Меню
16+

Газета «Кинельская жизнь»

03.09.2019 08:04 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 31.08.2019 г.

Научить учиться

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

«ОТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗАВИСЯТ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА», — СЧИТАЕТ МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ

У любого здания есть фундамент, который не заменят ни крепкие стены, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без него здание обрушится. Именно такой основой основ в жизни каждого человека является начальная школа. А точнее — знания, умения и навыки, полученные в ней. Какая это ответственность, Алена Леонидовна Горлова понимает, как никто другой. Она — учитель начальных классов школы № 10.

ОПЫТ — ВАЖНОЕ ПОДСПОРЬЕ

В кабинете Алены Леонидовны пока полная тишина. Но все в нем уже говорит о готовности «отправиться» в страну знаний: парты, расставленные в три ряда, стопки учебников и прописей, мелки на полочке доски. Тридцать ребят придут под крыло Алены Леонидовны. В ее жизни это второй первый класс. В прошлом году у педагога состоялся первый выпуск.

«К встрече со своим новым первым классом подхожу с пониманием того, как буду строить свою работу с детьми и учебный процесс. Это, наверное, сказывается опыт. Да, он небольшой, но уже есть необходимая база. В течение четырех предыдущих лет для меня и первый, и второй, и третий, и четвертый классы были внове, хотя дети оставались те же. Сейчас дети будут другие, и ситуации иначе будут складываться, но чувствую уверенность, потому что у меня уже есть своеобразные вешки на этом пути», — говорит Алена Леонидовна.

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ

За четыре года у молодой учительницы появилась своя копилка педагогических методик. Она считает, что успешность воспитательного и образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителем, учениками и родителями. Первое родительское собрание уже состоялось. Его результатами Алена Леонидовна осталась довольна.

«Обучение — это совместная работа. Попробуйте хлопнуть одной ладошкой. Ничего не получится. Одна ладошка — это учитель, вторая — родитель. И только когда они хлопают вместе, получатся аплодисменты», — своеобразно, но интересно объясняет Алена Леонидовна.

Чтобы поближе узнать семьи, педагог провела анкетирование родителей. Самым трудным для них оказался вопрос «Что вы цените в своем ребенке?». Из 30 человек ответили только шестеро. «А это значит, что родители не знают своих детей. Они легко его поругают, но с огромным трудом похвалят, потому что для этого надо знать, за что хвалить, знать его положительные стороны, — говорит учитель. — Некоторые могут сказать: они еще дети. Нет, в семь лет ребенок уже личность. И от этого никуда не денешься. Его нужно любить и уважать, общаться с ним на равных. И так я отношусь к своим ученикам».

ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ

Сегодня Алена Леонидовна уверена: свое место в жизни она нашла. Хотя раньше и не думала об учительской профессии: уж больно трудными казались для произношения ее имя в сочетании с отчеством, мол, не каждый ребенок их выговорит. К тому же и мама, и бабушка трудились совершенно в другой области — были бухгалтерами. Вот и девушка планировала себя реализовать в сфере экономики. Но в решающий момент пересилило детское увлечение: в играх в «Школу» Алена всегда была учительницей. А еще перед ней был пример первой учительницы Елены Павловны Катковой. И Алена после школы подала документы в педагогический вуз на факультет «Начальное образование».

«Елена Павловна была строгая, требовательная, всегда знала, чем нас заинтриговать, — вспоминает молодой учитель. — До сих пор помню ее методы и даже применяю в работе. Мы учились письму. На одном из уроков она села за последнюю парту и сказала: «Вот вам буква. Напишите ее». Это была буква «Ж», самая сложная в каллиграфическом плане. Как мы ни старались, задание у нас выходило плохо. Поэтому в два раза внимательнее слушали объяснение Елены Павловны и во все глаза смотрели, как эту букву надо правильно писать. Все были в восторге. Я бы тоже хотела, чтобы мои уроки нравились маленьким детям, чтобы они тоже ощутили это особое чувство, когда добиваются своего. Такая маленькая победа».

ШКОЛА СТАЛА РОДНОЙ

Алена Леонидовна родом из Тольятти. Училась в большой школе, там только в одной параллели классов доходило до семи. По сравнению с альма-матер, школа № 10 маленькая, почти домашняя. Сюда устроилась после окончания педагогического вуза. И сразу оказалась в большой семье, где каждый готов прийти на выручку. Ее куратором и наставником стала Оксана Михайловна Четверикова. Сейчас школа для молодой учительницы уже стала родной.

«Я человек коллектива. Какое-то время работала в институте аппаратным помощником. Получилось так, что из хорошего коллектива пришла в хороший. Возможно, потому так щепетильно относилась к своим обязанностям, — говорит Алена Леонидовна. — Сейчас вспоминаю и понимаю, что порой спрашивала глупые вещи. Хотя в вузе, слушая лекции, удивлялась, что я не научу «два плюс два» ребенка решать. На самом деле — кого ни спроси, ответит, что два плюс два — это четыре. Но как учитель начальных классов смог донести это знание до семилетнего несмышленыша, знает только он. А это, поверьте, очень не просто».

Алена Леонидовна первый урок дала четыре года назад, но до сих пор помнит свои ощущения. Это был классный час 1 сентября. На первый взгляд — ничего сложного: ведь на нем не надо учить решать примеры или писать сложные буквы. Но молодая учительница тогда перед собой ставила более глобальные задачи — вложить в детей желание вместе с ней идти по дороге знаний.

«На этом уроке я забыла все на свете, — рассказывает Алена Леонидовна. — Хотя очень тщательно подготовилась: конспект расписала от «А» до «Я». Но наличие плана не означает, что урок именно по нему пойдет: он ориентир. Вот и на первом уроке даже не заглянула в свои записи. Очень сильно волновалась в начале и в конце. А в середине — совместная работа увлекла настолько, что забыла о переживаниях, как бы на одном дыхании прошел классный час».

Главной задачей для себя, как классного руководителя, Алена Леонидовна видит сплочение детского коллектива уже с первого класса: «Важно дать понять детям, что они одно целое и должны работать вместе. В том классе у нас многие классные часы и уроки литературного чтения заканчивались именно этой мыслью. И я считаю, что мы добились: в коллективе не было ябед, не было задир. Также важно в девочек вложить зачатки женственности, а в мальчиков — мужественности и ответственности. От учителя начальных классов зависят все дальнейшие достижения ребенка. Научить учиться — это тоже важно».

Вспоминая свой первый выпуск, Алена Леонидовна добавляет, что обучение происходило взаимное: не только она детей учила, но и они ее. Брать высоты знаний предстоит и с нынешними первоклашками. Первый урок с ними еще предстоит, но они для молодой учительницы уже стали «своими».

О МАСТЕРСТВЕ В ПРОФЕССИИ

На августовской педагогической конференции Алена Леонидовна отмечена Почетной грамотой администрации городского округа Кинель. Эта награда у молодого педагога пока первая.

«Алена Леонидовна очень грамотная и ответственная, — говорит Елена Владимировна Иванова, директор школы № 10. — Ее становление как педагога происходило на наших глазах. За эти четыре года она раскрылась и выросла до уровня профессионала своего дела. Если раньше набиралась опыта у своего куратора, то сейчас я к ней направляю молодежь: у нее есть чему поучиться. Наша школа вообще славится сильным начальным звеном. Учителя начальных классов — это некие волшебники, которые умудряются из этого неуправляемого «гороха» создавать коллектив. Педагог начальной школы — это больше чем предметник, дающий азы наук. От его работы во многом зависит то, как первоклашки будут относиться к процессу накопления знаний и самосовершенствоваться не только в ближайшие одиннадцать учебных лет, но и всю жизнь. Возможно, именно поэтому первых учителей не забывают и всегда вспоминают с особым теплом».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

35