которые недобросовестно ведут дневник. Но они, как правило, быстро исправляются, когда узнают, что с читательским дневником написание сочинения занимает 15-20 минут. Еще один из видов работы — семейное чтение. Такие мероприятия в моих классах стали традиционными. В начале целью было сплочение детей и родителей. А потом мероприятие переросло в увлекательный процесс, когда книгу читают всей семьей.

Работа проходит поэтапно. Вначале вместе с детьми в школе читаем произведение. Потом предлагаю им выяснить, а помнят ли их родители об этом авторе. В результате формируются небольшие команды: обычно несколько учеников живут в одном доме или по соседству. Конкурс проходит в формате мини-КВН.

- Итоговое сочинение вернулось в школу шесть лет назад. Как вы считаете, это было верное решение? Зачем выпускники пишут сочинение?

- Одна из главных задач проведения этого испытания — привить школьникам навыки правильного и логичного изложения мыслей. Работа над сочинением учит рассуждать, сопоставлять факты, давать мотивированную оценку событиям и людям. Русский язык — это не только средство общения, но и язык нашей культуры. Хорошо написанная работа может принести дополнительные баллы к ЕГЭ. Ребята знают, что предстоит такое испытание и им надо нарабатывать читательский опыт. Это еще один стимул — читать.

С ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ СПРАВИЛИСЬ

Сразу после написания сочинения выпускников были собраны, опечатаны и отправлены в Кинельское управление образования. На следующий день работы проверила специальная комиссия — в нее вошли учителя русского языка и литературы городского округа. К письменным работам проверяющие предъявляли единые требования: соответствие теме, аргументация, композиция и логика рассуждения. Кроме этого, в тексте должно быть не менее 350 слов. Учитывается не только грамотность иначитанность, но и умение раскрыть тему.

- В Кинельском образовательном округе испытание проводилось для 344 выпускников одиннадцатых классов. Написали сочинение 342 ученика, двое отсутствовали по состоянию здоровья, — пояснила Ольга Михайловна Агеева, главный консультант Кинельского управления образования. — Большая часть ребят, около 58%, выбрали пятую тему — «На какие жертвы способны он и она ради любви?». По результатам предварительно могу сказать, что основная масса выпускников с работой справились. Здесь существует только два варианта оценки — «зачет» или «незачет». После подведения итогов вся информация поступит в школы, и ребята свои результаты смогут узнать там, где они регистрировались, где писали сочинение. Результаты сочинений действительны в течение четырех лет. Осталось дождаться 18 декабря, когда будут озвучены оценки. Те, кто получит незачет, не успел уложиться в отведенное время или вовсе не пришел на творческое испытание, смогут написать сочинение в дополнительные дни — 5 февраля и 6 мая следующего года. Но в любом случае они должны будут пройти это испытание: успешное написание сочинения — обязательный допуск к ЕГЭ.

ТЕМЫ, ПРЕДЛОЖННЫЕ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ:

• «Как Вы понимаете слова Л. Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

• Верно ли, что надеяться можно только на себя?

• Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

• К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

• На какие жертвы способны он и она ради любви?

Анна Павловна Шалухина, заместитель директора по учебной работе средней общеобразовательной школы № 10:

- Вера Васильевна Никонорова — опытный учитель, имеет тридцать три года педагогического стажа. В нашей школе работает с 1991 года. В этом году подтвердила свою квалификацию — у нее высшая категория.

Вера Васильевна такой учитель, который может повести за собой учеников. Педагог увлекает детей миром литературы. Ставит спектакли, готовит учеников к участию в конкурсах cочинений, чтецов. Результаты совместной работы очень высокие.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

61