Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

15.07.2019 10:57 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 13.07.2019 г.

Открыть дверь в волшебный мир

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

В рамках творческого проекта «Четыре сезона» коллектив театра кукол поставит еще один новый спектакль. А для красочной палитры августовского Дня города артисты «Золотого ключика» подготовят свой подарок.

ГАЗЕТА ПРОДОЛЖАЕТ ЗНАКОМИТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ С ТЕАТРАЛЬНЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ

Леонид Филатов в одном из своих стихотворений сказал о кукольном театре: «Он все смешает — годы, дни и числа, он всех омолодит в один момент...». Эти строки точно отражают суть театра кукол «Золотой ключик», который носит звание «Народный самодеятельный коллектив».

Творческий коллектив Городского Дома культуры порадовал кинельскую детвору премьерой спектакля «Принц-лягушонок» по мотивам произведения немецких сказочников братьев Гримм. Новое видение сказки представила художественный руководитель коллектива, режиссер-постановщик театра Людмила Федоровна Кирдяпкина. По словам автора, это история о том, как любовь наполняет душу отвагой для серьезных и смелых поступков.

ОСОБЕННЫЙ ДЛЯ ТЕАТРАЛОВ ГОД

Яркая афиша, новые спектакли и любимые артисты — под знаком Года театра проходит творческая деятельность театра кукол «Золотой ключик». В Городском Доме культуры работающие при учреждении объединения выступили с проектом «Четыре сезона». Предложенная идея заключается в том, что в течение года каждый коллектив представляет по четыре премьеры. Обещали новые творческие находки. И «Золотой ключик» свое обещание держит.

«Год театра для нас особенный. И мы хотим, чтобы его не только мы запомнили, но и наши зрители. Потому и столько премьер, потому и материал показываем разноплановый, — говорит Людмила Федоровна Кирдяпкина, художественный руководитель театрального коллектива. — Без искусства человек не может существовать. Особенно дети. Им нужна сказка, нужны эмоции. Они знают, что в ней все будет хорошо, но, тем не менее, их переполняют чувства. Они сидят и переживают. Потом, выходя из зала, делятся впечатлениями: «А я знала, что так закончится». Театр кукол — это первая ступенька в храм искусства».

ДУХОВНАЯ ПРИВИВКА

Первой театр представил своим зрителям познавательно-развлекательную программу «Путешествие в страну Театралию». В ней кинельские кукловоды показывали отрывки из разных спектаклей и рассказывали о театре кукол вообще и своем в частности. Второй премьерой стал спектакль по мотивам сказки братьев Гримм «Принц-лягушонок». Эта история уводит юных зрителей в стародавние времена. Прекрасный Принц высокомерен и спесив. Он нагрубил старой ведьме, за что та превратила его в лягушонка.

Однажды Принцесса королевства пошла в лес поиграть со своим золотым мячиком и случайно уронила его в колодец. Помочь опечаленной девушке вызвался живущий там лягушонок. Но с условием, что девушка будет дружить с ним. Принцесса, получив мячик, сбежала от противного зеленого лягушонка. Она и подумать не могла, что ее новый друг явится во дворец и потребует выполнения обещания.

От чар ведьмы и глухости собственных душ молодых людей спасают любовь и доброта. В беседе с корреспондентом Людмила Федоровна рассказала, как определяется литературный материал для будущей постановки.

«Главный критерий при подборе новой пьесы — чтобы она легла на душу, — говорит Людмила Федоровна. — Я читаю сказки, ищу в Интернете. Специально не смотрю готовые постановки пьес. Должно сложиться свое видение. Когда читаю, уже представляю, как это будет выглядеть на сцене. Потом ее читаем вместе с ребятами. Бывает, что во время читки на их лицах проскальзывает скука. И сразу понятно: эта сказка не пойдет. А бывает, что уже по ходу первого чтения все ложится. Сразу распределяются роли, появляются картинки, как это должно выглядеть, какими должны быть куклы».

«Принц-лягушонок» имеет свою историю. У этой сказки очень много интерпретаций. В некоторых есть персонаж Генрих Железное Сердце, в других Принцесса слишком жестокосердная. Методом компиляции, из интересных моментов режиссер сама написала пьесу. Почитали с ребятами, вроде понравилось. А самое главное в ней — добро побеждает зло.

Участники коллектива этому учат детей каждым своим новым спектаклем, чтобы зрители после аплодисментов артистам стали добрее, чище душой и помыслами. «Наши спектакли — своеобразная духовная прививка», — убеждена Людмила Федоровна Кирдяпкина.

ИСТОРИЯ КОЛЛЕКТИВА

Сегодня актеры театра «Золотой ключик» профессионально владеют всеми видами кукол: перчаточными, тростевыми, куклами открытого плана, планшетными и ростовыми. Они на протяжении спектакля мастерски держат зрителя-ребенка в восторге, а в зрителе-родителе пробуждают ребенка. В репертуаре более 30 спектаклей и театрализованных представлений для детей и юношества.

А начиналось все восемнадцать лет назад. Идея — организовать свой театр кукол — оказалась ко времени. После серых и непонятных 90-х годов, настали 2000-е, когда в обществе ожила тяга к прекрасному. В Кинеле начали с малого — создали маленький кружок, где собирались увлеченные миром кукольного театра люди. Первыми они освоили перчаточных кукол. Позже у «Золотого ключика» появился коллектив-спутник «Фантазия».

«Через три года после создания театра кукол решили, что пора выдвинуться на «Народного», — рассказывает Кирдяпкина. — На наше отчетное выступление приехала специальная комиссия. Мы подготовили тогда два спектакля: сказки «Три поросенка» и «Озорной гусенок». Хорошо отработали, звание нам присвоили, но необходимым условием было создание коллектива-спутника. Тогда и появилась «Фантазия». И это было вовремя, чтобы с младых ногтей растить актеров. В «Фантазии» обучаются ребята 7-12 лет. Мы учим их актерскому мастерству, сценической пластике, сценической речи, сценическому движению. А потом они плавно переходят в «Золотой ключик» и начинают играть в спектаклях. Так и повелось: возраст участников нашего коллектива — от 7 до 60 лет».

ТАЙНА КУКОЛ

К работе над спектаклем «Принц-лягушонок» приступили еще зимой. Пока актеры учили роли, шла подготовка кукол. В начале были созданы их эскизы, а после обсуждения переданы в мастерскую. Герои сказки получились такими, как задумали их создатели.

«Как говорят многие режиссеры, и я с ними согласна, постановка спектакля — это как рождение ребенка. Он должен быть выстрадан, выношен, готов к появлению на свет, — продолжает Людмила Федоровна. — Чтобы кукла ожила в руках, нужно обладать и ораторским искусством. Надо знать технику кукловождения, она имеет свои нюансы. К нам приезжали артисты из Самарского театра кукол, специально учили. У нас есть свои маленькие секретики. Это тоже своего рода сценическое искусство».

А вообще кукла — это дорогое удовольствие. Хорошая кукла стоит 10-12 тысяч рублей. Внутри у нее особая механика. Вот Принц. Это тростевая кукла. Она двигает головкой: поднимает ее, поворачивает, склоняет. Стан поставлен на каркас-основу. В ручках много соединений, чтобы можно было двигать ими. В «Золотом ключике» старейшие куклы — Аленка и Бабушка. Их восемнадцать лет назад кинельским коллегам подарил Самарский государственный театр кукол. Вот кукла Бабушка. У нее открывается рот, это демонстрирует силу ее характера. Бабушка же и чаще всего ругается, поучает. А у Аленки характер покорный. Поэтому у нее закрываются глазки. Эти куклы в «Золотом ключике» — «ветераны», уже механизмы не всегда срабатывают. Но они продолжают «трудиться».

«ТЕНЕВЫЕ» АРТИСТЫ

Состав «Золотого ключика» всегда не меньше 10 человек. Есть и взрослые, и дети. Один из постоянных участников — Дмитрий Кривоногов. Начинал, когда еще работал в ГДК. Сейчас возглавляет культурно-спортивный центр агровуза, но театр кукол не бросает. Много молодежи. Кирилл Некрасов здесь с малых лет, он учится в Самарском училище культуры. А вот Анжелика Михайлова в коллектив пришла недавно. У нее профильное образование — окончила училище культуры и литературный институт. Продолжительное время преподавала актерское мастерство детям.

«Мне всегда было интересно, чем же отличается театр живого плана от кукольного. У нас с детьми был театр живого плана. Мы всегда делали вкрапления с куклами. То у нас был Петушок — кукла из-за ширмы, а Лисичка, которая должна его украсть, — «живая». То в инсценировке стихотворения «На рынке корову старик продавал» разыграли кукольную мизан-сцену: растянули платок, надели перчаточные куклы и сделали целое представление, — рассказывает Анжелика. — В театре кукол больше волшебства. Смена костюмов, декораций. И голос имеет большое значение. Маска куклы от голоса оживает. Я несколько спектаклей смотрела из зала, и когда Принц с Принцессой признавались друг другу в любви, у них вдруг лица оживали. Причем, кукла не сразу оживает. С ней надо вначале познакомиться, найти общий язык. В «Принце-лягушонке» я играю Бону Клотильду. Во время репетиции стояла за ширмой, рассматривала ее. Как-то так получается, что кукла сама водит, диктует, как надо играть.

Чем старше человек становится, тем он больше понимает, как ему нужна сказка. И когда ты чувствуешь из зала детское дыхание, как они кричат Принцу: «Не пей из колодца!», после этого выходишь обновленным. Это счастье».

У каждого артиста «Золотого ключика» свое дело в жизни, но стоит им собраться вместе — это неразделимый механизм, как в кукле. Такое сплочение помогает и на представлениях. Ведь малейшая пауза в спектакле — это провал. Шепот, подсказки за ширмой недопустимы. Поэтому часто при заминке кто-то удар принимает на себя. И, как результат, случается, что отходят от сценария.

«Импровизация всегда имеет место. Бывает, что слова появляются свои. Приведу пример. У нас в репертуаре есть спектакль «Шайтан — Кожаное Ухо». Одна наша артистка, школьница Кристина Маркова, играла в нем Ежика. Она вместо написанной в сценарии реплики: «Это такая тайна», говорила: «Это такая тайна! Это такая тайная тайная тайная тайна», и все зрители смеялись, — вспоминает Людмила Федоровна. — И с тех пор, кто бы ни играл эту роль, все так говорят. Теперь даже в обиходе мы эту реплику используем. Крылатым выражением стало».

Еще один пример сплоченности и взаимовыручки, когда один артист подменяет другого. В сказке «Принц-лягушонок» Принца играет Кирилл Некрасов, но на время его сессии эту роль исполняет Ксения Уточкина.

«Когда начала заниматься в «Фантазии», не могла понять, как это — управлять куклой. Потом нас начали учить основам кукловождения. И это меня заинтересовало настолько, что я осталась в театре кукол. Оживлять куклу — большое искусство, и каждый раз это происходит по-новому», — поделилась Ксения.

Одна из звездочек театра — Люда Давлетова. Она здесь с десяти лет. Людмила в этом году окончила школу и собирается поступать в академию культуры и искусства. В «Принце-лягушонке» играет Принцессу.

«Роль Принцессы меня будто преследует, — смеется Люда. — За все время я сыграла не одну принцессу. Чему даже рада. Самой первой была роль в спектакле «Сказка о непослушной принцессе». Спектакль открытого плана. Моя героиня была немного капризная, но добрая. Она любила, когда ей папа рассказывал сказки на ночь. Характер у каждой моей принцессы разный и каждую надо сыграть по-своему».

У Олега Ветошкина свой путь в мир театра. Все началось с того, что он подарил двухгодовалому внуку перчаточных кукол. А так как навыка в кукловождении не было, попросил совета у Людмилы Федоровны. И даже не заметил, как оказался за ширмой с куклой в руках. С тех пор театр его не отпускает.

«Работаю я спасателем. А театр кукол — хобби. Мне нравится, — говорит Олег. — Помню еще с детства, как по телевизору показывали театр кукол Образцова. Что они делали! Я с особым трепетом относился к людям, которые за ширмой могут творить так, что зрители сидят в зале завороженные. Всегда это было интересно».

Валерия Коваленко и Кирилл Иванов в «Золотом ключике» новички. Они пришли после новогоднего представления театра, где оживляли ростовых кукол.

«Когда попросили помочь, у меня даже не было вопросов, сразу согласился, — говорит Кирилл. — Сидя в зале, ты не понимаешь, как это делается за кулисами. Еще до этого участвовал в театре открытого плана. Когда сыграл в театре кукол, понял, что это несравнимые вещи. У меня уже есть роль в театре кукол: играю Собаку в спектакле «Зайкина избушка». Было сложно, волнительно, но у меня, кажется, получилось».

«НАШЕГО ЗРИТЕЛЯ НЕ ОБМАНЕШЬ»

Когда все куклы изготовлены, а спектакль срежиссирован, в зал приходят самые главные критики — дети. Здесь они впервые знакомятся с театральным искусством. Здесь оживают персонажи их любимых сказок, приходит первое понимание главных жизненных ценностей.

На премьеру «Принца-лягушонка» Ирина Люсова с сыном Женей специально приехала из поселка Усть-Кинельский.

«Мы впервые на спектакле театра. Очень понравилось. Даже не ожидала, что сын выдержит до конца. Мало того, он уже просит еще раз сходить на спектакль. Что ж, будем следить за репертуаром театра, будем приезжать на постановки».

А ребятишки из детского сада «Ягодка» пришли на представление всей группой.

«Именно здесь ребенок начинает осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Плюс видит, что все всегда заканчивается хорошо. Побеждает добро. Я сама как ребенок была увлечена происходящим. Спасибо большое артистам», — сказала Оксана Александровна Седых, воспитатель детского сада.

«Золотой ключик» премьерой «Принц-лягушонок» закрыл этот сезон. В следующем состоится еще одна премьера. На День города театр подготовит спектакль по мотивам пьесы Илюхова «Пряники для волка». Есть и далеко идущие планы.

«Хочется сделать инклюзивный спектакль. Инклюзия в переводе с английского — «вовлечение». Чтобы вместе создавать спектакль, стереть грань артист-зритель. Когда у зрителей горят глаза, в этот момент их можно увести в какую угодно сказку, в какое угодно таинство, — поделилась творческими идеями Людмила Федоровна Кирдяпкина. — Есть такой спектакль «Приключение Пифа». Он уже старый, но в новом прочтении задумка такая, что дети сами сделают собаку Пифа из предложенных заготовок, и он оживет на сцене, будет играть в спектакле».

У народного самодеятельного театра кукол «Золотой ключик» много наград. Одна из последних — первое место на Всероссийском чемпионате по исполнительскому искусству. На достигнутом кукольники не останавливаются. Но главная победа, уверяют они, это когда зрители включаются в спектакль, переживают за героев, уходят из зала полные чувств, а потом снова возвращаются, чтобы опять впитать волшебство кукольного театра.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

184