«Песня - верный друг мой»
Сегодня все мы — коллеги по работе, соседи по дому, родители и дети — переживаем непростое время. Мы как будто оказались в другой реальности. Введены ограничительные меры, действует обязательный режим санитарной защиты, нас призывают без особой необходимости не посещать общественных мест. И мы все ждем, когда «кривая» замедлит свое движение. Будем сильны духом и не терять оптимизма. И пусть подкреплением наших надежд станет душевная эмоциональная прививка постоянного автора газеты, летом этого года отметившего 90-летний юбилей.
Современные средства массовой информации, особо относящие себя к числу интеллектуальных, любят, и с остервенением, ругать телевидение. Они не хотят признавать, что СМИ во все времена кроют с ними несогласных. Вероятно, я близок к подобному содружеству и мало интересуюсь телевидением.
В основном, программами известий. На днях, прогоняя каналы в поисках информации, наткнулся на передачу Андрея Малахова (субботний эфир был посвящен песням русского застолья) и неожиданно застрял на ней. Пару часов, что прежде не бывало со мной, я сидел прикованный глазами и душой к телеэкрану. Андрей Малахов, словно по моему заказу, перебирал мои любимые песни. Я пережил нормальное озарение случайным счастьем. Однако принудила меня писать сейчас только одна из тех песен.
Песня "Москва златоглавая" всем известна и многими любима. Строчки ее припева: «Гимназистки румяные,/ От мороза чуть пьяные…» не могут оставить нормального мужика равнодушным. Однако меня в ней разбередило другое. Музыку к песне написал американский композитор Шалом Секунда. И ей сейчас, по словам ведущего программы, исполнилось сто лет. Шалома в детстве родители вывезли из родной Украины в США, ставшей ему новой родиной. Он как композитор создал за океаном более сотни песен на родном ему еврейском языке. И эта песня посвящена любимой еврейской девушке. Однако мелодия этой песни так понравилась в мире, что на нее написана масса песенных текстов на различных языках.
Автор русского текста песни «Москва златоглавая» неизвестен. О нем принято говорить как об эмигранте семнадцатых годов из родной ему России. Во всяком случае, коротенький текст песни дает, пусть слабое, но основание. Других источников нет. И каждый раз, когда с ней встречаюсь, меня теребит боль за этого человека и его песню, в которой, как мне кажется, утрачено окончание. Что случилось горького и сверхтяжелого в жизни русского поэта и беглеца в распроклятой Западной европе, что он утратил окончание собственного поэтического творения?
ЧТО? Полная неизвестность…
Сколько таких из России было развеяно по Европе и миру?! Когда-то подло гордились пароходом, что вывез из России ее лучшие умы и таланты. В новой России, наконец, вернулась о них боль и память. Поздно, но вернулась. И каждый раз, когда встречаюсь с песней «Москва златоглавая», тянет придумать замену утраченному окончанию. И каждый раз пресекаю свою дерзость: нет у меня достойных песне поэтических способностей. Но передача Андрея малахова разбередила душу и, одолев все сомнения, засел к письменному столу с листом чистой бумаги. И сам себя настраивал: надо уловить интонацию стиха, детали можно и простить.
Даже поверхностный анализ сти хотворения (мною, не профессионалом) показал, что оно состоит из трех блоков. Первый (первая и вторая строфы): благополучная москва с пирогами в день праздника. Второй блок (третья и четвертая строфы): потрясение в мире и жизни любимой, их общая тоска и печаль. Третий блок (припев): как разрыв между блоками покоя и беды. Мне подумалось, что окончание должно усилить трагичность второго блока и уложиться в две строфы. Конечно же, я ожидаю, что заслужу массовую критику. В стране сейчас поэтов больше, чем дворников. И они, конечно, посмеются над моей стихотворной малостью. Но, как изрек недавно ушедший из жизни Михаил Жванецкий: «Ничего страшного, если над тобой смеются. Гораздо хуже, когда над тобой плачут».
Уважаемые земляки! В условиях мировой вирусной драмы возьмем на психологическое вооружение родную «Москву златоглавую» с нашим Кинельским завершением. ЗНАЙ НАШИХ!
Текст песни «Москва златоглавая»:
Москва златоглавая,
Звон колоколов,
Царь-Пушка державная,
Аромат пирогов.
На проспектах и улочках
В этот праздничный день
Продают сладки булочки,
Покупай, коль не лень.
припев:
Конфетки-бараночки,
Словно лебеди, саночки.
«Эй вы, кони залетные!» -
Слышен звон с облучка.
Гимназистки румяные,
От мороза чуть пьяные,
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с каблучка.
Помню тройку удалую,
Вспышки дальних зарниц,
Твою позу усталую,
Трепет длинных ресниц.
Все прошло, все умчалося
В невозвратную даль.
Ничего не осталося,
Лишь тоска да печаль.
Ноги мерзнут в ботиночках,
В небе гаснет звезда.
Под глазами слезиночка -
Твоих мук череда.
Ты молчишь: губы в жалости.
Счастье смыла беда.
Даже крохотной малости -
Все ушло навсегда.
припев:
Конфетки-бараночки,
Словно лебеди, саночки.
«Эй вы, кони залетные!» -
Слышен звон с облучка.
Гимназистки румяные,
От мороза чуть пьяные,
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с каблучка.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.