Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

16.03.2020 15:14 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 14.03.2020 г.

Признание добровольца

Автор: Иосиф БРУМИН
Член Союза журналистов России. Поселок Усть-Кинельский.

Десятое эссе. «Вставай, страна огромная...»

Великая отечественная война 1941-1945 годов была самой великой за всю более чем тысячелетнюю историю Европы. И когда в многочисленных европейских войнах сходились армии нескольких государств, вся остальная часть континента жила спокойно, порой и не зная о кровопролитии на другом конце известного мира. И только в 1941-1945 годах население всех стран Европы приняли участие в войне против одной страны — Советского Союза. Даже мертво нейтральная Швейцария… От самых крупных стран, определяющих политическое и географическое лицо континента, и до самых малых, с численностью населения менее полумиллиона.

Страшное прошлое Родины нам дорого

Накануне войны в Советском Союзе насчитывалось население в 190 миллионов, а в Европе, без Великобритании, нашей союзницы, около 400 миллионов. Кроме Германии войну нам объявили Финляндия, Румыния, Венгрия, Словакия, Хорватия. Эти государства выставили вполне вымуштрованные войска: Финляндия — 18 дивизий, 340 тысяч человек; Румыния — 18 дивизий, 380 тысяч человек; Венгрия — 44 тысячи человек; Словакия — 42 тысячи человек; Хорватия — 2,5 тысячи человек. Но за Гитлера воевали, с негласным поощрением своих правительств, добровольцы еще 17 стран. Их общее число достигало 2 миллионов человек, а численность «в национальном разрезе» была значительна: итальянцев — 374 тысячи; болгар — 300 тысяч; французов — 250 тысяч; испанцев и голландцев по 50 тысяч, латышей — 35 тысяч, эстонцев, боснийцев и хорватов по 20 тысяч и т.д.

Кроме того, вся промышленность Европы, то есть гражданское население вроде бы нейтральных стран, работала на германский фронт. Чехи сдали свою тяжелую промышленность на ходу. Только их фирма «Шкода» производила вооружения больше, чем в довоенной Великобритании. То же произошло и с французской промышленностью. В Польше строились самолеты для немецкой авиации, а в концлагерях обреченные на гибель евреи работали с немецкими химикатами. Когда погиб Гитлер, Португалия учинила недельный траур, так ей, нейтральной, выгодно было торговать с воюющей Германией.

Все время с начала 2020 года можно воспринимать как канун празднования великого Дня Победы. И в это время в Западной Европе появились знатоки, кого неудержимо потянуло пересмотреть итоги Второй мировой вой-ны, вплоть до уравнения в вине за ее развязывание нацистской Германии и Советского Союза. Их можно понять, но нельзя принять нам, советским и российским. Вероятно, у них «проснулось» элементарное неудобство за безнравственность своих предков. И ныне, на 75-м году, можно только удивляться, как в странах, претендовавших на высоты современных им культур и гуманитарных наук, можно было опуститься до уровня элементарного бандитизма. Были забыты, заброшены все нормы морали величайших мыслителей, философов, ученых европейцев. Попраны все разновидности европейских, и, прежде всего, христианских религий. Материальное содержание мировых культур в городах и музеях стали объектами грабежа.

Ежедневная гибель гражданского населения СССР на оккупированных территориях составляла около 14 тысяч человек. Это высшая форма позора европейских стран времен войны. Этому во веки веков им нет прощения. Стыдиться таких предков — естественно, сваливать при этом вину на других, не виновных, на жертвы произвола — новая форма европейской подлости, но уже 21 века.

Для нас, у кого в душе чувства сына или дочери великой России, прошлое, наше страшное прошлое, бесконечно дорого. Оно как вечный фундамент нынешнего и будущего процветания нашей страны.

Что дали стране шестнадцать предвоенных лет

И. В. Сталин пришел к управлению Советской Россией в 1925 году. Никто не знал, что у страны в запасе до ее трагического испытания сверхтяжелой войной только шестнадцать лет. И это после гигантского разлома страны Первой мировой и Гражданской войнами. После массовой гибели своих граждан и бегства за границу наиболее образованных. И на этих обломках бывшей империи стало создаваться новое государство — СОВЕТСКИЙ СОЮЗ.

У нас принято говорить, и в превосходной степени, о победах в годы войны на фронтах и в тылу. И это очень справедливо. Но без шестнадцати предвоенных лет этого бы не было. Не было бы без того советского образования, что получил народ впервые за всю свою историю. Не было бы без той трагической ломки сельского хозяйства со спасательными машинно-тракторными станциями (МТС). Мы упорно молчим о том, что МТС не только дали новые технологии отечественному сельскому хозяйству, но и необозримо увеличили производительность труда, а это образовало избыток рабочих рук на селе, и значительная часть молодежи ушла в города. В Советском Союзе началась гигантская урбанизация. Вместе с ростом городов происходило развитие образования, наук, новых, доселе неизвестных производств. «Поскобли» генеалогию любого горожанина, он в третьем-четвертом поколении сельский. И мы катастрофически молчим, что МТС массово дали советскому фронту технически подготовленных солдат и командиров. Где бы страна взяла их без сельских машинно-тракторных станций? Другого источника в том мире не было.

Предвоенные шестнадцать лет — это единственный временной период в истории страны, равных которому по результативности не было и нет. Пока нет. Их можно назвать сталинскими, можно — коммунистическими, это все внешний лоск. Они были Российскими, и тем отличались от всего мира.

Однако в истории нашего отечества были времена еще более потрясающих событий. К концу 1941 года с территорий, обреченных на оккупацию, были эвакуированы 2600 предприятий, в том числе крупных — 1500. Из них в Сибирь — 322, Поволжье — 226, Среднюю Азию и Казахстан — 308, Урал — более 600. При этом эвакуировали еще около 17 миллионов человек. По численности это средняя европейская страна. Для меня это свято болезненный результат. Моя семья была в числе этих миллионов. А те, кто в Витебске отказались от эвакуации, нашли свою погибель во рву у речки Витьба. Сколько тысяч там полегло, не известно. Мои двоюродная тетя с двумя детьми и родителями — там.

Причем заводы, перевезенные на восток, остались там навсегда и стали новыми крупными предприятиями соответствующих профилей. Так, например, Куйбышев-Самара стала авиационной за счет Воронежского завода. Уральские города стали танкодромами за счет Ленинградского и Харьковского заводов. При этом базовые заводы сохранили свой «вес» в промышленном производстве страны.

Многомиллионное великое переселение и смешение населения разных национальностей не нарушило советских норм межчеловеческих отношений. Более того, новые смешанные браки, вопреки религиозным запретам, одарили страну детьми, ставшими во взрослые свои годы национальными гениями.

Как мы понимаем свободу

Жизнь человеческая сложна, и ее благополучие оговорено массой предпочтений. Мы их не выбираем, мы приходим в этот мир на готовые, и по взрослению они охватывают наши интересы. Причем некоторые, не спрашивая индивидуума, становятся важнейшими, порой просто первыми. К числу подобных предпочтений я хочу отнести великолепное слово, вместе с его содержанием — СВОБОДА.

Во всей истории человечества, со времен Древнего Рима и даже раньше, угнетенные боролись прежде всего за первейшую ценность жизни — свободу. Свобода — первое слово на всех лозунгах борцов за нее. У этого термина существует масса понятий, и для их изъяснения нужна масса специальной литературы, включая последние признанные диссертации. Я остановлюсь только штрихами на нескольких, близких по тексту.

Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий. То есть она не обусловлена иными факторами, в том числе социальными, природными и другими. При этом свободу нельзя путать со вседозволенностью. В «Декларации прав человека и гражданина» (Франция, 1789) свобода трактуется как возможность делать все, что не наносит вред другому. Таким образом осуществляется естественное право каждого, без нарушения прав другого. и, конечно, блестящее определение Л. н. Толстого: «Как только нет свободы, нет и человека».

Свобода в истории России всегда имела путы. А. С. Пушкин по мерилам современных интеллектуалов — «наше все» — знал иностранные языки, но выехать за границу не мог. Россиянин мог появится за рубежами своей страны только в одном из двух состояний: покоритель или пленный.

Поэт Осип Мандельштам назвал XX век «век — волкодав». он погиб в 1938 году в концлагере на окраине «Вторая речка» Владивостока. В 1951 году я проходил курс молодого матроса в учебном отряде на Второй речке, недалече от тогда еще действовавшего концлагеря. Я еще не знал ни поэта Мандельштама, ни о его гибели. но вопреки запрету взгляд невольно застревал на деталях ужаса этого лагеря. Мандельштам ушел из жизни, когда волкодав еще был щенком. он не дотянул до его зверского взросления. Этот же век за десяток лет до своей кончины прикончил и страну. но вот удивительно, в новой стране появилось и свое понимание свободы.

Во все времена, эпохи нашего отечества имелись собственные недовольные. Разумеется, имеются они и ныне. и даже при их, пусть частичной, правоте следует признать, что никогда в России не было так комфортно устроена жизнь, как в наше время. Я эту свою правоту отстаиваю в яростном споре со своими просвещенными друзьями. К счастью, они не могут настегивать свою память, в ней нет моей горечи…

Однако «просвещенность» могла бы им напомнить, что свержение императора Николая ll произвел не народ России, а ее Государственная Дума, Правительство, Генеральный штаб и верховенство русской православной церкви. Созданное ими же Временное правительство» оказалось буквально слишком временным, и большевики подобрали брошенную на булыжники питерской мостовой власть бескровно. Прошло 74 года, и Политбюро ЦК КПСС, обладая 18 миллионами своих членов, необъятными вооруженными силами, точно так же утратили власть, бескровно передав не очень пригодному к этому авторитету. Непригодность позволила ему безнаказанно расстрелять парламент своей страны. Такая вот ухмылка «волкодава»…

Не пора ли недовольным осознать истину, открытую еще в Древнем Риме: всякое познание, даже то, которое не приспособлено к утверждению в мире твоего собственного «Я», можно упорным трудом приспособить. Трудом, а не ворчанием недовольства.

ПРАВО ВЫБОРА

Каждое время, точнее, политическое устройство страны имеет свои достоинства и недостатки. За всю тысячелетнюю историю Россией правили несколько кланов, партий, течений и т. п.:

- Рюриковичи — 57 правителей с 862 по 1598 год (736 лет);

- Ирина Годунова — с 1598 по 1605 год (7 лет);

- «Смутное время» — с 1605 по 1613 год (8 лет);

- Романовы -19 правителей с 1613 по 1917 год (304 года);

- СССР — 8 правителей с 1917 по 1991 год (74 года).

И никогда, ни при одном из более восьмидесяти правителей российский народ не был так СВОБОДЕН как в наше время. Никогда!

Свободен в самом главном в жизни (нехватка чего, возможно, и погубила Советский Союз) — в реализации своих личных природных способностей при высоком уровне личного образования. Неотвратимое человеческое желание улучшить условия своего существования ограничивалось массой актов. Вплоть до запрета на вторую работу. Свою карьеру вузовского педагога я начал с должности ассистента с окладом в 105 рублей. У меня не хватило дерзости спросить ЦК КПСС, как на эти средства жить семье с двухлетним ребенком. Хотя мог бы подрабатывать: слесарем-инструментальщиком (высокой квалификации) или мотористом (по листовке политуправления Тихоокеанского флота я был признан первоклассным мотористом). Лднако за такую подработку меня бы уволили с работы как оскорбившего высокое звание вузовского педагога. Самое ценное достижение советской власти — образование — загубил государственный строй. Метаморфоза, непостижимая здравым умом. Ныне российский человек свободен, прежде всего, в свободном выборе доступного образования. Свободен в выборе работы и даже работ в любом месте страны и планеты. Свободен в выборе продуктов питания, личной одежды, других средств житейского благополучия. В 1964 году я был председателем профкома вуза, и мне пришлось заниматься распределением талонов на серые, как форма пожарника, макароны. И меня чуть не прибили, подозревая в нечестном распределении. Хотя на отчетном собрании оценили работу на «хорошо» (а не стандартное «удовлетворительно»). Ныне человек свободен словом и поступком. Утверждаю подобное (обладая свободой слова!), хотя не раз в статьях критиковал нынешние провалы, позорные провалы в промышленном производстве, сельском хозяйстве, образовании и других областях. Особо унизительно снижение средней заработной платы с 708 евро в 2013 году до 499 в 2016 году. По данным вице-премьера (январь, 2020) около 12% рабочего населения жило в 2018 году за чертой бедности. И только ко второму кварталу 2019 года число бедных сократилось на 1,7 миллиона человек.

СОХРАНИВ ХОРОШЕЕ, СОЗДАВАТЬ ЛУЧШЕЕ

Назначенный председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустин — выпускник станкоинструментального института. В системе многочисленных инженерных специальностей эта, очевидно, одна из самых инженерно-технологических. Когда-то председателя Правительства СССР А. Косыгина называли главным инженером страны. И он оправдывал это высокое народное звание. Станет ли новый руководитель кабинета министров главным инженером России и по- инженерному поведет ее производства к достойному развитию, а значит и росту народного благосостояния, угадать невозможно. У меня, а, вероятно, и у тысяч подобных, возникла надежда на возрождение уничтоженных целых отраслей инженерного достояния страны. На то, что наша Самара, с ее еще уцелевшими заводами, а главное, рабочими, инженерно-техническими и научными кадрами вновь станет центром строительства главного пассажирского самолета страны... Как гласит известная мудрость М. Джиованни (1574 год) в комментарии к «Декамерону» Д. Боккаччо: «ЛУЧШЕЕ — ВРАГ ХОРОШЕГО». Вот только один, но главнейший фактор ХОРОШЕГо. Первейшей заботой человека всегда, во все времена, со времен пещер и шалашей, было, есть и будет — жилье. Для меня, прошедшего бесчисленное количество жалких съемных клетушек, нет важнее заботы. Массовая перестройка старых индивидуальных домиков на улицах наших городов и сел в современное благоустроенное, то есть индустриально насыщенное и внешне привлекательное жилье, подтверждает это. Равно как и строительство гигантских многоэтажных жилых комплексов в городах России. Как важно нашей всенародной мудростью сберечь нынешнее «ХОРОШЕЕ» и осторожно добавить к нему «ЛУЧШЕЕ».

ОТ РЕДАКЦИИ

Это, десятое, эссе — заключительное в личном повествовании постоянного автора газеты. Позволим себе назвать представленную иосифом Моисеевичем Бруминым рукопись исповедальной, имеющей свою художественную и документальную ценность. Уникальность материала — в деталях, подробностях, которые сохранила память. Следуя за строчкой автора, читатель зримо представляет описываемые события. С каждой очередной публикацией герой и автор материала в одном лице делился с нами тем, что дорого, близко и больно его сердцу до сих пор, что осталось с ним навсегда. Это его пропитанные горечью пережитого, закаленные трудностями и, подчас, безысходностью нравственные скрепы. Он остался верен им на протяжении всей своей жизни. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26