Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

12.03.2021 14:19 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 05.03.2021 г.

Наука увлекает и ведет за собой

Автор: Нина БУХВАЛОВА

В ЭТОМ УБЕЖДЕНА Л. Н. ЖИЧКИНА — ЛАУРЕАТ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА «ЛИДЕР ГОДА — 2020» В НОМИНАЦИИ «РОСТ И ПЕРСПЕКТИВА»

Кандидат биологических наук, доцент кафедры «Землеустройство, почвоведение и агрохимия» Самарского аграрного университета в настоящее время работает заместителем декана по учебной работе агрономического факультета вуза. Людмила Николаевна с многочисленными функциями успешно справляется, об этом свидетельствует подготовленное в адрес оргкомитета конкурса представление со значительным списком побед. В беседе с победителем городской акции сложился портрет увлеченного и разностороннего человека.

РОДИТЕЛИ ВЫБОР ОДОБРИЛИ

Людмила Жичкина в агро-университете — восемнадцать лет, а, казалось бы, еще вчера сама была студенткой. В беспокойных 90-х радужных перспектив для ученых не светило, и как сложится ее профессиональная деятельность Людмила Николаевна не имела ясного представления.

Семья переехала в Кинель на постоянное место жительства после окончания военной службы отца — кадрового офицера Николая Казьмича Ильина. Мама, Людмила Ивановна, поступила на работу в детскую поликлинику, где и сейчас является участковым педиатром. Город Кинель понравился своей внешней привлекательностью и стал их тихой гаванью после многочисленных перемен мест службы.

Окончив школу, Людмила поступила в Самарскую сельско-хозяйственную академию, выбрала агрономию. Родители поддержали инициативу дочери.

Отличница, активистка, победительница конференций, конкурсов — Люда с энтузиазмом участвовала в студенческой жизни.

Вспоминая яркие годы студенчества, она говорит: «У нас преподаватели были замечательные — заинтересовали наукой, потому естественным шагом было поступление в аспирантуру. Тему диссертации выбрала по защите растений. Изучила биологичес-кие особенности пшеничного трипса, способы борьбы с одним из самых распространенных и вредоносных вредителей».

На ускоренный процесс подготовки научного труда благодатно повлиял ее студенческий запал к научной работе, она плотно увлеклась наукой и уже имела задел на кандидатскую работу. Подготовила и защитила диссертацию досрочно в 2000 году. В 2008-м Людмиле Николаевне было присвоено звание доцента. В 2012-м декан С. Н. Зудилин предложил ей занять должность заместителя по учебной работе. Объем задач, которые приходят вместе с руководящей должностью, не испугал. Людмила Николаевна перечисляет свои обязанности: «Контроль за учебным процессом на факультете, составление учебных планов, планирование нагрузки на преподавательский состав». Приняв административные функции, она продолжает вести преподавательскую и научную деятельность индивидуально и со студентами.

Кандидат биологических наук в 2020 году участвовала в 43 международных научно-практических конференциях, опубликовала 20 научных статей в журналах, внесенных в международную научную базу. Тематика научных материалов затрагивает актуальные для развития города и региона вопросы экологии, сельского и лесного хозяйства, землеустройства, космического мониторинга.

УВИДЕТЬ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ

- Как пришли в науку, вы рассказали. А как разглядеть перспективных студентов, в каком направлении их продвигать?

- Самое важное — из молодых людей, которые у нас учатся, мы обязаны сформировать полноценную личность, с правильными убеждениями и понятиями. Разумеется, в первую очередь вуз готовит специалистов определенного профиля в системе АПК, но без должного воспитания не вырастить гармоничную личность, тем более на ответственных и руководящих постах.

Уже на первых курсах мы определяем, кто в каком направлении себя проявит наиболее продуктивно, при этом учитывается, что больше всего нравится самому студенту. Так и выявляется, кто способен показывать результаты в спорте, увлечен творчеством, у кого успехи в учебе и научной деятельности. Преподаватель видит потенциал ребят, определяет, к чему склонность выражена наиболее ярко. Он должен суметь заинтересовать студента.

- У вас более 200 научных работ. Также вы руководите научной работой студентов 1-4 курсов. Довольны ли их результатами?

- Мои студенты за прошедший год участвовали в 18 международных и всероссийских конференциях. И достижения ребят, скажу начистоту, радуют даже больше собственных заслуг, ведь в этом есть и моя причастность, вклад и моего труда. Это серьезная профессиональная оценка преподавателя, научного руководителя.

Со студентом Денисом Кузнецовым работали по теме, связанной с загрязнением почв нефтью и нефтепродуктами в условиях Самарской области. Исследования актуальные, особенно там, где ведется разработка и добыча этого природного ресурса. Данная работа была высоко оценена на областном уровне, а Денису присуждена стипендия Губернатора Самарской области. Так что научная работа дала хорошие дивиденды и для студента.

Интерес к экологии все больше возрастает. К примеру, к нам обратилось руководство Национального парка «Бузулукский бор» по поводу проведения исследований и выработки научных рекомендаций по ряду экологических объектов.

В Бузулукском бору имеется несколько нефтяных скважин, законсервированных еще со времен Великой Отечественной войны. Подошли сроки их повторной консервации, чтобы защитить близ расположенную территорию от негативного воздействия. На земле проходит наша жизнь, и мы к этому бесценному источнику должны относиться особенно бережно.

ЖИЗНЬ ДИКТУЕТ НОВЫЕ ЗАДАЧИ

- Известно, что сельское хозяйство — это нелегкий труд. В вуз поступают только ребята из села?

- В большинстве своем — да, и это их осознанный выбор. Они знают, сколько труда надо вложить в полях и на ферме, чтобы на нашем столе появился хлеб, молоко, мясо. Но к нам поступает и немало выпускников городских школ. Их привлекают такие направления, как декоративное садоводство и ландшафтный дизайн, лесное дело, землеустройство. Часть идут за вторым высшим образованием.

Надо отметить, что все значимее становится государственная поддержка села и конкретно — специалистов, которые приходят работать в различные области АПК. Это с одной стороны. А с другой — на рынке утвердились успешные компании, заинтересованные в знающих и толковых выпускниках вуза, и они предлагают хорошо оплачиваемую работу.

Мои студенты — ребята хорошие, и я желаю, чтобы у них все сложилось в карьере. А студенчество особая пора, и, я уверена, она останется звонкой песней в душе на протяжении всей жизни.

- Работа в деканате предполагает целый блок обязанностей. На каком аспекте еще важно заострить внимание?

- На теме безопасности, она выступает на первое место в современной жизни. В этом году прошла обучение по программе «Безопасность жизнедеятельности образовательного учреждения». Обучение проходило в Российском университете дружбы народов в режиме онлайн. С площадки РУДН с нами вели занятия военные, сотрудники, специалисты информационных систем. Угрозы техногенных катастроф и информационной безопасности, теперь еще санитарно-эпидемиологическая безопасность — на повестке дня. С этим нам приходиться жить, поэтому правила должны соблюдаться.

Пандемия коронавируса показала уровень подготовленности вузовской информационной системы, резко уйти на удаленное обучение без достаточной материальной базы было бы не реально. У нас процесс обучения не прерывался. Но все-таки реальную учебу не сравнить с виртуальными лекциями и занятиями. Многое теряется в удаленном формате, не чувствуется живой язык преподавания. И в молодежной среде многие процессы прервались — общение между сверстниками, зарождение личных отношений. Это целый мир, и он ушел в скорлупу.

О ЛИЧНОМ

- У вас два высших образования. Зачем еще понадобился диплом об окончании экономического факультета?

- При написании диссертации, ведении научной работы убедилась, что везде нужны экономические расчеты. Выгода любого мероприятия, внедрение технологий всегда оцениваются с экономической точки зрения. Поэтому это был закономерный шаг в получении необходимых знаний.

Экономика стала направляющей и в личной жизни. С мужем Кириллом Александровичем Жичкиным, преподавателем экономического факультета, меня свела наука. Познакомились, когда оба учились в аспирантуре. В 2000 году расписались, через год родился сын Саша, он уже студент Самарского университета имени С. П. Королева, учится на направлении «Информационная безопасность автоматизированных систем».

Считаю, что мы с мужем сов-местимы по своему внутреннему содержанию. И дома говорим о работе, обсуждаем темы научных статей, понимаем друг друга. Увлечены путешествиями. Любим животных, с нами живут собака — московская сторожевая Милана, кот Андриано, экзотические рыбки в большом аквариуме.

- Как оцениваете полученную награду в конкурсе «Лидер года»?

- Победой дорожу. Достойные люди выдвигались в номинациях. Серьезный отбор конкурсантов по достижениям, которые состоялись за год. Торжественное мероприятие прошло на высоком уровне, очень понравилось. Я окунулась в атмосферу особого настроения, оказалась в кругу интересных людей — разносторонних, увлеченных.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44