Меню
16+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

04.10.2021 11:00 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 02.10.2021 г.

НАУЧИТЬ ВАЖНОМУ

Автор: Мария КОШЕЛЕВА

«ВЫРАСТИТЬ ДЕТЕЙ ДОБРЫМИ, ДОСТОЙНЫМИ ЛЮДЬМИ. В ЭТОМ — ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГА», СЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ОЛЕНИНА

Современный мир требует от нас постоянного саморазвития. Путь образования в век инноваций, информационных технологий становится непрерывным. Значительный период жизни человека сопровождают наставники, пока сам он не обретет опыт в выбранном деле, профессии и сможет передавать его новому поколению. Но первый учитель остается в памяти навсегда, у него особая миссия. Открывая мир знаний, он не только учит детей выводить аккуратным почерком буквы и решать математические задачи, прививает интерес к книге. От первого учителя получаем первые уроки того, какими мы должны стать людьми, с чем войдем в самостоятельную жизнь.

ПО ПРИМЕРУ СВОИХ УЧИТЕЛЕЙ

В алексеевской школе №8 обычный учебный день. В расписании у 4 «а» — урок литературы. Ребята вместе с учителем, Марией Владимировной ОЛЕНИНОЙ, обсуждают выполнение домашнего задания. Оно было творческим — сочинить сказку про обитателей океана. Ребята, воспользовавшись данной им возможностью, проявили свою яркую фантазию. Но завершились все рассказы, хоть и придуманные любознательными учениками, жизнеутверждающе — добро побеждало.

Нить за нитью, учитель плетет кружево урока. От сказочных историй класс переходит к изучению творчества Пушкина. Звучит слово педагога, и ученики открывают творческое наследие великого поэта.

«Интерес к профессии возник в детские годы, — признается Мария Владимировна. — Педагогов в нашей семье не было. Но как-то так сложилось: я росла в «учительском» доме. С соседскими ребятишками «играли в школу», и учителя, заметив мою увлеченность, помогали, подсказывали, как «провести урок». У меня были и учебные пособия, и классный журнал — все по-настоящему».

Мария Владимировна говорит, что в профессиональном выборе не сомневалась ни минуты: «У меня были учителя, с которых хотелось брать пример. Первая учительница, Надежда Петровна Кузнецова — добрая, мудрая, справедливая. Мы до сих пор поддерживаем теплые отношения. И в старших классах с учителями повезло. Каждый вложил что-то свое: не просто знания, а живой интерес, желание выходить за рамки школьной программы. Я благодарна Надежде Ивановне Нагаевой — за любовь к русской литературе, к поэтическому слову. Нине Максимовне Соколовой — за то, что о сложных химических процессах рассказывала понятно и просто. Нине Антоновне Косаревой — за интерес к истории, которую можно изучать бесконечно. И мне очень хочется быть для ребят таким же мудрым наставником, не просто научить, а заинтересовать. И если после урока ребята не спешат на перемену, а подходят, задают вопросы, продолжают диалог — значит, поставленные себе, как учителю, задачи выполняю».

В ШКОЛУ ПРИШЛА СО СВОИМИ ПЕРВОКЛАШКАМИ

Педагогическую деятельность Мария Владимировна начала в Центре дополнительного образования «Гармония», учила ребят основам мастерства актера-кукловода. В «Гармонии» по ее инициативе было открыто первое в поселке подготовительное отделение для дошкольников. Будущих первоклашек учили не только читать, писать и решать примеры. Ребят знакомили с миром искусства — от живописи до театра. А вскоре мечта Олениной о работе в общеобразовательном учреждении полностью реализовалась.

«В восьмой школе искали учителя начальных классов, я пришла на собеседование. Школу тогда возглавлял Владимир Михайлович Суровцев, — рассказывает учитель. — Мы долго беседовали, и я сказала… что приду не одна. Ведь у меня в «Гармонии» осталось 75 ребятишек — воспитанников подготовительного отделения. Предложила: давайте откроем «Школу дошкольника». Владимир Михайлович эту идею поддержал. В День знаний я привела на урок своих первоклашек».

С тех пор прошло двадцать девять лет. Самые первые ученики — давно уже взрослые люди. Многие из них приводят к Марии Владимировне своих детей. «Это очень трогательные моменты, — признается педагог. — Стоишь на первосентябрьской линейке, смотришь на девчушку с огромными бантами, и словно в прошлое попадаешь. Ведь кажется, что еще совсем недавно в День знаний вот так же стояла на школьном дворе ее мама».

О своих выпускниках педагог говорит с особенной теплотой. Кто-то пошел по ее стопам. Совсем недавно в восьмой школе работает преподаватель начальных классов Анна Вячеславовна Акимова. Есть среди выпускников Марии Олениной врачи, инженеры, архитекторы. «Однажды в гости пришел мой первый ученик, выпускник мореходки, — вспоминает Мария Владимировна. — Он зашел в класс в форме, и, конечно, детям было интересно поговорить с ним, послушать, задать вопросы. После таких встреч ребята словно взрослее становятся. Я всегда говорю: ребята, какой бы путь вы ни выбрали, главное — будьте достойными людьми».

Мария Оленина считает, что успешное обучение ребенка — это каждодневный труд для всех: учителя, ребенка и родителей. Поэтому, можно сказать, учебный процесс не завершается когда прозвенит звонок с последнего урока. При выполнении домашних заданий у некоторых ребят возникают сложности. К Марии Владимировне можно обратиться и вне школьных занятий.

Сплачивает класс, укрепляет дружбу одноклассников внеклассная деятельность. Учитель строит ее так, чтобы детям в первую очередь было интересно. А интересы у младших школьников разносторонние. Если с первым выпуском учитель ходил в походы, покорял снежные дистанции на лыжах, то ее нынешние ученики — артисты: с ними она ставит спектакли, проводит концерты.

«ЖИЗНЬ НАПОЛНЕНА, И ЭТО — СЧАСТЬЕ!»

Педагог признается, что давнее увлечение театром помогает ей в организации школьных уроков.

«Учитель — и актер, и режиссер своих занятий, — говорит Мария Оленина. — Я стараюсь, чтобы каждый становился участником этого увлекательного «представления». Ведь если ребенку на уроке скучно, это видно сразу. А когда ребята говорят, что было интересно — для меня это высшая похвала».

Звенит звонок. Уроки завершены, но домой учитель не торопится. Нужно проверить тетради, подготовиться к новым занятиям и к предстоящей аттестации. Повышение квалификации, участие в конкурсах профессионального мастерства, индивидуальная работа с одаренными ребятишками — все это есть в расписании каждого педагога. Но в плотном графике Марии Владимировны не только работа.

Уже двадцать семь лет школьный учитель выходит на сцену в составе народного женского вокального ансамбля «Радость». Сейчас у коллектива — время подготовки к участию в ежегодном губернском фестивале «Рожденные в сердце России» в составе творческой группы городского округа Кинель. «Музыка, песня для меня — это часть жизни», — признается наша собеседница.

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ И ЛИЧНОМ

Еще одно важное направление, о котором нельзя не сказать — общественная деятельность. Алексеевцы дважды доверяли Марии Владимировне Олениной представлять их интересы в Кинельской Думе. И оказанную поддержку депутат оправдывает. Просьбы избирателей не остаются без внимания. За эти годы сделано многое. Например, одним из инициаторов создания в поселке сквера имени Петрищева была Мария Оленина.

Отвечая на вопрос о самых близких, Мария Владимировна тепло улыбается: «Все сложилось. Дочь выросла, создала свою семью. Она получила высшее образование в сфере международных отношений, потом — второе высшее, в Москве. Ксюша с детства росла в окружении других детей — я ее брала с собой на уроки, на дополнительные занятия. Она видела, как работает учитель. И сказала: все, что угодно, только не педагогика. Как вы думаете, кем она работает сейчас? Уже есть опыт, свои наработки. И я уверена, что она продолжит преподавать. Так, что у нас уже, хотя и маленькая, но династия».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

282