Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

07.06.2019 13:57 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 06.06.2019 г.

Терапия творчеством

Автор: Мария КОШЕЛЕВА

Новые знания, полученные на встрече в Реабилитационном центре, помогут родителям создать кукольный театр дома.

ПЕДАГОГИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПРЕДСТАВИЛИ ОПЫТ РАБОТЫ РОДИТЕЛЯМ СВОИХ ВОСПИТАННИКОВ

Театр — тот вид искусства, который детей, с их неуемной фантазией и стремлением к творчеству, никогда не оставляет равнодушными. Элементы актерской игры и режиссерской работы используют в своих методических разработках школьные учителя и воспитатели детских садов. А для педагогов, под заботой которых находятся особенные дети, театрализованная деятельность — это еще и одна из эффективных форм социальной реабилитации.

Вместе с семьей

За термином «театральная терапия» — целый калейдоскоп новых знаний, впечатлений и навыков. Такие занятия воспитанники кинельского Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями всегда ждут. Специалисты учреждения решили поделиться опытом с мамами и папами своих подопечных.

В ходе круглого стола «Театр и дети» педагоги не только представили профессиональные наработки, но и организовали для родителей мастер-классы. В Центре такая совместная работа — основа основ. Здесь реализуется проект «Родительский клуб — одна из форм эффективного взаимодействия с семьей».

ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ

Театральная терапия — понятие для многих родителей новое, но с первых минут они были вовлечены в занимательную игру. Мамы и папы, знакомясь, передавали друг другу мяч и называли имена — свое и всех предыдущих участников.

«Это полезная психогимнастика, так мы тренируем память и учимся общаться, — объясняет педагог-психолог Светлана Николаевна Моргунова. — Тот же принцип и в театральной деятельности: ребенку нужно быть внимательным, запомнить не только свою роль, но и 2порядок выступления других участников».

В организации детского театра, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, важно начинать с небольших шагов — и стремиться к большему. Как говорят специалисты, элементы театрализации в своей работе они используют уже не один год. «Сначала мы с ребятами имитировали повадки животных, их движения, голоса, — рассказала учитель-логопед Наталья Николаевна Чуйкина. — Позже начали инсценировать небольшие сказки, которые ребятишки хорошо знают».

Одну из таких постановок участники круглого стола увидели в записи, на большом экране. В спектакле «Репка» приняли участие юные актеры театрального коллектива «В гостях у сказки». В его составе — дети разных возрастов, имеющие различные проблемы со здоровьем, но одинаково увлеченные творческим занятием.

«Даже если у ребенка есть проблемы с речью, с памятью, для него можно найти подходящую роль, чтобы он чувствовал себя комфортно в коллективе, чтобы повышалась самооценка, формировались новые навыки», — прокомментировала происходящее на экране педагог-психолог.

О том, что такая работа приносит свой результат, говорили и сами родители. Ивану всего шесть лет, его сестре Маше — четыре, но ребята уже очень хорошо справились с актерской ролью. «Сын сыграл в «Репке» Жучку, а дочь — мышку. Теперь дома ставим с детьми сказки, учим роли, — рассказывает мама воспитанников Центра, Татьяна Геннадьевна. — На мой взгляд, игра в спектакле — это возможность развить не только способности, но и дикцию, память, фантазию, преодолеть робость, неуверенность в себе. А это очень важно для любого ребенка».

В этом году у коллектива «В гостях у сказки» состоялся дебют на большой сцене. Воспитанники Реабилитационного центра представили сказку «Репка» на ежегодном фестивале «Волшебный занавес» в Городском Доме культуры и стали лауреатами первой степени в категории «Смешанный состав».

«Для нас это большая и очень важная победа, она еще раз подтвердила, что мы выбрали верное направление, — отметила заместитель директора Реабилитационного центра Анастасия Викторовна Васильева. — Но для особенных ребят на первом месте все-таки не высокая награда. Куда важнее — положительные эмоции, когда в глазах загорается огонек: «Я смог, у меня получилось!». И такие эмоции для детей — настоящая панацея. Поэтому продолжим работу. В этом году подали заявку на участие в первом международном парафестивале, к нему усердно готовятся и педагоги, и наши воспитанники».

РАЗВИВАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО

У каждого педагога Реабилитационного центра имеются собственные методики в организации театрализованной деятельности. Как можно использовать такой опыт в творческой работе с детьми дома, специалисты рассказали на встрече в Центре.

Оказывается совсем не сложно создать кукольный театр в домашних условиях. В том, что это просто и интересно, мамы и папы убедились в ходе мастер-класса: педагог-психолог Светлана Николаевна Моргунова и учитель-дефектолог Марина Валерьевна Соловых предложили участникам круглого стола стать актерами-кукловодами. Здесь же, в зале Центра, родители без репетиций инсценировали сказку «Красная шапочка». По их мнению, занятия — отличный способ домашнего досуга, который, к тому же, сблизит, объединит взрослого и ребенка.

«Моя дочь вовлекает в игровой процесс всех домочадцев и своих кукол, — поделилась мама шестилетней Маши, Елена Ивановна. — Сегодня получила много нужной информации о том, как правильно организовать кукольный театр дома, чтобы игра была максимально полезной, развивающей».

Еще одна форма театральной работы в Центре — сказкотерапия. Дети с радостью примеряют на себя образы любимых персонажей, вживаются в роли. «Это и творческий, и коррекционный процесс, — рассказала родителям воспитатель младшей группы Наталья Александровна Пелевина. — В его организации мне помогает «Программа обучения и воспитания в детском саду», разработанная известными специалистами в этой области. Занятия мы разделили на три группы: слушаем, рассказываем и показываем. То есть, от знакомства со сказкой ребята переходят к ее инсценировке».

Песочный театр — особый вид творчества. На занятиях — полная тишина, воспитанники Центра создают на песчаном «фоне» свой мир и рассказывают: здесь — светит солнце и плывут облака, а вот тут — пробежал заяц или, посмотрите, прошел косолапый мишка. В этот раз занятие песочной терапией было совместным с родителями: мамы и папы помогали детям ставить сказку «Теремок» в необычном формате.

«В маленькой песочнице может происходить все что угодно, — говорит педагог дополнительного образования Наталья Александровна Абакумова. — Возьмите игрушку и предложите ребенку ладонью нарисовать для нее дорожку на песке. Потом попросите малыша изобразить ступеньки. Когда дети научатся рисовать отдельные элементы и формы, можно сделать игру сюжетной. Например, поставить самые простые и известные сказки — «Репку», «Колобок». Здесь уже тренируется мелкая моторика, а как следствие — речь и память».

Помимо участия в предложенных занятиях по театрализованной деятельности родители получили ответы на все свои вопросы, которые у них возникали в ходе творческой работы.

«Для нас это может стать хорошим подспорьем, — поделился мнением папа Ринат Наилевич. — Для меня важно, что такие занятия помогают в развитии ребенка, формируют его воображение, учат мыслить. Постараемся дома применить то, о чем сегодня узнали». А как отметили педагоги Центра, именно такая — совместная работа с родителями — помогает достичь высоких результатов.

В организации театрализованной деятельности педагогический коллектив Центра использует яркие наглядные пособия.

Песочная терапия — это полезно для развития. В импровизированной песочнице можно «рассказать» историю созданных персонажей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73