Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

22.03.2019 12:27 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 21.03.2019 г.

Быть профессионалом

Автор: Елена МИХАЙЛОВА

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ В ЖИЗНИ НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛЫЧКОВА СВЯЗАНЫ С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

Для многих жителей нашего города выбранная ими профессия — это годы профессиональной деятельности на предприятиях Кинельского железнодорожного узла. Исторически так сложилось, что стальная магистраль дала жизнь пристанционному поселку, ставшему спустя десятилетия городом. В этом, своего рода, особенность и уникальность Кинеля, где, возьми любую семью — и узнаешь, что родные, друзья или соседи работают на железнодорожном узле. Кинель был и остается городом железнодорожников. И замечательно, что городскую династию этой профессии вслед за представителями старшего поколения кинельцев продолжает молодежь.

Рядом с железной дорогой

Как работает железная дорога, Николай узнал еще в детстве. Здесь трудились его мама Людмила Яковлевна — у нее почти двадцать лет стажа в этой отрасли. К тому же жили недалеко от путей — на Хуторе. А когда переехали в дом за «пятой горкой» на северной стороне, так и вовсе детство Николая прошло под рабочий ритм станции.

«Когда состав прибывал на «горку» (она так в простонародье называется, на самом деле — это приемно-отправочный парк), осмотрщики вагонов стучали по буксам. Пути проходили от нашего дома метрах в десяти-пятнадцати. И первое время стук молотка ощущался всем телом. Когда подходили тяжелые грузовые поезда, дом дрожал каждым своим бревнышком. Потом привыкли, даже не замечали», — вспоминает Николай.

Правда, после школы в железнодорожную профессию Николая не потянуло, поступил учиться на повара. Зарплата в общепите в те времена была мизерная. Когда уже устроился в вагонное депо, он стал получать в три раза больше, чем его бригадир на производственной «поварской» практике. «Мы вместе с Сашкой Вертьяновым (он подполковник запаса, сейчас тоже работает на железной дороге) проходили практику в четвертой столовой на северной стороне, — рассказывает Николай. — Там нас, мальчишек, ценили: мы могли таскать мешки, поднимать пятидесятилитровые баки. Но сказать, что я стал мастером кулинарного дела, не могу. Видно, не мое это все-таки было. Разве что в армии две недели кухарничал».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА

В эксплуатационное вагонное депо он пришел в сложные и противоречивые 90-е. Экономика рухнула. Предприятия банкротились. Железная дорога держалась, хотя и было трудно.

Николай начинал со слесаря подвижного состава. Специальность осваивал с нуля. Сегодня он осмотрщик-ремонтник вагонов. В 2006 году Николаю Александровичу было присвоено почетное звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте». Для него до сих пор памятен первый день работы: «Мама привела меня в депо. Руководители, посмотрев на меня, скептически заметили: «Сломается». Но мама была непреклонна. Тогда работа на железной дороге считалась престижной. По меркам Кинеля — высокооплачиваемой. О своем решении не жалею: неизвестно, как сложилась судьба, если бы не эта работа. Девяностые были очень непростые: и в жизни страны, и в жизни людей, из моих сверстников не все ребята смогли преодолеть трудности. А железная дорога — это большая ответственность. Хочешь не хочешь, нужно быть дисциплинированным».

АРМЕЙСКАЯ ЗАКАЛКА

Николай — участник Чеченской военной кампании. Срочную службу проходил во внутренних войсках. В 1994 году, через год после призыва, его перевели в Богородский оперативный полк, оттуда попал в Дагестан.

«Тогда еще не было войны. Мы туда приехали где-то за неделю до ввода наших войск в Чечню. Первая Чеченская война была по обезоруживанию незаконных вооруженных формирований. Вторая — контртеррористическая операция, — рассказывает Клычков. — Находились в Хасавюрте. Нам поставили задачу — в составе 57-го оперативного полка восьмого армейского корпуса охранять административную границу. Граница — громко сказано, это была трасса Ростов-Баку. С одной ее стороны располагалась Чеченская республика, с другой — Дагестан. Еще до введения чрезвычайного положения наш полк понес потери. Возникла нештатная ситуация. Многотысячная толпа напала на второй батальон (я служил в первом). Захватили 58 человек в плен, 40 военных сержантского и рядового состава и 18 офицеров. Тогда в плену оказался даже подполковник Серегин. Все произошло быстро. Мы не имели права стрелять в мирных жителей. А они блокировали бензовозами дорогу, просто сгоняли военных с брони и уводили.

Приказы, как известно, не обсуждают. Солдат обязан их выполнять. Мы двинулись на границу с Чечней, а некоторые из ребят стрелять-то толком не умели».

КТО ТАКОЙ ПРОФЕССИОНАЛ?

После армии Николай вернулся в родное депо. Независимо от погоды и времени суток он идет осматривать прибывший состав. Это только на первый взгляд кажется, что нет ничего сложного, но даже самая маленькая неисправность колес или буксовых узлов может привести к крушению всего состава.

«Помню, когда учился в дор-техшколе, меня не оставлял в покое вопрос: когда же мы станем профессионалами, — говорит Николай. — Мастер мне сказал: «Когда при осмотре одного поезда ты боковым зрением увидишь неисправность на соседнем составе, тогда тебя можно будет считать настоящим профессионалом». И у меня именно так и произошло: осматривал один состав, а на соседнем заметил неисправность. Но это пришло не сразу».

У Николая крепкий тыл, что, по его признанию, очень помогает в работе. Со своей женой Светланой познакомился в 1996 году. Через два года родился старший сын Виктор. Сейчас он уже окончил машиностроительный техникум и готовится начать свою трудовую биографию. Младший сын Алексей — школьник. Для обоих отец — главный пример в жизни. Николаю и на работе доверяют наставничество: к нему прикрепляют молодых ребят, окончивших учебные заведения. Ведь о работе железнодорожника он знает все.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

87