Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

06.10.2020 14:55 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 03.10.2020 г.

Чему учит первый учитель

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ СЕГОДНЯ РАБОТАЮТ 370 УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ, 220 ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ, 43 ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ВСЕХ — С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАЗДНИКОМ!

У каждого в жизни был первый учитель, который привел в светлый класс, помог написать первую букву и сложить два числа. Именно он, первый учитель, учит ребенка рассуждать и спорить, творить и придумывать, быть самостоятельным и ответственным.

«УРОК — ЭТО СВЯТОЕ»

В средней школе № 11 все знают, что Елену Николаевну АНДРЕЯНОВУ отвлекать во время урока нельзя. Если кто отважился постучать в дверь кабинета, услышит от нее короткое замечание: «У меня урок, все дела после звонка».

Учитель задает вопросы, и четвероклассники смело тянут руки. Решать сложные примеры и уравнения, писать диктанты, пересказывать литературные произведения дети берутся без страха. И во всем этом, несомненно, заслуга Елены Николаевны. «Урок — это святое, — говорит учитель. — У каждого занятия свой ритм. И если в самый разгар работы, когда новые идеи и мысли появляются, создаются мостики между новой темой и ранее изученным, стоит мне на что-то отвлечься, дети тоже отвлекутся. Сценарий урока, как цепочка: все элементы связаны между собой. Одному стоит выпасть, и все — урок не состоялся, ребенок остался без знаний».

СЛУЧАЙНОСТЬ ОКАЗАЛАСЬ ПРИЗВАНИЕМ

Свой выбор учительской профессии Елена Николаевна объясняет случайностью. По первому образованию она энергетик. Но пока была в отпуске по уходу за ребенком, ее пригласили поработать секретарем в родную школу № 48, ныне № 11. Вчерашнюю выпускницу здесь все помнили «как активистку, почти медалистку», и стали ставить на замещение. В результате педагогика ей пришлась по душе. Она поступила в пединститут на заочное отделение. Специализацию выбрала «Начальная школа».

«Самые маленькие в школе, но уже с пытливыми глазами. Работать в начальных классах и интересно, и сложно, — рассказывает учительница. — Дети приходят — «горох», как мы называем. Многие не умеют ни читать, ни писать, и с дисциплиной сложно. Зато потом видны плоды твоего труда. В четвертом классе они совсем взрослые, рассудительные, понимают с полуслова».

ГЛАВНОЕ — ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА

Мальчишки в классе Елены Николаевны проходят настоящую джентльменскую школу. Они за девочек поднимают стулья, открывают им двери и пропускают вперед себя. И вообще учатся отвечать за свои поступки.

«Случается всякое, — улыбается Елена Николаевна. — Вот сегодня подрались. Стали разбираться. Сначала один рассказал, как все было. Потом — другой. У каждого своя версия. Самое сложное — понять каждую сторону и не обидеть зря. Где-то пожуришь, где-то сердишься, а где-то добром решаешь. Все же любят добрые слова, даже если виноваты».

Неровные буквы и цифры, неправильные соединения, помарки, ошибки — ручкой с красными чернилами педагог проверяет тетрадки. Каждого ученика узнает по почерку. Красивый — говорит о грамотности и старательности ученика, неаккуратный может стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Но Елена Николаевна не торопится ставить неудовлетворительную оценку. Это крайняя мера.

«В работе учителя главное — не столько научить читать и писать, сколько воспитать человека. Привить духовность, доброту», — считает педагог.

РЕБЕНОК — ОТКРЫТАЯ ДУША

«В первый день работы в школе мама мне сказала: «Не обижай детей. Возможно, у них дома более сложная проблема, чем задания на уроке». Теперь этими словами стараюсь напутствовать своих молодых коллег, — говорит Елена Николаевна. — Мамин совет пригодился мне на практике. Как-то раз на уроке русского языка все дети пишут, а один мальчик ничего не делает. Подхожу к нему, чтобы сделать замечание. А он расплакался: оказывается, в семье не все хорошо. Какие ему буквы на уроке, у него вон какая беда! Многим кажется, что дети ничего не понимают. Нет, их маленькое сердце все трогает».

За годы своей тридцатилетней работы в школе Елена Николаевна выпустила не одно поколение учеников. Каждого из них помнит по имени, каждый оставил в ее сердце незабываемый след. Эрудированные, творческие, умеющие постоять за себя и отстаивать свою точку зрения. Сегодня школьники — другие, и отличаются от тех, которых учила Елена Николаевна вначале своего педагогического пути.

«Сейчас обучаю уже детей моих учеников. В некоторых семьях даже несколько поколений выучила. Дети другие стали. Если раньше не было ни гаджетов, ни компьютеров, сейчас все у ребят есть, — говорит педагог. — Соответственно, уровень развития у них в разы выше. Но они все равно дети. Бывает, придешь в школу в плохом настроении, но, увидев светлые, радостные детские лица, сразу забываешь обо всем».

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Елена Николаевна помнит каждого педагога, у кого в свое время училась: Маргарита Алексеевна Правдина, Анастасия Никифоровна Кудряшова, Павел Иванович Красильников, Вера Павловна Брыкалова, Анастасия Васильевна Федоренко, Лидия Александровна Тырша, Любовь Александровна Бокаева, Надежда Александровна Малышева. Сегодня им на смену в школу № 11 пришли их ученики. Те, кто впитал от своих педагогов любовь к этой профессии.

«У меня был случай на уроке по окружающему миру. Проходили тему «Южный берег Крыма». Вызываю ученика. Сразу вижу — не учил. Но он выкрутился, запел песню «Южный берег Крыма за полоской дыма». За находчивость поставила «пять». Это же тоже урок на будущее, — смеется педагог. — В собственной школьной жизни аналогичное произошло. На уроке истории Маргарита Алексеевна Правдина, педагог от Бога, вызвала к доске. Домашнее задание было по теме «Гражданская война». Но я не подготовилась: весь вечер читала «Хождение по мукам». На уроке, опираясь на роман Алексея Толстого, и построила свой ответ. Маргарита Алексеевна выслушала и спрашивает: «Почему не учила?». Я замялась: «Книжку читала. Очень интересная». Она: «Хорошо, на этот раз — пять». Конечно, я это на всю жизнь запомнила и впредь выполняла домашние задания. Но в то же время поняла, что не только в учебнике можно найти знания».

Сегодня Елена Николаевна кроме учительских выполняет много других обязанностей. Она завуч начальных классов, ответственная за индивидуальное обучение в школе. Плюс — член государственной экзаменационной комиссии. Педагог в проведении ЕГЭ участвует с первого года внедрения этого новшества в систему школьного образования.

Семейное счастье

Елена Николаевна считает себя счастливой. С ней всегда была и остается поддержка семьи. В свое время мама Вера Ивановна с пониманием отнеслась к работе младшей дочери и всемерно ей помогала и советом, и делом. Хотя одна воспитывала четырех дочерей после смерти мужа.

«У нас никаких излишеств не было дома. Сами рукодельничали: кто-то шьет, а кто-то в это время читает, чтобы веселее было. Мама — труженица, всю жизнь на Доске Почета железнодорожников была. Нас тоже воспитала в труде», — делится Елена Николаевна.

Сложилось и личное счастье Елены Николаевны — в этом году они с супругом Анатолием Николаевичем отметили рубиновую свадьбу, 40 лет совместной жизни, у них двое сыновей. Старший пошел по стопам отца и стал военным, младший — железнодорожник, инженер в вагонном депо. Уже есть внуки.

ВСТРЕЧАЙ, УЧИ — И СНОВА РАССТАВАЙСЯ…

Самым сложным в своей работе Елена Николаевна считает расставание с учениками. В течение четырех лет вкладывать в ребенка свою душу, а потом отпустить и снова начинать сначала. В наступившем учебном году у нее снова выпускной класс. И уже сейчас понятно, что прощаться будет тяжело не только учителю, но и ее ученикам. Например, у Кати Бобровой с начальными классами связаны первые победы: она не раз занимала призовые места на конкурсах чтецов.

«Грустно будет уходить, — признается девочка. — Учиться было сложно, но интересно узнавать новое. И всегда рядом — наша Елена Николаевна. Но с другой стороны в старших классах можно узнать еще больше».

Богдан Миронов искренен в своих признаниях: «Из начальной школы, конечно, не хочется уходить: у нас такой замечательный учитель. Елена Николаевна не очень строгая. Она редко ругается».

Катя Каримова поздравляет своего первого учителя с профессиональным праздником: «В день учителя хочу пожелать Елене Николаевне хорошего настроения, чтобы она не скучала, чтобы у нее все получалось без проблем».

Учитель начальных классов — это и педагог, и наставник, и классный руководитель. Чтобы узнать детскую душу, важно с ребенком встречаться не только на уроке. Поэтому Елена Николаевна в свою работу включает и экскурсии, и беседы, и утренники, и походы. До сих пор в кабинете висят фотографии с поездок на турбазу к маламутам и на страусиную ферму.

«Самое важное в начальной школе — сплотить детей и подарить им радость прихода в школу. Если у ребят сложились хорошие взаимоотношения, они дружат, это уже половина успеха», — уверена педагог.

В меру строгая, но очень доброжелательная и душевная. Наверное, таким и должен быть учитель начальных классов. Человек, у которого основой педагогического мастерства являются Любовь и Талант.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1591