Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

26.03.2019 15:09 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 [1] от 23.03.2019 г.

Театральные уроки

Автор: Елена МИХАЙЛОВА

Репетиции в костюмах героев постановки, которых играют ребята, помогают юным и молодым актерам глубже вникнуть в творческий процесс.

ЧЕЛОВЕК ПРИОБЩАЕТСЯ К ТЕАТРУ, И ЖИЗНЬ ЕГО СТАНОВИТСЯ ЛУЧШЕ. В ЭТОМ УБЕДИЛИСЬ РОДИТЕЛИ, ЧЬИ ДЕТИ УЧАТСЯ СЦЕНИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ «КАМЕРТОН»

«Тишина в студии! Поехали!», — звучит отправная фраза преподавателя театральной студии «Эксперимент» Ольги Александровны Карповой. И обычные школьники начальных классов превращаются в сказочных персонажей: кто — в Емелю, кто — в коварного Короля, кто — в капризную Принцессу. Для кого-то это все может показаться потехой, но на самом деле на репетициях идет кропотливая работа.

«ДОРОЖИМ КАЖДЫМ, КТО ВХОДИТ В НАШ КРУГ»

«После уроков в школе к нам дети приходят зажатые: они весь день сидели за партами. А здесь мы занимаемся творчеством, которое индивидуально и не терпит штампов. В этом и есть смысл театрального искусства: быть раскрепощенными. Это большое мастерство — за минуты собраться и создать образ, — рассказывает Ольга Александровна. — Ребята все разные. Но здесь мы семья. Это не работа, не школа. Мы друг за друга ответственны, переживаем за учащихся, и как в любой семье, дорожим каждым, кто входит в наш круг».

Театральная студия «Эксперимент» в школе искусств «Камертон» работает уже четырнадцатый год. У основ студии стояла Антонина Васильевна Исаченко. На данный момент работают Ольга Александровна Карпова и Лидия Александровна Евстигнеева. За это время в образовательном процессе тоже произошли изменения.

Первоначально обучение было рассчитано на пять лет. Сейчас параллельно реализуются две программы: одна — «Театральные игры» для детей в возрасте 6-8 лет, другая — «Искусство театра», по ней учатся ребята 9-12 лет. Каждый курс рассчитан на три года и дополняет друг друга. На занятиях ребята знакомятся с основами театрального искусства, отрабатывают такие важные навыки, как владение собственными эмоциями, концентрация внимания, управление голосом и телом, взаимодействие с парт-нером.

ЧТО ДАЕТ ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

«Сейчас в образовательных учреждениях все больше говорят об «эмоциональном голоде» детей, то есть, они не умеют выражать свои эмоции. С одной стороны актерское мастерство — это возможность сформировать характер, обогатить свой внутренний мир, научиться быть уверенным в себе при общении с окружающими, — считает директор Детской школы искусств «Камертон» Надежда Владимировна Черных. — Но главная и основная задача театрального отделения — восстановить творческое самочувствие каждого ребенка, раскрыть индивидуальность, освободить его от физических и психологических зажимов и научить свободно и естественно общаться».

У воспитанников театральной студии занятия в корне отличаются от школьных уроков. На актерском мастерстве учатся работать в команде, чтобы не только самому блистать на сцене, но и подыгрывать коллеге. На технике грима — внешнему перевоплощению. Даже устройству сцены здесь учатся. На занятиях сценической речи вместе с Лидией Александровной Евстигнеевой ребята осваивают мастерство владения главным музыкальным инструментом — своим голосом.

«У каждого предмета свои задачи. Моя, чтобы у детей было понимание интонации, чтобы их речь текла, чтобы они понимали, что такое фразировка. Здесь все связано с музыкой, я ребят приобщаю как бы к мелодизации речи, — поясняет Лидия Александровна Евстигнеева. — Не пропеванию, а владению речью несколько в ином ключе, чем в русском языке и литературе. Не с точки зрения филологии, а с точки зрения музыки. Мы учимся играть голосом. Это речевое искусство. Для этого знакомимся с музыкой. Сюда входит и постановка дыхания. У маленьких детей еще не такие сильные голоса, но чем старше становятся, тем больше амплитуда и сила голоса. Даже в таком возрасте есть секреты, как заполнить сцену».

Сейчас в театральной студии работают сразу над тремя спектаклями. Младшая группа готовит инсценировку по мотивам русской сказки «По щучьему велению». Средняя группа работает над постановкой «Экзамен для ведьм». А самые старшие репетируют выпускной спектакль «Страсти по Насте». И аудитория у каждого возраста своя. Чаще всего к ним на спектакли приходят учащиеся средних школ № 1 и № 3. Но бывает, что и ребята выходят на свои маленькие гастроли. Совсем скоро младшей группе предстоит выступать в детском саду «Гнездышко».

НЕ ИГРАТЬ ПЕРСОНАЖ, А НАЙТИ ЕГО ЧЕРТЫ В СЕБЕ

«Несколько лет назад мы показывали большой спектакль под названием «Я вас всех люблю». Он имел успех у зрителей. С ним и в Самару ездили на фестиваль «Третий звонок», — вспоминает Ольга Александровна. — И решили его показать в Кинельском техникуме. Нам было интересно посмотреть на зрителей-студентов. В постановке были затронуты проблемы общения, отношений между подростками. Аудитория была крайне удивлена, но этот спектакль удался. Мы играли в фойе училища. Это было такое живое общение, когда подростки играли для таких же подростков. Прошло уже пять лет, но я до сих пор под впечатлением от той постановки».

У преподавателей театральной студии свой секрет, как из 9-летнего мальчишки сделать Короля. «Главное — найти естество и вытащить его. Не надо играть Короля, а надо его найти в себе и «надеть» роль на себя», — объясняет Ольга Александровна детям.

Не всем, может быть, понятно, но ее воспитанники ловят идею с полуслова:

- Мне не сложно играть короля в сказке «По щучьему велению». Все короли злые, и у меня это немного есть. Важность можно передать походкой, всевозможными телодвижениями, мимикой, — поделился Слава Ермаков.

- Чтобы играть на сцене, надо иметь характер. Нужно вникнуть в образ своего персонажа, как его представить, сыграть. Я не испытываю сложности, играю все, что мне предлагают, — говорит Юля Джубандикова.

Катя Татьянина, пусть и юный артист, но уже с опытом. Она уже шестой год учится в студии. Сейчас осваивает специальную программу, направленную на профориентацию. За эти годы у нее накопились свои секреты сценического мастерства.

«Чтобы выступать на сцене, надо иметь большую фантазию. Если ты Петрушка, нужно быть шутливой, веселой. Если персонаж монотонный, надо уметь себя сдерживать, — рассказывает она. — В прошлом году мы ставили выпускной спектакль «Дом моего сердца». Я играла Ненависть. В спектакле задумка такая: главная героиня Радость вселяет в себя эмоции Ненависть, Страх, Равнодушие — такие не очень положительные эмоции. А Путник начинает из нее их убирать. И Радость становится равнодушной. Моя роль мне понравилась тем, что это очень живой образ. В нем много моих черт».

ТВОРЧЕСКИЙ ОБМЕН

Студии «Эксперимент» уже есть, чем похвалиться. Одна из последних побед — удачное выступление воспитанников на региональном этапе XVII Дельфийских игр. В номинации «Художественное слово» выступили Даниил Кузнецов, Татьяна Автаева и Екатерина Татьянина, и все стали лауреатами второй и третьей степени.

В Год театра у «Эксперимента» много задумок. Большинство из них легли в основу творческого проекта «Саквояж с чудесами». Его главная идея — дети играют для детей. Суть — создать площадку для обмена опытом учащихся театральных отделений и театральных коллективов. Одно из таких мероприятий прошло 15 марта. В гости в студию приехали студенты Самарского областного училища культуры и искусств со спектаклем «Звериные истории». В рамках встречи прошел мастер-класс режиссера-постановщика, преподавателя Дмитрия Валерьевича Любаева.

Следующее мероприятие — II открытый городской конкурс театральных студий образовательных организаций по искусству речи «Поэзия — любовь моя!». Конкурс пройдет 2 апреля в Детской школе искусств «Камертон». Театральная студия «Эксперимент» приглашает делать новые открытия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

108