Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

03.03.2021 15:22 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 27.02.2021 г.

О вечном - просто

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА
фото предоставлены Городским Домом культуры

НА СЦЕНЕ ГОРОДСКОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ «КИНЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР» ПРЕДСТАВИЛ НОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Театр обладает удивительной способностью — объединять своих зрителей. Пока идет спектакль, происходит магия, зал сопереживает героям и становится един. На постановках Народного самодеятельного коллектива «Кинельский Экспериментальный Театр» («КЭТ») такое чудо происходит постоянно.

БЛИЗКОЕ ДЛЯ ВСЕХ

«КЭТ» вновь радует. В на­чале февраля состоялась пре­мьера спектакля «Хорошо, что ты пришел» в обработке режиссера-постановщика и ру­ководителя студии Владимира Логинова. Его название сим­волично. С самого начала тон в постановке задает одноименная русская народная песня. В ней каждая строчка берет за душу. Для дорогого человека и родни­ковая вода, и ромашки, и стучит быстрее обычного сердечко той, что все эти годы ждала. Песня проходит в спектакле красной нитью и создает выразительный образ пронзительной любви.

«Мы готовили этот спектакль к 75-летнему юбилею Победы. Репетировать начали еще в 2019 году. Потом был большой пере­рыв из-за эпидемиологической ситуации. После смягчения огра­ничений собрались и по нарабо­танным материалам вспомнили, что-то поменяли, — рассказал Вла­димир Викторович. — Тему войны мы уже не раз поднимали, но все равно придерживаемся мнения, что она вечная. В этой пьесе нет батальных сцен, здесь представ­лены деревенские простые об­разы. Война разделила их жизни на до и после. Конечно, передать то, что пережили люди в ту эпо­ху, нам, нынешним, достаточно сложно. Но общечеловеческие проблемы имеют актуальность во все времена».

НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

С первых сцен спектакля не покидает ощущение, что герои знакомы с детства. Очень напо­минают Василия и Надежду Кузя­киных и их родню с соседями из знаменитой советской комедии «Любовь и голуби» — герои силь­ные, цельные и очень колорит­ные. Та же сибирская тема, такой же дерзкий юмор, такая же насы­щенная палитра чувств.

И это понятно: оба про­изведения написал Владимир Гуркин. История, которую он взял за основу в пьесе «Саня, Ваня, с ними Римас», не придуманная. Драматург посвятил ее своим родным, попавшим в жернова военного времени, он даже их имена и фамилии сохранил. «Де­дам моим — Петру Рудакову, Ива­ну Краснощекову, бабкам моим — Софье, Александре, Анне по­свящаю. Великим труженицам и матерям, воинам, защитившим Родину нашу от фашизма — вечная светлая память!» — таким посвя­щением Гуркин открывает свое драматическое произведение.

ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА

Действие происходит в дале­кой деревушке за Уралом на реке Чусовой. 1941 год. Война нача­лась. Далекие отголоски только-только еще доходят до Сибири. И пока там не осознают всего ужа­са, наоборот, верят, что все за­кончится, самое большее — через полгода.

Главные герои пьесы — три се­стры: Анна (Лариса Манохина), Александра (Надежда Данчен­ко), Софья (Елена Иванова), их мужья Иван (Василий Голубцов), Петр (Владимир Логинов), дочь Софьи и Петра Женька (Мария Фокина), а также влюбленный в Александру местный милицио­нер — литовец по имени Римас (Олег Ветошкин). Все они живут проблемами, далекими от войны. И тем не менее в речи героев то и дело проскальзывают тревожные нотки. Петра и Ивана со дня на день должны забрать на фронт. Но до этого они рискуют быть арестованными как враги народа по навету председателя колхоза. О нависшей опасности мужчин предупреждает Римас. И те ухо­дят от репрессий, записавшись добровольцами на войну.

Александра, провожая мужа, говорит: «Ты должен вернуться. Без тебя жить не буду». В этом весь гордый нрав русской жен­щины. Ее образ на сцене мастер­ски представила Надежда Дан­ченко.

«В жизни каждого челове­ка могут проис­ходить разные события. Умение любое из них принимать как благо — дорогого стоит. Именно такой я вижу в спектакле Алек­сандру, — говорит актриса. — Сна­чала она без надрыва в душе: в ее жизни все просто — есть муж, если Бог даст, будут и дети. Но потом все меняется: она любит Ивана, но он ни разу за восемь лет не напомнил о себе. А Римас всю войну им всем помогал вы­живать. Какое решение принять? Только слушать свое сердце. В жизни каждый из нас сталкива­ется с выбором. Мне спектакль понравился. Он очень родной и душевный. В нем — все мы».

ВОЙНА МЕНЯЛА И ЛОМАЛА

В пьесе акцент делается на начало и конец войны. Рас­ставание и встреча — это самые эмоциональные моменты, когда душа разрывается от пережива­ний. А война между ними — сон. Страшный, тяжелый, мучитель­ный. Петр погибает под Сталин­градом. Получив похоронку, уми­рает и Софья. Инвалид Михаил не смог пережить свою бесполез­ность, покончил собой. Все эти события готовят к кульминации спектакля.

Сюжет возвращения фрон­товика домой обыгран и в ли­тературе, и в кино, и в театре. Казалось бы, победа, дальше — счастливая жизнь. Но… она не дождалась или он встретил дру­гую. В этой пьесе обыгрываются сразу оба варианта. Александра ждала, сколько могла. Решила уступить хорошему человеку Ри­масу: он всю жизнь ее любил без­ответно и помогал во всем. Но в день свадьбы в деревню после восьми лет скитаний возвраща­ется Иван. И вот она — ситуация… Но Римас опровергает всякие до­мыслы: «Восемь лет ждала. Чиста Александра перед тобой. И перед всеми».

Выясняется, что Иван грешен в делах сердечных. Извечный во­прос: при каких обстоятельствах и насколько заслуживает человек прощения? В спектакле «Хорошо, что ты пришел» Василию Голуб­цову удалось в образе Ивана, ве­сельчака по характеру, передать глубокое раскаяние и его несо­крушимую силу духа.

«До сих пор мне доставались комедийные роли, здесь полу­чился такой симбиоз — и комедия, и трагедия. Мой герой сначала — весельчак, душа компании. На фронте попадает в плен, бежит, участвует в боях при взятии Бер­лина. А потом на родине скрыва­ется от гонений за то, что в плену был. И после пережитых потрясе­ний возвращается с пеплом в во­лосах и болью в душе, — говорит Василий Голубцов. — Мы постара­лись показать, что военная годи­на кардинально меняла людей, но все равно в них нет озлоблен­ности, наоборот, они очень чело­вечные. Все проблемы, поднятые в спектакле, животрепещущие. Какими людьми надо было быть, чтобы их решать… Даже пред­ставить сложно. Поэтому и соз­давать такие сильные характеры на сцене было не просто. Но с каждой репетицией, с каждым прочтением какие-то моменты по-новому осмысливались, что постепенно приводило к верному знаменателю».

ПОЛОТНО СУДЬБЫ

На первый взгляд, история, которая разыгрывается в спек­такле «Хорошо, что ты пришел», незатейливая. И одежда героев неброская: у женщин — простень­кие ситцевые платья в цветочек и белые платочки, у мужчин — руба­ха, штаны да кирзовые сапоги.

Под стать сюжету и сцени­ческое оформление: изгородь, стол, стулья, лавки — все обычно. Необычно — покрывало, которым застелен пол сцены полностью. В ходе спектакля становится по­нятно, что оно в себе несет осо­бую смысловую нагрузку.

Сначала им укрыт весь рек­визит, таким образом авторы соз­дают импровизированный берег реки с холмами и пригорками. А когда артисты открывают спря­танный под полотном реквизит, зритель будто входит в их дома, в их жизнь. Щемящее чувство тре­воги не покидает в сцене проща­ния: герои за собой застилают по­крывало, будто переворачивают страницу своей жизни или… саван расправляют — кому что суждено. С другой стороны — покрывало делит и в то же время объединяет все полотно спектакля:

«В пьесе Гур­кина две части. В этом и заклю­чается особен­ность — автор не дробит, а соз­дает крупное произведение. В первой части восемь картин, во второй чуть меньше — шесть. Но они доста­точно объемные. Сам спектакль длится два часа. Но я надеюсь, что зритель не заметил этого времени», — говорит Владимир Викторович Логинов.

Получился душевный, очень нежный и тонкий спектакль. Здесь нет игры, зритель видит жизнь очень знакомых людей, с ними смеется и плачет. Все в них до мельчайших деталей — правда! «Хорошо, что ты пришел» — это про настоящую любовь. Про­стые люди, страдая и ошибаясь, пройдя через войну, сохраняют честь, достоинство и любовь. Каждый образ в спектакле по­лучился очень пронзительным и сильным.

В завершение — песня, уже знакомая по началу, — «Хорошо, что ты пришел». Только в конце она полна особого драматизма. В ней — горечь ожидания солдат­ки, в ней — бесконечная печаль, в ней — все испытания, выпавшие на долю фронтовика, и… неожи­данная радость:

То не веточка черешни

Постучалась мне в окно,

То вернулся друг сердечный

Издалека в край родной…

Анжелика Анатольевна Власова, директор Городского Дома культуры:

- Минувший год был для культуры необычный. Нам пришлось выходить на новый формат рабо­ты. Первые недели находились в некоторой рас­терянности. Но постепенно перенесли творче­скую работу в онлайн.

Спектакль «Хорошо, что ты пришел» не уда­лось показать в назначенный день — 9 мая. Но Владимир Викторович Логинов со своей коман­дой поставил спектакль «От первого лица». Он как раз сделан в формате онлайн.

Как только позволила ситуация, начались читки «Хорошо, что ты пришел» заново, потому что был большой перерыв — успели под­забыть. Первое время работали по одному. Потом разрешили — по два. Наконец стали собираться группой. И все получилось.

Как и в любом другом коллективе, у нас на 2020 год были большие планы. Репетировали мероприятия к юбилею Победы. Целую программу для губернского фестиваля «Рожденные в сердце России» подготовили. Одних костюмов было сшито — 120. Но не случилось.

Сейчас наращиваем темпы. Мы рады, что зрители нас не за­были, что они нас любят и идут на наши концерты, постановки и выставки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

88