Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

20.10.2020 13:14 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 17.10.2020 г.

Река взывает о помощи

Автор: Нина БУХВАЛОВА

ЖИТЕЛИ ХУТОРА, РАСПОЛОЖЕННОГО В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ К РЕКЕ ЯЗЕВКА, СЕРЬЕЗНО ОБЕСПОКОЕНЫ КРИТИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ МЕСТНОГО ВОДОЕМА

«Тихо погибает речка... Полноводная в прошлом, она давно стала мелководной, а местами уже и вовсе пересыхает», — утверждают обеспокоенные хуторяне. С экологической проблемой они обратились в газету, а добровольческую спасательную миссию возглавил общественный инспектор по охране окружающей среды по городскому округу Кинель, председатель общественного совета избирательного участка № 3 Алексей Юрьевич Малыгин.

Экологическая акция на Язевке

В конце лета в рамках национального проекта «Экология» — федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» прошла Всероссийская акция по очистке берегов рек. Пятьдесят кинельских активистов за время субботника собрали более тонны мусора на реке Язевка. Вместе с жителями Хутора на уборку вышли сотрудники администрации городского округа, отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела МВД России «Кинельский», спортивно-технического клуба ДОСААФ, представители Общероссийского народного фронта, члены Общественной палаты городского округа, волонтеры «Альянса Молодых».

В добровольческой акции участвовали те, кому не безразлична судьба Язевки. Алексей Юрьевич уточнил: «Фронт работ — участок от железнодорожного переезда до моста через реку — мы выбрали неслучайно. Этот отрезок береговой линии захламлен так, что смотреть больно. Из стоящих на переезде в ожидании открытия шлагбаума автомобилей люди бросают пустые бутылки, окурки, обертки и так далее. Под мост, с глаз долой, сносят мусор и нерадивые жители».

Активисты расчищали берег от камыша, порослей карагача, собирали мусор. Несколько часов дружной работы, а какое удовлетворение получили от того, что важное дело делают. Расходиться не спешили, песню подхватили. Если вначале на такие субботники единицы выходили, сейчас все больше народу присоединяется.

А. Д. Максимов пришел с сыном Алексеем и внуком. С раннего утра готов был к благим свершениям С. И. Воеводин. Александр Баранов, также общественный инспектор по охране окружающей среды, в водолазном костюме с илистого дна реки то и дело доставал затонувшие автомобильные шины, прочий хлам вытаскивал. А. А. Мельников, в то время еще кандидат в депутаты Думы городского округа Кинель, тоже решил поддержать благие намерения жителей. Члены Общественной Палаты В. С. Левачева и Н. В. Гражданкина на такие экологические призывы всегда откликаются. Горело желанием помочь родной реке и младое поколение. Никита и Артем Артешины трудились наравне со своим отчимом Александром Савельевым. Анар Султангалеева пришла с внуками Диясом и Адалиной.

Эти люди своими усилиями предпринимают спасательные меры. Служба благоустройства и содержания городского округа ведет плановые работы по опиловке зарослей береговой зоны. но сил явно недостаточно, нужны более масштабные работы, считает Алексей Юрьевич.

Десятилетиями не убирали отходы

«В этом году нам впору кричать SОS. Лето выдалось крайне засушливое, что усугубило ситуацию до крайности. С каждым годом река все сильнее мелеет, русло заилилось, местами превратилась в настоящее болото, вместо воды уже ландыши под деревьями растут, — перечисляет проблемы общественный инспектор Алексей Юрьевич. — Еще одна беда зимой добавилась. По вине железной дороги произошел разлив масла. И хотя предприятие спасательную операцию с помощью уловителей и сорбентов провело — но остатки загрязнений присутствуют. Да и не выход это — последствия сброса ликвидировать, такая реакция запоздалая, подобного нельзя допускать категорически. Хотя следует отметить, что на этот раз с пониманием отнесся к экологической проблеме заместитель главного инженера железной дороги В. О. Викулов. И наконец-то, два года назад работники ПМС разобрали свалку, копившуюся годами, и вывезли шпалы с береговой полосы. А ранее на наши заявления и просьбы и вовсе никто внимания не обращал».

Взять другую напасть — сколько выброшенных использованных шпал таится под водой в илистых отложениях?! А экологическая служба КЖД годами открещивалась, многолетняя переписка была безрезультатной.

Одна из причин обмеления, считает Алексей Малыгин, человеческий фактор — железнодорожники во время технологических процессов все ненужное оставляют тут же на берегу. «Десятилетиями не убирали отходы производства. Завалили мусором родники — подпитку реки. Меняют пути, балласт — все под откос, в реку», — в этих словах безысходность, что не усовестить крупную компанию жалобами местного значения.

Полоса воды все меньше

На протяжении Язевки длиной 7,2 километра имеется шесть железнодорожных мостов — под ними берега и вода в плачевном состоянии.

Старожилы сравнивают прошлое с настоящим: «Полоса воды все меньше — все больше камышей. Теперь даже течение не проглядывается. А ведь раньше такое полноводье было, что по весне мы детворой на льдинах катались и от матерей за то «лещей» получали. Вода до 1,5 метров поднималась. С низовий подтапливало, бывало, даже на Ладное перераспределялся водный поток».

Местный житель Сергей Александрович Алексеев вспоминает: «Я родился и живу на улице Ташкентская, прямо на берегу кинельской реки. С детства на воде, летом купались безвылазно. Нам, пацанам, река казалась широкой, она и на самом деле тогда в ширину была метров семь-восемь, а что теперь? — от метра до трех осталось. Тогда был всего один железнодорожный мост — он на экологию не так заметно влиял, потом стали возводить новые ветки на мостах — насыпями русло перекрывать. Оттуда все и пошло. В былые времена ловили много — щука заходила и другая речная рыба водилась, а сейчас карась непритязательный и тот вымер. Да и лягушек почти не слышно. Сердце кровью обливается — как жалко на умирающую реку смотреть. Оживить ее надо — хорошо русло прочистить. Течение появится, и Большому Кинелю подпитка водная добавится. Своими силами мы ничего не сделаем, техника нужна для таких серьезных работ. Надо всем браться — спасать!».

И вновь сожаление в словах хуторян: «Мальчишками мы ныряли с моста, глубины хватало. А сейчас там вместо воды щебень, балласт, мусор. Там, где мы зимой устраиваем хоккейную площадку — раньше было место для купания, нынче не то что по колено, — пешком пройти можно, не намочив ноги. Ряска — признак заболоченности, без движения вода тут, не шелохнется. В районе ПМС через дамбу уже вода не переливается».

Какие действия предприняты

Администрация городского округа давно обеспокоена проблемой истощения и загрязнения реки Язевка. В 2014 году, как только вступило в силу постановление Правительства Самарской области от 30.10.2013 г. № 579 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса в 2014-2020 годах», муниципалитет подал заявку о проектировании и расчистке русла реки Язевка. Срок реализации был намечен на 2018-2020 годы, предусматривалось финансирование в размере 144623,9 тыс. рублей. В связи с сокращением денежных средств сроки реализации с каждым годом переносились на более поздние периоды.

Общественники тоже подключились к решению данной проблемы. В этом году члены Общественной палаты обратились в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о выделении средств на очистку русла. Приезжали представители, но о возможной перспективе лишь порассуждали. «В департамент водных ресурсов обращались о спасении малотекущей реки — пока сдвигов нет», — сетует Алексей Юрьевич Малыгин.

Вот и бьются активисты своими силами. Собирают народ на субботники. И хотя эти разовые выходы — капля при таких запущенных экологических проблемах, но и то действия. Без добровольцев, может статься, реки и в помине не останется.

У малой речки — огромные проблемы. От них не отмахнуться, ведь из маловодных рек вырастают полноводные, которые устремляют свой путь в моря и океаны. Окончательно разрушенная экосистема останется на совести нашего поколения. Пора уразуметь истину: «Что имеем — не храним, а потерявши — плачем».

P.S. Пока готовился материал, общественный испектор А. Ю. Малыгин получил ответ от минлесхоза: «В рамках государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014-2030 годах» преду-смотрено «Проектирование и расчистка русла реки Язевка на территории г. о. Кинель». И хотя областной бюджет на 2020 год уже сформирован, но финансирование работ по обозначенному мероприятию учтено в предварительном реестре принимаемых расходных обязательств минлесхоза на 2021-2023 годы». Появилась какая-то надежда.

Ольга Николаевна Деменок, главный специалист по экологии отдела административного, экологического и муниципального контроля администрации городского округа:

- Администрация в плановом режиме проводит рейдовые обследования по проблемным местам малых рек. Мы неоднократно встречались с жителями, проводили разъяснительную работу по пользованию водными объектами в призме действующего природоохранного законодательства. Проводили проверки по самозахвату береговых полос с целью снижения негативного воздействия на природную среду от хозяйственной деятельности человека. Неоднократно экологическая служба обращалась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для рассмотрения вопроса о финансировании мероприятий по расчистке русла реки. Необходимо выполнить работы по восстановлению русла, удалению прибрежной растительности, камыша и водорослей. Очистить дно реки от ила и донных наносов, затопленных предметов и мусора, топленой древесины. Если не предпринимать никаких действий, то со временем состояние Язевки будет только ухудшаться. Нарушаются и полностью прекращаются процессы самоочищения и самовосстановления вследствие естественного старения водоема, попадания в воду листьев, веток, различного бытового мусора. Происходит разрушение биологического равновесия и начинается заболачивание, вода меняет свой цвет и появляется неприятный запах. Своими силами комплекс мероприятий по очистке муниципалитету не выполнить. К тому же, река является федеральной собственностью, и действия на ней не могут финансироваться из местного бюджета. Для того чтобы войти в федеральный проект нужно проектирование, госэкспертиза, и так далее — все это стоит больших денег. Считаем, что предприятие железной дороги, как основного источника негативного воздействия на водоем, должно принять учас-тие в проведении безотлагательных мероприятий. И первый шаг — на условиях софинансирования начать проектирование мероприятий по очистке русла.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

111