Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

13.02.2020 14:19 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 11.02.2020 г.

Кинельский ресурсный центр организовал проведение среди общеобразовательных учреждений окружного этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности»

В качестве темы письменной работы для ее раскрытия школьникам предлагалось рассмотреть один из вопросов, связанных с сохранением и увековечением памяти о войне 1941-1945 годов. Так, в сочинении можно было отразить историю создания военных мемориалов и музеев Боевой Славы, поведать о судьбе своей семьи в годы войны, обратиться к биографиям участников сражений и тружеников тыла, рассказать о литературных, музыкальных произведениях, написанных в период Великой Отечественной и после победного 45-го.

По условиям, от каждой школы городского округа Кинель и Кинельского района подавалась одна письменная работа. По итогам определялись пять лучших сочинений. Как уже сообщала газета, в число победителей окружного этапа вошли учащиеся двух школ городского округа. Предлагаем вниманию читателей работы детей.

Наш старый семейный альбом

Надежда Ларгина, учащаяся средней общеобразовательной школы № 8 поселка Алексеевка:

Зима … За окном идет белый пушистый снег, одинокие прохожие торопятся домой. Все-таки холодное это время года, и так хочется вернуть лето с его теплым солнышком. Но ничего изменить и вернуть мы не можем. Вот и остается нам наслаждаться уютом и теплом родного дома. А еще, конечно же, общаться с самыми родными и близкими людьми.

В один из таких зимних вечеров я наводила порядок на книжных полках и наткнулась на старый, пожелтевший от времени альбом. С волнением открыла его и увидела черно-белые фотографии: это был альбом моего дедушки. В соседней комнате раздавалось тихое пение, я прислушалась — это дедушка напевал военные песни. Мне захотелось показать ему найденный альбом и я поспешила к нему в комнату.

- Дедушка, посмотри, что я нашла! Это же твой альбом! — выпалила я.

- Ну надо же, какая радость! — воскликнул он в ответ. — Давай вместе его посмотрим.

Мы устроились с ним на диванчике, мама принесла нам горячий чай с печеньем. И так начался вечер воспоминаний. За окном шел снег, гудел ветер, а мне было хорошо и спокойно рядом с дедушкой.

Вот мы открыли с ним первую страницу альбома, и перед нами предстал кареглазый худощавый мальчик лет двенадцати. Видно было, что фотографироваться он не очень хотел. Ваню, это мой дедуля, нарядили в парадную рубашку и черные сатиновые брюки, ему было очень неудобно в этой одежде. А тут еще улыбаться надо и прямо спину держать...

Дедуля, глядя на эту фотографию, с радостью рассказывал мне свои самые запомнившиеся моменты из детства: как с друзьями лазил в деревенский сад, веселое купание в речке и как много ловил он карасей и окуней. Так много, что его мама раздавала рыбу всей улице.

На следующей фотографии дедушке уже шестнадцать лет. Высокий, красивый, с курчавым чубом. Фото было сделано за месяц до начала войны. Еще никто не знал, что скоро начнется война, люди спокойно трудились и радовались жизни. Все рухнуло в один миг...

Сразу с началом войны на фронт дедушку не взяли из-за его несовершеннолетнего возраста.

Но вот настал 1943 год. Я вижу фото дедушки перед отправкой на фронт. Призван восемнадцатилетний Ваня был аккурат в свой день рождения — 5 января 1943 года. Окончил разведывательную школу и курсы младших командиров, и сразу в пекло войны — на Курскую дугу.

Когда дедушку спрашивают, какой день был на войне самый страшный, он вспоминает первый бой. Необстрелянному мальчишке, оказавшемуся под огнем врага, казалось, что все снаряды и бомбы летят прямо на него. «Это потом я узнал, — рассказывает дедушка, — что если есть такое ощущение, значит бомба упадет где-то метрах в ста от твоего окопа, а своей пули ты не услышишь»...

Первый раз и ранило дедушку там. Сержанта Егорова до окончания войны еще дважды метили пули. А однажды, контуженный во время боя за белорусское село Притыки, он два дня пролежал без сознания. Когда очнулся, первым делом проверил, целы ли руки, ноги, затем по сторонам осмотрелся: нет ли поблизости немецких солдат. Остаться без ног, без рук и попасть в плен — на войне это было страшнее гибели. Смерти боялись меньше. Когда добрался до штаба — увидел на столе заготовленную на себя похоронку. В тот же день бумага была заменена на представление к награждению дедушки орденом Славы III степени. Взятие маленьких Притык, как оказалось, было стратегически важным для всего фронта.

Многое повидал дедушка: и смерть друзей, и бесстрашие наших солдат и офицеров. Есть в старом альбоме одно общее фото, на которое дедушка смотрит со слезами на глазах. Голос его дрожит. «Мои друзья-однополчане, они остались навсегда молодыми в моей памяти. Погибли почти все…».

Бой за город Альгдам на границе с Германией, где сражались за каждый дом, в представлении к ордену Славы II степени будет описан так: «В уличных боях сержант Егоров уничтожил большое количество солдат противника, подавил гранатами расчет крупнокалиберного пулемета и взял в плен «языка».

В боях за Берлин за проявленные мужество и храбрость дедушку наградили орденом Славы I степени. Войну он закончил в звании старшины. Вот и фото 1945 года. Двадцатилетний парень, сержант разведывательного отделения первого Белорусского фронта. Какой же красавец — мой дедушка! 9 мая Егоров встретил на реке Эльба. Ходили слухи, что грядет новая война с американцами, поэтому, услышав канонаду с их стороны, решили, что началось. Оказалось, союзники салютовали победе. Общей. Мы тоже из всех стволов начали палить в небо.

До 1948 года дедушка служил недалеко от города Веймар, в местечке Нора, где в войну собирали фауст-патроны. Затем за хорошее знание этих прототипов «крылатых» ракет был направлен в Капустин Яр, к Королеву Сергею Павловичу.

После демобилизации в 1950 году дедушка поступил и окончил институт сельского хозяйства в Ленинграде. Более пятидесяти лет посвятил выбранной профессии. Я вижу фотографии молодого специалиста-агронома среди хлопковых полей.

Много мирных лет дедушка был всегда рядом со мной. Радовался моим успехам, гордился мною. Он человек с большой душой и сердцем, образец для подражания, пример мужества и силы, трудолюбия и патриотизма. Но 8 мая не стало нашего героя…Мне очень не хватает его доброго слова, улыбки. 9 мая 2019 года наш поселок похоронил Егорова Ивана Тимофеевича…

Еще много раз я открою наш семейный альбом, но уже рядом не будет дедушки. В нашей памяти он останется навсегда

Спасибо, Серёжка, Витька, Сашка, Колька... Спасибо!

Даниил Мороз, ученик средней общеобразовательной школы № 7 города Кинеля:

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с малой Бронной

И Витька с Моховой…, — проникновенно звучит мамин голос. Мне пять лет, я еще не хожу в школу. Из того, о чем поет мама, многого не понимаю, поэтому задаю вопросы. Она рассказывает, почему неизвестные мне Сережка и Витька не смогут никогда обнять своих мам, не смогут повести девчонок в кино, не смогут читать своим детям стихи и сказки…

Я вдруг начинаю плакать. Я плачу, потому что мне жаль этих солдат, жаль их матерей, жаль почему-то себя, как будто у меня что-то отняли…

Это одно из ярких воспоминаний моего детства. Но есть и еще одно, совершенно другое по настроению и связанное с предыдущим.

…Я знаю, что сегодня праздник. По телевидению сказали: «Великий!». И мы с мамой еще вчера купили много тюльпанов и нарциссов. Мама сделала из них несколько букетов. И вот солнечным теплым утром мы всей семьей выходим из дома. На улице оживленно и как-то торжественно радостно. Огромный поток людей стекается к городской площади. У соседнего дома встречаемся с дедушкой. На его праздничном пиджаке позванивают ордена и медали. Сам улыбающийся, но какой-то строгостью светится взгляд. Мама дарит ему букет. Второй букет она вручает убеленной сединами пожилой женщине, на груди которой тоже горят награды. Третий букет берет моя бабушка. А четвертый — в моих руках.

У-у-ух! Я — на папиных плечах! Медленно плыву к месту, куда идут и идут люди. Мне нравится все вокруг! И весеннее солнце. И музыка. И цветы. И то, что я выше всех.

Внезапно становится как-то тихо: шелест листвы, пересвист птиц, отдаленный шум города. Минута молчания. А потом начинается шествие. И я слышу мамин голос: «Сынок, иди с папой, положи цветы». Пристраиваю свою руку в папину большую ладонь. И мы направляемся к возвышающемуся вверх памятнику. Через какое-то время и бабушкины, и мамины, и мои цветы, и цветы сотен людей образуют огромный букет, он ложится к обелиску, у которого горит огонь…

Теперь я знаю, что это вечный огонь, и горит он в память о не вернувшихся с войны солдатах. Знаю, что самый Великий наш праздник — это праздник Победы. День 9 Мая. День скорби и радости. День торжества и печали.

Тысяча четыреста дней и ночей… Сотни марш-бросков, атак… Потери, горе… мы заплатили огромную цену за победу над врагом, но выстояли, дошли, водрузили знамя Победы над рейхстагом. И был незабываемый, со слезами на глазах радостный май сорок пятого…

День Победы! Каждый год приносит новые чувства, но те, детские, испытанные когда-то, живут во мне и поныне. Уже нет в живых того дедушки с орденами на праздничном пиджаке. Не стало моей бабушки. Уже все меньше тех, кто помнит страшные дни войны. Но мы с мамой всегда накануне праздника покупаем цветы и 9 Мая идем на площадь. В моем сердце живет уверенность, что так будет всегда. Когда-нибудь и я шепну своему сыну: «Иди, положи свой букет». И он, стоя у этого же или другого обелиска будет наблюдать, как цветок к цветку ложится на гранит, образуя один огромный букет. Этот букет в память о тех, кто подарил нам возможность обнимать наших мам и пап и слышать их голоса, ходить в школу, гулять под мирным небом, читать книги и мечтать…

Время бессильно перед памятью благодарных потомков, наследников Великой Победы, Великого пути от Москвы до Берлина, пути, на котором оставил свой след русский солдат. Этот след запечатлен в памятниках и обелисках, монументах и стелах, но главное — он вечно живет в наших сердцах, сердцах тех, кому довелось расти и учиться в свободной стране, любоваться встающим над Родиной солнцем…

И теперь, когда я слышу:

«…Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино», -

мысленно говорю: «Спасибо, Сережка, Витька, Сашка, Колька… Спасибо!».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

55