Слушая Высоцкого
СПУСТЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПЕСНИ И СТИХИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО НАХОДЯТ СВОИХ ПОЧИТАТЕЛЕЙ
Газета вновь представляет вниманию читателей материал о творчестве Владимира Семеновича Высоцкого. Это третья публикация собирательной, в чем-то исследовательской, работы нашего читателя Владимира Григорьевича Гниломёдова. Напомним, на страницах «Недели Кинеля» автор в своих материалах раскрыл отдельные темы творческого наследия поэта и актера. Публикация была посвящена стихам и песням высоцкого о войне, что было очень символично в год памяти и славы, объявленный в нашей стране.
Во втором материале Владимир Григорьевич обратился к циклу стихов, перенесенных Высоцким на музыку, о спорте. Тема оказалась довольно объемной, и сегодня на «Литературной странице» ее продолжение. И эта встреча — накануне рождения Владимира Семеновича, чей голос и чьи песни продолжают звучать до сих пор также живо и сильно.
ПОНИМАЛ ЦЕНУ СПОРТИВНЫХ ПОБЕД
25 января 1938 года в Москве родился Владимир Семенович Высоцкий — последний из авторов XX века, кого признали великим русским поэтом. И уже мало находится тех, кто это оспаривает. Дата не круглая — 83. Мне хочется сказать об одной его черте, которая не так широко известна, — о его любви к спорту. По многочисленным воспоминаниям друзей и коллег, он практически каждый день выполнял гимнастические упражнения и с удовольствием занимался с гантелями или эспандером, даже на гастролях и киносъемках.
В интервью газете «Спорт-Экспресс» младший сын Высоцкого Никита подчеркнул: «Отец был из тех редких людей, которые способны осознавать, что ощущают те, кто бьется за голы, очки, секунды, чем они живут и дышат. А знакомство с ними помогало понять, за счет чего спортсмены становятся звездами».
Об этом Владимир Семенович живо и четко сказал в стихах и спел в песнях: «Песня про прыгуна в длину», «Прыгун в высоту», «Кто за чем бежит», «Вратарь», «Профессионалы» и других. К моему сожалению приходится представлять только отдельные фрагменты этих интереснейших произведений автора. При этом Высоцкий брал очень часто за прототипы героев своих стихов и песен реальные факты и события из жизни спортсменов, которые были его друзьями или лично знакомыми.
ДАЛЬШЕ И ВЫШЕ
В «Песне про прыгуна в длину» Высоцкий в ироничной форме и с сожалением рассказал действительную спортивную историю призера чемпионата СССР прыгуна германа Климова, который часто заступал за черту и именно в этих попытках показывал наилучшие результаты:
Что случилось, почему кричат?
Стадион в единстве завопил…
Восемь девяносто, говорят,
Правда, за черту переступил.
Посоветуйте, вы все, ну как мне быть?
Так и есть, что негр титул мой забрал.
Если б ту черту да к чёрту отменить,
Я б Америку догнал и перегнал!
Что случилось, почему молчат?
Комментатор даже приуныл.
Восемь пять — который раз подряд.
Значит, за черту не заступил.
Упомянутые «восемь девяносто» стали мировым рекордом, который в финале Олимпиады 1968 года в Мехико был установлен афроамериканцем (как сейчас принято говорить в США) Бобом Бимоном. Этот феноменальный результат, превышающий предыдущий рекорд прыжка в длину на 55 см, не был побит в течение почти двадцати пяти лет.
Герои всех стихов и песен Высоцкого всегда выделялись характером и имели взгляды, которые иногда шли вразрез с общепринятым и мнением тренера. Так, в песне «Прыгун в высоту» идет борьба спортсмена с планкой и с соперником, а также его спор с наставником:
Разбег, толчок… Мне не догнать канадца -
Он мне в лицо смеется на лету!
Я снова планку сбил на два двенадцать,
И тренер мне сказал напрямоту,
Что — начальство в десятом ряду
И что мне прополощут мозги,
Если враз, в сей же час не сойду
Я с неправильной правой ноги…
Тренер считает, что «Прыгать с правой — дурацкий каприз», а ему в ответ — упертое упрямство, совсем как у знаменитого Валерия Брумеля:
Но лучше выпью зелье с отравою,
Я над собой что-нибудь сделаю -
Но свою неправую правую
Я не сменю на правую левую!...
Потом победа, триумф и неожиданная концовка — убежденность спортсмена в своей правоте:
Я им всем показал «ху из ху»,..
Но съел плоды запретные с древа я
И за хвост подергал все же славу я.
Пусть у них толчковая — левая,
Но моя толчковая — правая!
Очень возможно, что строки «Но я всетаки был наверху — и меня не спихнуть с высоты!» могли действительно принадлежать другу Владимира — «космическому» прыгуну Валерию Брумелю, который в 1964 году выиграл Олимпийские игры и еще трижды был признан лучшим спортсменом планеты.
КТО ЗА ЧЕМ БЕЖИТ
Владимир Семенович обратил свое поэтическое внимание и на самый зрелищный вид легкой атлетики — бег, у которого огромное количество разновидностей и дисциплин.
Однако автора интересуют не столько сами действия. В первую очередь — чувства людей, их мотивация и драматургия происходящих событий. Поэтому он и себе, и нам задает вопрос — кто за чем бежит? — и так отвечает в песне «Кто за чем бежит»:
На дистанции — четвёрка первачей,
- Каждый думает, что он-то побойчей,
Каждый думает, что меньше всех устал,
Каждый хочет на высокий пьедестал.
Кто-то кровью холодней, кто горячей, -
Все наслушались напутственных речей,
Каждый съел примерно поровну харчей, -
Но судья не зафиксирует ничьей.
Далее Высоцкий ярко характеризует каждого из бегунов:
Номер первый рвёт подмётки как герой,
Как под гору катит, хочет под горой
Он в победном ореоле и в пылу
Твердой поступью приблизиться к котлу.
Номер два далёк от плотских тех утех,
Он из сытых, он из этих, он из тех.
Он надеется на славу, на успех -
И уж ноги задирает выше всех.
Номер третий убелён и умудрён,
Он всегда — второй, надёжный эшелон.
Вероятно, кто-то в первом заболел,
Ну а может, его тренер пожалел.
А четвёртый — тот, что крайний, боковой, -
Так бежит — ни для чего, ни для кого:
То приблизится — мол, пятки оттопчу,
То отстанет, постоит — мол, так хочу.
А какие великолепные дальнейшие характеристики и прогнозы он дает каждому бегущему и, хочешь или не хочешь, приходится самому задуматься и сравнить с аналогичными ситуациями в жизни. И в конце звучит философское резюме поэта:
На дистанции — четвёрка первачей,
Злых и добрых, бескорыстных и рвачей.
Кто из них что исповедует, кто чей?
Владимир сам говорил: «Я задумал написать большую серию спортивных песен — целый цикл. Чтобы это была, скажем, программа из двух отделений: к примеру, первое отделение — легкая атлетика, а второе — предположим, спортивные игры… Если я к концу жизни выполню эту задачу — можно умирать спокойно. Но кое-что у меня уже есть».
БОЛЕЛЬЩИК
Владимир Семенович не был фанатом какого-то вида спорта или одного клуба: «За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За — хорошую, за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов... Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд — вот тогда я болею».
В СССР футбол был игрой № 1. Ярчайшим примером справедливости этого является финал чемпионата страны по футболу в 1970 году. Тогда ЦСКА и «Динамо» должны были в очных матчах определить победителя. За титул сыграли дважды: первый матч закончился без голов, а вот второй стал феерией. Первый тайм со счетом 3:1 — в пользу «Динамо», после перерыва — 4:3 в пользу ЦСКА. Болельщики первых получили супердраму, а болельщики вторых — супершоу.
В репертуаре Высоцкого есть песни, посвященные болельщикам: «Не заманишь меня на эстрадный концерт» (/Я болею давно, а сегодня помру// На Центральной спортивной арене./)/; от лица футбольного болельщика он говорит в стихотворении «В голове моей тучи безумных идей!»:
Я свободное место легко отыскал
После вялой незлой перебранки,
Всё, не сгонят — не то что, когда посещал
Пресловутый Театр на Таганке.
Тесно здесь, но тепло — вряд ли я простужусь,
Здесь единство рядов — в полной мере!
Вот уже я за термосом чьим-то тянусь -
В нем напиток «кровавая Мэри».
Вот сплоченность-то где, вот уж где коллектив,
Вот отдача где и напряженье!
Все болеют за нас — никого супротив, -
Монолит без симптомов броженья!
А сюжеты, которые закручивались на полях, мастерски перенес на бумагу в виде пяти песен на футбольную тему. И каждый раз он, как всегда по-разному, расставлял акценты. Эти песенные рассказы касаются: — и рядового игрока («Песня про правого инсайда»):
Мяч затаился в стриженой траве.
Секунда паузы на поле и в эфире...
Они играют по системе «дубль-вe»,-
А нам плевать, у нас — «четыре-два-четыре»...
Ох, инсайд! Для него — что футбол, что балет.
И всегда он танцует по правому краю…
- и футболистов с мировыми именами после чемпионата мира по футболу 1970 года («Комментатор из своей кабины»):
Комментатор из своей кабины
Кроет нас для красного словца,
Но недаром клуб «Фиорентины»
Предлагал мильон за Бышовца…
Ну что ж, Пеле как Пеле,
Объясняю Зине я,
Ест Пеле крем-брюле
Вместе с Жаирзинио…
ЛЕВ ЯШИН
Песня «Вратарь» имеет посвящение нашему легендарному вратарю команды «Динамо» и сборной СССР Льву Ивановичу Яшину:
Да, сегодня я в ударе, не иначе —
Надрываются в восторге москвичи:
Я спокойно прерываю передачи
И вытаскиваю мертвые мячи…
...Бьёт «десятый» — дело в том,
Что своим «сухим листом»
Размочить он может счёт нулевой…
Мяч в моих руках — с ума трибуны сходят, -
Хоть «десятый» его ловко завернул.
У меня давно такие не проходят!..
Владимир Семенович искренне восхищался талантом Яшина — лучшего вратаря двадцатого века по версии ФИФА. Известно, что песня была написана к прощальному матчу Льва Яшина в 1971 году. А сам вратарь высоко оценил ее.
ОСОБО О ХОККЕЕ
Владимир Семенович любил хоккей и часто встречался с командами, дружил с игроками уровня Боброва, Старшинова, Харламова, Мальцева. «Мужество отчаянных парней» увлекало его, а победа советских хоккеистов в Вене на чемпионате мира 1967 года над канадцами со счетом 2:1 подвигла Высоцкого к написанию песни «Профессионалы». До этой встречи на льду канадцы не слишком уважали успехи хоккеистовлюбителей СССР (да и других стран), считая, что лучшие играют в профессиональных командах американской НХЛ. В 1960-е годы на международном уровне профессионалам играть не разрешали, а любительские команды Канады и США были, мягко говоря, слабыми. Тогда в Вене канадцы пошли на хитрость. Они сформировали любительскую сборную в основном из «бывших игроков НХЛ», по каким-то «причинам» прервавшим выступления в своих клубах. И они обязаны были побеждать. И побеждали всех, но только не наших ребят.
Высоцкий в ироничной манере критикует в песне «профи» за их агрессивный стиль и демонстрацию бронебойных приемов:
Игрок хитёр — пусть берёт на корпус,
Бьёт в зуб ногой и — ни в зуб ногой,..
...Профессионалам судья криминалом
Ни бокс не считает, ни злой мордобой, -
И с ними лет двадцать кто мог потягаться?
Как школьнику драться с отборной шпаной?
Песня стала своеобразной одой отечественному хоккею и советским хоккеистам, уже диктовавшим свою манеру игры — быстрый и техничный хоккей с каскадом передач:
Но вот недавно их козырь главный -
Уже не козырь, а так — пустяк, -
Их бьют, к тому же — на скоростях…
Пусть в Высшей лиге плетут интриги
И пусть канадским зовут хоккей -
За нами слово, до встречи снова!
И что самое интересное, поэт в песне «Профессионалы» как будто предвосхитил знаменитую суперсерию хоккейных встреч СССР — Канада 1972 года, во время которых был окончательно развеян миф о непобедимости североамериканских профессионалов. Пусть знают наших!
ЦЕНЗУРА
Родилась у Владимира Семеновича «Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную». Суть ее в том, что однажды «Бескудников Олег зазнался» и на последнем забеге отказался выйти на дистанцию в 10000 метров:
Вот наш тренер мне тогда и предложил: беги, мол.
Я ж на длинной на дистанции помру - не охну, -
Пробегу, быть может, только первый круг - и сдохну!
Но сурово эдак тренер мне: мол, надо, Федя, -
Главное дело — чтоб воля, говорит, была к победе.
Воля волей, если сил невпроворот, - а я увлекся:
Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, - и спёкся!...
Так вот, кто-то разглядел в этой песне аллегорию на завышенные производственные планы, которые обязывали выполнять советских тружеников. Песню признали аполитичной. И поэт — в опале. Высоцкий часто вкладывал в тексты своих стихов двойные смыслы, которые не опускались цензурой, не проходили через издательства. Но в этом, наверное, и есть — непревзойденность стихов и песен Высоцкого.
P.S. Конечно, упомянутые произведения Владимира Семеновича — это не всё, что написано им на спортивную тему. Но, на мой взгляд, указанные в материале — самые знаковые. Издано более тридцати произведений, в каждом из которых есть спортивный азарт, столкновение характеров и много юмора. Владимир Семенович Высоцкий пел о спорте правду, как о неиссякаемом источнике энергии и вдохновения, а в спортсменах увидел героев, способных опережать время. Как это делал он сам.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.