Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

21.03.2019 13:17 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 [1] от 16.03.2019 г.

Мир, который создал художник

Автор: Нина БУХВАЛОВА

Участие художников Самары и Отрадного в творческом проекте «Четыре сезона» руководство Городского Дома культуры поощрило благодарственными письмами.

В ГОРОДСКОМ ДОМЕ КУЛЬТУРЫ РАБОТАЕТ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА Ю. И. ФИЛИППОВА

Это не первая художественная экспозиция, связанная с именем нашего земляка. Горожане могли познакомиться с творчеством известного в Самарской области художника в ГДК на выставке его картин в год 180-летия Кинеля. И вот снова здесь говорили о человеке, большом мастере кисти.

ОБ УЧИТЕЛЕ

Выставка проходит в рамках творческого проекта «Четыре сезона», который в наступившем году запустил коллектив Городского Дома культуры. Идею собрать на культурном пространстве работы учеников Юрия Ивановича Филиппова предложила руководитель художественной студии «Радуга» при Городском Доме культуры Татьяна Андрюнина. Она сама является последователем мастера, и для нее в живописи Юрий Иванович был учителем. Тринадцать художников из Самары и Отрадного откликнулись на предложение поучаствовать в проекте и представили свои картины. По праву главное место на выставке отведено нескольким полотнам Ю. И. Филиппова. В своей творческой судьбе Юрий Иванович был отмечен многими наградами. Он — заслуженный деятель искусств России, дважды становился лауреатом премии губернатора в области культуры.

На открытие выставки приехала вдова художника Татьяна Сергеевна Филиппова. В своем приветственном слове она отметила, что Юрий Иванович был не только талантливым живописцем, но и прирожденным педагогом, преподавать начал с девятнадцати лет, как только окончил Пензенское художественное училище. За свою жизнь Филиппов воспитал много успешных художников, архитекторов, дизайнеров. Мастера не стало в 2012 году, но остались его работы, его наследие продолжают его ученики.

Презентация экспозиции получилась душевной. Авторы художественных полотен, представленных на выставке, брали слово и у микрофона говорили, какой след в их творчестве оставил Учитель. Отмечали энергию, талант, лучезарность Юрия Ивановича во всем — в картинах, в общении с людьми. Картины учеников Филиппова выполнены в различных жанрах изобразительного искусства, но все они, и каждая в отдельности, притягивают взгляд, наполнены внутренней философией.

Биограф, искусствовед Владимир Николаевич Востриков начал с предисловия: «Я прошелся по Кинелю, чтобы посмотреть на родной город Юрия Ивановича Филиппова. У вас настоящая зима. Здесь такие широты, которые так любил изображать художник. Во Франции и Бельгии его выставка произвела фурор, европейцы увидели на полотнах Юрия Ивановича настоящую русскую зиму. Западные газеты с восторгом писали о живописце, о длинных очередях на выставку его картин. Надо отдать должное жене художника Татьяне Сергеевне, ее энергии и желанию сохранить память о творце. Он сам — портрет эпохи. Картины Филиппова заинтересовывают глаз, завораживают зрителя, они по духу близки русскому человеку.

Учитель славен учениками. И если их всех собрать, Дом культуры вашего города не вместил бы такой огромный коллектив творческих людей».

ОБ УЧЕНИКАХ

На приглашение Татьяны Андрюниной участвовать в выставке сразу же откликнулись три ее сокурсника по Самарскому государственному педагогическому университету, отделение изобразительного и декоративно-прикладного искусства они закончили в 2002 году.

Знакомимся. Самарский художник Евгений Масленников, член Творческого союза художников России, работает в жанре русского реализма, много пишет в жанре метафизической живописи, сюрреализма. В представленных картинах преобладают два сигнальных цвета — желтый и черный. У его работ задерживаешься, глубоко погружаясь в суть, заложенную автором. Посетители выставки услышали откровение автора: «Я тоже, как мой Учитель, — педагог, преподаю в художественной школе. Родители часто меня спрашивают, стоит ли детей насильно заставлять учиться рисовать. Я сам в десять лет в художку пришел нечаянно. Увлечен был авиамоделированием, хотел на самолетах летать. Но кто знает, как повернется жизнь, где откроется грань таланта маленького человека? Приобщайте детей к искусству, возможно, так родится еще один гениальный художник».

Взяла слово Дина Ковалева, член Союза художников России: «Филиппов был уникальным человеком — светлым, как солнце, никогда не унывал и нас заряжал позитивом. Для нас он был учителем, во всем помогал. После него осталась красота — его картины, такая память о художнике будет жить долго». Дина работает в области декоративно-прикладного искусства и в станковой живописи. В России и за рубежом известна яркими и запоминающимися работами в технике таписерии. Лучезарность учителя она перенесла на свои авторские работы в гобелене. Но к нам привезла не плетеные работы, а шесть картин с городскими пейзажами. Одна из них — Самара на берегу Волги, с манящей природой и небом, затягивающим ввысь.

Елена Островская, член Союза дизайнеров, отметила: «Такая выставка очень ценна для Кинеля — родины художника. А мы благодарим вас за возможность участвовать в ней и показать, что достойно представляем художественный труд». Востребованный художник Самары привезла девять работ. Так и манят ее осенние пейзажи — золотистое бабье лето, сочные натюрморты.

Мы остановились у картины организатора выставки Татьяны Андрюниной — копии полотна голландского художника «Завтрак с ветчиной», и услышали историю ее создания: «Картина была трудна в технике исполнения — надо было нанести не один лессирующий слой на полотно. Чтобы ее написать и купить дорогую раму, потратилась до последней своей студенческой копейки, пришлось голодать две недели. Но зато сделала подарок отцу. На написание картины ушло пять месяцев работы. Помогал Юрий Иванович Филиппов». Вторая ее работа — зимний пейзаж. Его Татьяна писала из окна самарской пятиэтажки. С высоты взгляд уловил затерявшийся среди городских многоэтажек маленький домик, утонувший в глубоких снегах.

Кинельских художников на выставке также представлял и Сергей Бабошин. Почитатель таланта Филиппова для экспозиции передал одну картину Учителя из своей частной коллекции. Сергей вспоминает: «Я сначала учился на рабфаке, потом поступил в архитектурный институт, где и познакомился с мастером. Все шесть лет обучения он учил не только рисунку, он учил нас жить, видеть, чувствовать». Насколько творчество Сергея Бабошина многогранно, можно судить по пяти его картинам на экспозиции — иконопись, портрет, абстракция.

Участие в выставке приняли шесть отрадненских художников, все они члены Творческого союза художников России. Анна Есипова представила весенние пейзажи в пастели — нежные подснежники, спокойствие и умиротворение в картине «Тропинка к Храму». Людмила Гурьянова предпочитает использовать графику, пастель в своих фантазийных темах. Пожалуй, стоит поразмышлять у ее картин «Две стихии», «Звездочет». В черно-белой графике Павла Ураткина нет ни одной лишней линии — четкость, сосредоточенность. У Ирины Масениной нежная акварель: «Первый снег» и «Солнечный день». Три работы в технике пастель представил Александр Гардт. Притягивают взгляд осенние пейзажи Валерия Щеглова. Сергей Ухин освоил технику акватипия, создает свои картины водяными красками. А его супруга Марина работает в декоративно-прикладном направлении.

Художественное многообразие выставки обостряет восприятие, заставляет включить воображение, думать, сопереживать. Эти состоявшиеся художники уже заявили о себе миру. В этом и есть предназначение творца. Этому их учил Учитель.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

87