Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

24.12.2020 14:11 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57 от 22.12.2020 г.

Слушая Высоцкого

Автор: Владимир Григорьевич ГНИЛОМЕДОВ,
город Кинель.

АВТОР ГАЗЕТЫ ОБРАТИЛСЯ К СТРАНИЦАМ СТИХОТВОРЕНИЙ И ТЕКСТАМ ПЕСЕН ИСПОЛНИТЕЛЯ

В середине года на страницах газеты был опубликован материал нашего читателя В.Г. Гниломёдова. Он был посвящен памяти Владимира Семеновича Высоцкого и приурочен к дате его ухода (25 июля 1980 года). Владимир Григорьевич — почитатель творчества поэта, исполнителя и актера. Трудно объяснить силу таланта этого человека, ставшего символом своего времени и не только.

В материале, который предлагается вашему вниманию, Владимир Григорьевич Гниломёдов раскрыл не столь известную сторону жизни высоцкого — его увлеченность спортом. Ц цикле стихов о спорте, переложенных на музыку и ставших песнями, есть ироничные, шутливые, но и передающие внутренний мир автора.

Доброго здоровья всем подписчикам и читателям газеты! Завершается 2020 год — год Владимира Семеновича Высоцкого — ярчайшего поэта советской эпохи, барда и великолепного актера. О его жизни написано много и, казалось бы, известно все. Однако, на мой взгляд, следует отметить то, что ко всем талантам Высоцкого он был еще и хорошим спортсменом.

СПОРТСМЕН СРЕДИ ДРУЗЕЙ-СПОРТСМЕНОВ

По многочисленным воспоминаниям родных, близких друзей и коллег, природа наделила Владимира Семеновича отличными физическими данными, и несмотря на очень стремительный, бурный образ жизни, он всегда занимался спортом и поддерживал себя в хорошей форме.

С детства увлекался акробатикой и спортивной гимнастикой, научился многим трюкам, которые неподготовленный человек не выполнит. Высоцкий умел ходить на руках по лестнице, делать переднее сальто с места. Одним из его любимых упражнений был «крокодильчик» — когда стоишь на руках и удерживаешь тело параллельно полу. Упражнение лишь кажется простым, но оно требует высокой концентрации, силы и выдержки.

В юности среди друзей Высоцкого были превосходные спортсмены: Игорь Кохановский мастерски владел хоккейной клюшкой, Леон Кочарян занимался боксом и борьбой, Артур Макаров также боксировал. Занимаясь вместе с ними, Владимир и сам весьма неплохо освоил этот вид спорта. Круг спортивных интересов Владимира Семеновича был широк: лыжный спорт, дайвинг, плавание, каратэ. Владимир Высоцкий искренне полюбил горы и предпочитал советский Эльбрус западному Куршавелю, а во время съемок фильма «Штрафной удар» даже освоил горные лыжи.

Самая узнаваемая из спортивных песен исполнителя, конечно же, «Утренняя гимнастика», начальную строфу практически все узнают и сейчас:

Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите — три, четыре! -

Бодрость духа, грация и пластика!

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще, — гимнастика!

Песня быстро обрела популярность и получила звание «Гимн всех любителей здорового образа жизни». Хотя мы понимаем и принимаем ее ироничность, некую, может, пародию на гимнастику, которая каждое утро звучала из советских радиоприемников.

Если вы в своей квартире,

Лягте на пол — три, четыре! -

Выполняйте правильно движения!

Прочь влияние извне,

Привыкайте к новизне,

Вдох глубокий до изнеможения!

Как же это актуально в данный коронавирусный период введения ограничительных мер и самоизоляции, когда Мир резко сужается до размеров собственной квартиры!

ДРАМАТУРГИЯ ПЕСЕН

В интервью болгарскому телевидению в ноябре 1976 года Владимир Высоцкий говорил: «Я очень много занимался спортом, когда был помоложе, — занимался просто так: боксом, акробатикой... да многими всякими видами спорта. Потом, уже когда стал актером, я начал заниматься спортом для сцены — потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера: у нас театр синтетический. И еще я стал заниматься спортом в связи с песнями». И вот еще его слова: «Чаще всего песни о спорте шуточные. Но, по-моему, все имеют отношение и к спорту, и не к спорту. В каждой спортивной песне существует своя драматургия. Там есть столкновение всегда. Кто-то хочет выиграть, кто-то не хочет проиграть. В этом есть парадокс, потому что выиграть может только один. Поэтому я написал несколько спортивных песен: «Песня о сентиментальном боксере», «Песня о конькобежце», «Бег на месте», «Вратарь», «На дистанции четверка первачей» и другие».

«Песня о сентиментальном боксере» — первая песня со спортивным смыслом — появилась в 1966 году. Высоцкий с уважением относился к советскому боксеру Виктору Агееву, который был одним из первых, кто использовал стойку с опущенными руками. Некоторые считали, что Агеев дерется как уличный боец, что не помешало ему в том году завоевать титул чемпиона Европы.

Очень интересно, как Владимир Семенович погружал своих слушателей и читателей в специфический мир каждого отдельного вида спорта. В данном случае содержание стихотворения постепенно наполняется характерными спортивнопрофессиональными терминами и выражениями, которые помогают, не видя поединка, представить и понять, что происходит на ринге: Удар, удар, еще удар,/Опять удар... И вот -/Борис Буткеев (Краснодар)/Проводит апперкот./Вот он прижал меня в углу,/Вот я едва ушел,/Вот — апперкот, я — на полу,/И мне нехорошо!/И думал Буткеев, мне челюсть круша:/«И жить хорошо и жизнь хороша!».

И все сразу понимают насколько трудно герою потому, что он не только участвует в этом поединке, а еще и выступает в роли комментатора. Его — сентиментального страдальца — мутузят, а он нам рассказывает честно и с извинением: Неправда, будто бы к концу/Я силы берегу, -/Бить человека по лицу/Я с детства не могу.

Однако, с какой иронией и одновременно драматизмом заканчивается этот бой — герой побеждает! Побеждает-то он как — ни разу не ударив вконец измотанного и уставшего соперника: Вот он ударил — раз, два, три -/И… сам лишился сил, -/Мне руку поднял рефери,/Которой я не бил./Лежал он и думал, что жизнь хороша./Кому хороша, а кому — ни шиша!

Вот так с юмором автор показал, что мастерство всегда побеждает грубую силу. И мы радуемся победе и гордимся за победителя-романтика.

"ОСТАВЛЯЯ В ГОРАХ СВОЕ СЕРДЦЕ"

Особое отношение у Высоцкого было к альпинизму и людям, которые покоряют горные вершины: «Атмосфера в горах, особенно среди альпинистов, совсем другая, чем на равнине. Существует какая-то свобода выбора пути — куда идти?.. Все зависит от тебя. Слово «дружба» там, в горах, сохранилось в первозданном смысле. В одной связке идешь, и все зависит от тебя, а у тебя — от него».

Все эти мысли очень красочно выражены в целом цикле его песен: «Песня о друге», «Здесь вам не равнина» (в самоиздатовских и других ранних изданиях иногда называется как «Вершина»), «Военная песня» («Альпийские стрелки»), «Скалолазка» и «Прощание с горами». В этих стихах автор правдиво описывает сложные условия, в которых находятся спортсмены-альпинисты:

Здесь вам не равнина, здесь климат иной -

Идут лавины одна за одной.

И здесь за камнепадом ревет камнепад…

Отвесные стены…А ну — не зевай!

Ты здесь на везение не уповай -

В горах ненадежны ни камень, ни лед, ни скала,-

Надеемся только на крепость рук,

На руки друга и вбитый крюк

И молимся, чтобы страховка не подвела…

Высоцкий призывает каждого пойти в горы и испытать себя восхождением, восхититься открывающейся красотой и тут же предупреждает и заверяет нас:

Кто здесь не бывал, кто не рисковал -

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес:

Внизу не встретишь, как ни тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес…

Действительно, там, на самом верху, и сердце готово вырваться из груди:

Весь мир на ладони — ты счастлив и нем

И только немного завидуешь тем,

Другим — у которых вершина еще впереди.

Однако все хорошее, как и плохое, заканчивается, и альпинистам с сожалением приходится возвращаться. Но! — с оптимистичным заключением:

В суету городов и в потоки машин

Возвращаемся мы — просто некуда деться!

И спускаемся вниз с покоренных вершин,

Оставляя в горах свое сердце.

Так оставьте ненужные споры -

Я себе уже все доказал:

Лучше гор могут быть только горы,

На которых еще не бывал.

Популярность к этим песням пришла в 1967 году, когда на экраны страны ворвалась картина Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». роль радиста Володи в этом фильме и впервые широко прозвучавшие авторские песни в исполнении Владимира Высоцкого принесли ему всесоюзную известность. Писатель Николай Андреев отмечал, что после выхода киноленты «известность Высоцкого рванула… вертикально вверх». В газетах стали печатать тексты песен из картины, а через год появилась гибкая грампластинка с самими песнями.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10