Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

17.02.2021 15:02 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 13.02.2021 г.

Постулаты Ольги Владимировны

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

«ШКОЛА И ДЕТИ СПАСАЮТ ОТ ВСЕХ НЕВЗГОД», — ПРИЗНАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Если учитель сам заинтересован, его состояние обязательно передастся детям. Только так урок может получиться продуктивным». Ольга Владимировна Пожарова, учитель начальных классов школы № 10, отмечающая в эти дни юбилей, поделилась, как воспитать порядочных людей. Ольга Владимировна родом из Казахстана, детство прошло в Джамбульской области. В 1972 году ее семья уехала из республики и обосновалась в Кинель-Черкасском районе Куйбышевской области. Там Ольга Владимировна получила неполное среднее образование и поступила в Куйбышевское педагогическое училище. В школе № 10 (№ 46) работает с 1984 года и считает ее родной.

УЧЕНИКИ — О ПЕДАГОГЕ

Кабинет учителя начальных классов Ольги Владимировны Пожаровой особенный. В нем есть свой музейный уголок. Самовары, утюги и даже лапти... В каждом экспонате — своя эпоха и своя история. В 1986 году начало всему этому предприятию положили две находки первых учеников Ольги Владимировны — овечьи ножницы и иконка. Мальчишки-первоклассники посвятили ее в свою тайну. А потом сообща решили создавать свое хранилище.

Из года в год ученики разных выпусков пополняли его фонд. Сегодня музейный уголок ребята называют «контактным»: здесь все можно трогать руками, открывать, двигать, даже надевать и носить. К примеру, лапти в 4 «а» классе уже почти все примерили.

Прежде чем начать разговор с педагогом, мы попросили учеников рассказать о своем учителе.

Ева Шуберт: «Ольга Владимировна не строгая. Очень серьезно разговаривает с теми, кто совсем не слушается. Я у нее учусь с первого класса, и она мне всегда нравилась. Не зря первую учительницу называют второй мамой. В этом году мы заканчиваем начальную школу. Не знаю, как это произойдет. Наверное, очень грустно будет».

Степан Машкин: «К Ольге Владимировне пришел в третьем классе. Но здесь мне ни капельки не сложно было. Привык быстро и к новым одноклассникам, и к Ольге Владимировне. Иногда случаются сложные моменты. Но их удается решать. В основном в нашем классе добрая атмосфера: много шутим, смеемся. Я стараюсь не хулиганить. Учусь. Мне сложнее дается русский язык, чем математика. Музей в классе — сначала было в диковинку. Сейчас уже все экспонаты знаю, но все равно интересно смотреть».

Юлия Мурзаева: «В нашем музее мне особенно нравится один самовар. Он небольшой, но очень красивый, украшен ярко. Вообще, интересно узнавать, как жили в старину. А мы эти предметы каждый день видим, можем брать в руки».

ОБОГАЩАТЬ ДУШУ РЕБЕНКА

- Ольга Владимировна, как вы решили стать учителем? Это было детской мечтой?

- Нет. Я мечтала учиться на хореографа. В детстве занималась в танцевальном кружке. Мы даже выступали на сцене районного ДК. Мне всегда нравилась сцена, театр. Да и сейчас к музыке неравнодушна. Но мама сказала, что лучше будет, если поступлю в педагогическое училище. Я так и сделала.

- И вы оставили детскую мечту?

- Нет. Она все еще во мне. Просто я теперь ее реализую, когда с детьми ставлю инсценировки сказок, готовлю концерты. Мы с классом часто ездим в театры, музеи. Только в прошлом году из-за эпидемиологической ситуации никуда не выезжали. И это очень печально, дети должны не только решать уравнения и писать диктант, но и видеть красоту. Из школьной жизни будет вспоминаться только дело, которое сплотило коллектив класса: походы, экскурсии, поездки.

Перед Новым годом нам разрешили съездить в краеведческий музей имени Алабина. В классе 35 человек, а в школьном автобусе в два раза меньше мест. С разрешения директора два дня подряд возила детей в музей. Там ребятам вручили грамоты за активное участие в игре «Атыбаты, шли солдаты», посвященной юбилею Победы. Было очень интересно. Детей моих работники музея захвалили. Они у меня, действительно, хорошие.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ!»

- Легко ли было стать учителем?

- В педучилище нам дали очень хорошую методическую базу, которую мы смогли закрепить во время практики в школе. Меня прикрепили к школе на площади Революции. Я вела амбарные тетради, где расписывала каждый урок от приветствия до прощания. А потом еще заучивала наизусть. Так что на уроке я четко знала, какой вопрос задам, и какой ответ на него мне дадут дети. Все, что получила в училище, до сих пор на своих уроках использую. Потом еще окончила Куйбышевский государственный педагогический институт.

- Вы сегодня можете сказать, что профессия учителя — ваше призвание?

- Однажды меня спросили, люблю ли я свою работу. Что значит любить? Сначала надо было научиться, потом понять эту профессию. А любовь пришла гораздо позже. Когда началась первая практика, ощущала себя супервеличиной, потому что мне доверили вести урок. Это большая честь. Одно из моих ярких воспоминаний того времени — как я говорю: «Здравствуйте, дети. Меня зовут — Ольга Владимировна». Это настолько впиталось в меня! Я люблю свое дело всей душой. Школа — это дом, где мы живем. И здесь проводим больше времени, чем где бы то ни было. У меня работа продолжается и дома: каждый день забираю для проверки как минимум две пачки тетрадей. В классе 35 детей, значит 70 тетрадей.

- Ольга Владимировна, как проходило ваше становление как учителя?

- После училища вернулась в свой Кинель-Черкасский район, и меня направили в школу села Красная Горка, где директорствовал Николай Феоктистович Шубин, бывший фронтовик, очень строгий педагог. Он имел привычку стоять за дверью класса и слушать, как учитель ведет урок. Он не беседовал с учителем с глазу на глаз, а давал письменный отчет. И каждый день у меня на учительском столе лежало его письмо, которое всегда начиналось со слова «Увы», и дальше по пунктам, что не сделала, или сделала не так. Дошло до того, что в класс шла со страхом. Сейчас анализирую — ведь эти письма дисциплинировали меня и закалили как учителя. В той школе проработала два года, вышла замуж и уехала за мужем сначала в Новокуйбышевск, потом в Кинель.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

- А когда поняли, что любите эту профессию?

- Когда пришла в нашу десятую, тогда сорок шестую, школу. Я была удивлена, что уже в первый год меня направили на педагогическую конференцию, которая по традиции проходит в конце августа. Два года была воспитателем группы продленного дня. Шла на любое замещение, потому что мне здесь очень нравилось.

- Кого вы считаете своими наставниками?

- Здесь были очень сильные учителя, опытные, умные, интеллигентные. Я вела группу продленного дня в кабинете Анны Евдокимовны Малышевой. Она обычно проверяла тетради и заодно курировала меня. Как-то говорит: «Когда дети приходят в класс, ты им сначала расскажи что-нибудь интересное. Они должны после уроков отдохнуть». А я группу продленного дня начала превращать в продолжение урока. Это был минус в моей работе. Но у меня никогда не было ни обиды, ни зависти. За то, что мне подсказывали, только благодарила.

Еще один случай. Тогда директором школы была Людмила Григорьевна Радаева, замечательный человек, очень душевный. Мы утром только идем на работу, а она уже стоит на крыльце, нас встречает. Хотя ездила из поселка Кинельский. Когда я была на продленке, она приходила и проверяла не мои планы, спрашивала не меня, а детей: «Что сегодня вам учитель интересного рассказал?». Тонкий воспитательный момент для меня.

В 1986 году ввели программу шестилеток, и директор предложила набрать первый класс. Она мне доверила шестилеток. Очень высоко ценю такие вещи. И это Людмила Григорьевна настояла, чтобы я поступили в институт. Так что эта школа для меня больше, чем школа. Она спасает от всех невзгод и передряг.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

- Ольга Владимировна, какими дети приходят в первый класс?

- Я всегда первый класс жду с волнением. Первые полгода — это самый сложный период, когда я для себя открываю детей, а они открывают меня. Мы притираемся.

- В первом классе вы строгая?

- Я всегда строгая. Иногда дети делят учителей на злых и добрых. Строгость в чем? В порядке, дисциплине, подготовке. Всегда говорю: «Если сделали замечание, радуйся — заметили, сказали, поправили». Дисциплина. Дети они и есть дети. Их надо учить. И многому учить. Дети как белый листок: что напишешь, то и прочтешь.

- Сколько у вас было выпусков? Вспомните самый памятный случай в педагогической деятельности.

- За годы работы состоялось десять выпусков. Был у меня класс, в котором один ребенок, оканчивая впоследствии одиннадцатый класс, впервые в нашей школе сдал ЕГЭ на 100 баллов. Это Володя Ефремов. Сейчас он работает в нефтеперерабатывающей промышленности. Его родители — в медицине всю жизнь. Он на экзамене по биологии набрал максимальный результат. Володя молодец, умница был. Помните октябрятскую звездочку, в середине которой был изображен маленький Володя Ульянов. И вот ко мне в первый класс пришла его копия. Он сидел в первом ряду — голубоглазый, светлые кудряшки на голове. И я пошутила: «Пришел Володя Ульянов». А он мне в ответ очень серьезно: «Я Володя Ефремов».

- Кроме начальных классов вы еще ведете основы духовно-нравственной культуры.Расскажите, что это за школьный предмет.

- Больше десяти лет назад в начальной школе ввели основы мировых религиозных культур и светской этики. Недавно в пятом классе добавился предмет «Основы духовно-нравственной культуры», как продолжение цикла, который преподается в начальных классах. Мне предмет нравится. Мне хочется этим заниматься, хочется детям рассказывать. Сейчас все границы открыты, люди общаются между собой. А связи лучше налаживаются, если знать культуру народа. Читаем притчи. А в них очень глубокий моральный смысл. Каждый урок дети ждут, какую на этот раз будем читать.

- Если бы вам дали возможность изменить свою жизнь, что бы сделали?

- Я хожу по улице Молодогвардейская и иногда думаю о жизни. И всегда прихожу к одному — я счастливая: люблю свою работу, у меня есть любимые дети и внуки, есть родители, сестры, есть друзья. Что-то не получилось в жизни. Но из-за этого не стоит унывать. Человеку для счастья немного и надо.

В ПРОФЕССИИ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО — ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ

- Что считаете определяющим в работе учителя?

- Интерес. Если сам заинтересован, соответственно, твое состояние передастся детям. Вот ситуация. В нашей школе достали капсулу времени. Перед этим мы с детьми много обсуждали предстоящее событие. Всем интересно стало. Но от класса разрешили только четырем представителям присутствовать на торжественном мероприятии. Кончено, все хотели туда попасть. И слово за слово у ребят родилась идея — заложить свою капсулу времени. Я их не заставляла. Только объяснила, что это очень важный шаг.

Еще надо любить детей. Мне повезло побывать на лекции Шавлы Амонашвили. Он тогда сказал: «Надо любить детей». Действительно, без любви к детям в школе нельзя. Это будет страшно. Мне не нравится электронная школа. Не нравится удаленное обучение. Нужен учитель. Без учителя ребенка не воспитать. Должна быть сиюминутная отдача. Понял или нет. Я подошла и увидела. Только так завязываются эти ниточки.

- Говорят, что учителя вечно молодые. Это так?

- Я не ощущаю себя на свои годы. По документам — шестьдесят лет. Но по ощущениям — еще все впереди.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

147