Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

04.02.2021 17:58 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 от 03.02.2021 г.

Каждого научить рисовать

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

ВИДЕТЬ КРАСОТУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ЦЕНИТЬ ПРЕКРАСНОЕ — ЭТИ ОСНОВЫ, КАК И ЗНАНИЯ ПО ВЕДУЩИМ ШКОЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ, ОСТАЮТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ — СЧИТАЕТ ПЕДАГОГ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главная задача любого учителя — не просто помочь овладеть теми или иными знаниями, но и способствовать тому, чтобы ученик нашел правильный путь в жизни, раскрыл свои таланты. На счету Натальи Юрьевны Курбановой таких открытий множество. В школе № 3 она преподает изобразительное искусство и предмет «Технология».

РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВУ

Ученики Натальи Юрьевны Курбановой твердо держат карандаш и, как самые настоящие художники, задумчиво и неспешно выводят линии. Сначала нерешительно, но со временем все увереннее заполняют рисунком белый лист бумаги. Первые шаги в изобразительной деятельности даются легче, если есть поддержка опытного учителя. Такого, который научит не только писать, но и видеть красоту.

«И на занятия по изобразительному искусству, и на уроки технологии дети идут с удовольствием. Они знают, что здесь им не угрожают контрольные, лукавые тесты, что здесь они могут заниматься своим любимым делом — фантазировать, и выдумкам дают «жизнь» своими руками, — смеется, рассказывая о специфике своих предметов, Наталья Юрьевна. — Творческий процесс детей всегда увлекает. Технического он плана или художественного — все равно: чем богаче воображение, тем лучше получается работа. Свою задачу вижу в том, чтобы этот интерес укрепить. И разглядеть в ребенке талант, который потом для него может стать призванием в жизни. Такое случается. Он может еще и сам не подозревать, что у него изумительное чувство вкуса, видение цвета, и вообще, что его дорога именно в область прекрасного лежит».

«ШКОЛА — ЭТО МОЕ»

Наталья Юрьевна, как и нынешние ее ученики, тоже училась в школе № 3, которую окончила с медалью.

«Меня часто спрашивали: «Хорошо учишься, наверное, будешь учителем?». А я всегда отрицала, — вспоминает педагог. — Моей детской мечтой было стать художником-модельером. Но в результате оказалась в школе. И не жалею. Это мое».

Но прежде чем понять свое призвание Курбанова поступила в Димитровградский институт технологии, управления и дизайна. Получила специальность инженера швейного производства. Но работать по специальности не довелось: время окончания вуза пришлось на непростые годы перемен в стране.

«В школу позвала мой учитель технологии Татьяна Кузьминична Бебнева: она уходила на заслуженный отдых и предложила занять ее место. Профиль моего образования и работа учителя технологии близки, поэтому мою кандидатуру в школе одобрили, — вспоминает Наталья Юрьевна. — Да и принимали меня в учителя те же, кто в свое время выпускал из школы. Директор Лидия Федоровна Салманова была моим учителем. Наталья Андреевна Ардашева — классным руководителем». Спустя время Наталье Курбановой предложили еще и часы изобразительной деятельности.

На уроках рисования и технологии не удержать полной тишины в классе. На этих занятиях невозможно обойтись без общения учеников между собой. Ребята смотрят, у кого как получилось, учатся у других, каждый хочет, чтобы его работа была лучше.

ЭКЗАМЕН ДЛЯ ПЕДАГОГА

В этом году Наталья Юрьевна Курбанова впервые провела свой урок в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года — 2021». Критерии оценки — глубина, творческий подход, интересные методики, грамотный язык. Но все же главное для победы — это всестороннее знание предмета и умение заинтересовать им детей. Учить рисовать не просто, а если еще развивать воображение детей — сложно втройне. Именно этому педагог посвятила свой открытый урок. Ей как конкурсанту за тридцать пять минут нужно было показать все свое педагогическое мастерство. Методику работы Натальи Юрьевны высоко оценила комиссия окружного этапа конкурса: специалисты эти технологии сочли одними из самых актуальных в системе образования в сфере искусств.

«Конкурс «Учитель года» — для меня серьезный экзамен. Провести урок, конечно, привычно: класс, дети, тема. А здесь другая школа, ученики незнакомые — уже сложнее. К тому же твоя работа под вниманием компетентного жюри. Все участники переживали, волновались, — делится Наталья Юрьевна. — Программа конкурса включала методический семинар, открытое занятие, классный час и мастер-класс. К последнему испытанию свое волнение поборола и свободно выступила. Мне даже самой понравилось, как у меня прошел мастер-класс».

Ей и еще двум участницам — педагогам сельских школ Олесе Александровне Балабановой и Елене Сергеевне Захаровой — как финалистам окружного тура комиссия предоставила право выступить от Кинельского образовательного округа на зональном этапе.

ОБУЧЕНИЕ — ДИНАМИЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Наталья Юрьевна постоянно повышает свою квалификацию как педагога. Сейчас участвует в проектах благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». В них ставятся задачи по развитию у школьников личностного потенциала и умений достигать жизненных целей. «Интересный прием — распределение зоны ответственности между учениками в ходе занятия. В начале урока сообщаю, что жду от детей, на что они должны обратить внимание, за что несут ответственность. На конкурсе «Учитель года» этот прием тоже применяла», — продолжает учитель.

В изобразительном искусстве главное — творческий подход. Но и здесь сегодня рекомендуется включать современную технику, современную информационную культуру. «Раньше учитель, объясняя новую тему, рисовал мелом на доске. Сейчас я применяю документ-камеру. Могу детям показывать приемы работы кистью через это устройство на экране проектора, — поясняет педагог. — Они видят, как вести руку, как делать движение». Современные техники и технологии помогают развивать изобразительное творчество и делать материал более доходчивым, уверена учительница.

Многие могут сказать, что в изобразительном искусстве, черчении, может быть, кому-то дано, а кто-то не может справиться с самыми простейшими заданиями. Но педагог берется это опровергнуть. «Талант у кого-то есть, у кого-то нет. Но приемам рисования можно научиться. Здесь самая главная технология — «Смотрите на меня», — говорит Наталья Юрьевна. — Когда готовились к зональному этапу конкурса «Учитель года», проводилась репетиция. На открытом уроке присутствовали 30 детей. Конечно, кто-то из них учится в художественной школе, а кто-то и карандаш не умеет правильно держать, но получилось у всех. А почему? Потому что они внимательно слушали и правильно выполняли задания. Да и урок был построен так, чтобы получилось у каждого. Мы не можем работать только с теми детьми, которые талантливы, мы работаем со всем классом».

ГЛАВНАЯ ПОБЕДА — УСПЕХ УЧЕНИКОВ

Ученики Натальи Юрьевны участвуют в конкурсных мероприятиях, и многие отмечены наградами разного уровня. Даже побеждали на Всероссийском конкурсе «Березы России». Работы Владислава Дмитриева, Данила Лелявина и Даниила Рафикова заняли призовые места. «Самая дорогая награда — когда мы участвовали в выставке, посвященной культуре народов Самарской губернии. Дети были так воодушевлены! Мы подготовили мастер-класс. У нас были и русские народные костюмы, и украшения. Их все делали дети. И сами проводили мастер-класс по вышивке. Получили третье место, — рассказывает учитель. — В прошлом учебном году двое детей прошли отбор и поехали на профильную смену по изобразительной деятельности. Получили дипломы. И более того, они решили свою дальнейшую деятельность после школы связать с изобразительным искусством. Даниил Рафиков хочет поступать в архитектурный вуз. Ольга Гаврилина себя уже видит дизайнером».

По мнению Натальи Юрьевны, победы на конкурсах — это почетно и приятно, но еще приятнее учить детей изобразительному искусству и прививать хороший вкус. Видеть радостные, счастливые лица своих учеников. Это и есть самое главное в профессии учителя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

109