Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

03.03.2021 16:26 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 03.03.2021 г.

Палитра образов и рифм

Автор: Мария КОШЕЛЕВА

ПЕДАГОГ НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА МОРДВИНОВА ДЛЯ СВОИХ УЧЕНИКОВ — НАСТАВНИК В ЛИТЕРАТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Читатели газеты уже имели возможность познакомиться с Надеждой Михайловной Мордвиновой, точнее — с ее литературным творчеством. Знакомство было связано с именем Сергея Есенина: на «Литературной странице» газеты осенью прошлого года было опубликовано стихотворение Надежды Михайловны, посвященное 125-летию поэта. У сегодняшней публикации тоже есть повод.

В середине февраля Надежда Михайловна отметила личный юбилей. Филолог по образованию, учитель русского языка и литературы школы № 11, Надежда Михайловна ведет работу и в библиотеке. Коллеги по библиотечному делу и попросили рассказать на страницах газеты об этом талантливом человеке. «С Надеждой Михайловной Мордвиновой мы сотрудничаем давно, — говорит заведующая библиотекой-филиалом № 3, что на улице Пушкина, Галина Юрьевна Петрянина. — Она — человек творческий, вдохновляющийся и умеет увлечь нашу аудиторию книгой, художественным словом».

ИНТЕРЕС К РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОЗВАЛ В ШКОЛУ

Как это часто бывает, будущую профессию Надежда Мордвинова выбрала по примеру близких людей. Правда, в ее семье больше преподавателей точных наук. «Моя тетя — учитель физики, а дядя, Владимир Геннадьевич Волостников — доктор физико-математических наук, руководитель научной лаборатории при Самарском государственном университете, — говорит Надежда Михайловна. — Поэтому со школьной скамьи меня нацеливали, я и сама стремилась, получить классическое университетское образование. Думала о поступлении на исторический факультет, но… В старших классах заинтересовалась филологией. Открыла для себя красоту языка, его звучание. И уже не было никаких сомнений, куда пойду учиться после школы».

Надежда Михайловна больше десяти лет работает в школе № 11. Старается вложить в своих учеников не только знания по предмету, формирует интерес к более глубокому изучению русского языка. И к увлеченному педагогу тянутся дети. Вместе они добиваются успехов.

Ученики Мордвиновой набирают высокие баллы на ЕГЭ по русскому языку. Содержательные работы получаются у выпускников при написании итоговых сочинений. Учитель называет учащихся из числа одиннадцатиклассников последних выпусков, порадовавших и педагога и себя хорошими показателями. Анастасия Тимашевская и Алина Агаджанян получили по 96 баллов на ЕГЭ по русскому языку, Наталья Кузнецова — 98 баллов.

Надежда Михайловна отмечает: чтобы подготовить детей к сдаче ЕГЭ в одиннадцатых классах и ОГЭ в девятых, учитель и сам должен постоянно учиться. В структуре, в наполнении экзаменов изменения происходят каждый год. В период подготовки нужно отработать с учениками новые виды заданий, правильно выстроить их по степени сложности, чтобы на аттестации у ребят не возникало таких трудностей и выполнение работы было бы более эффективным и успешным.

Большое внимание педагог-словесник уделяет занятиям по написанию сочинений. И здесь начитанность для школьника — основа основ. Помимо школьной программы по литературе, где Надежда Михайловна открывает детям наследие русской классики — мир Пушкина, Лермонтова, Толстого, ребята берут в руки книги Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Герберта Уэллса.

УСПЕХИ НЕ ТОЛЬКО В УЧЕБЕ

Во многих литературных конкурсах, конкурсах художественного слова принимают участие ученики Надежды Михайловны. На протяжении последних лет школьники становились победителями областных Кирилло-Мефодиевских чтений. В первые годы выступлений ребята представляли, в основном, свои стихи, сейчас — прозу малой формы: рассказы, эссе.

Педагог сотрудничает с литературной школой имени Достоевского в Москве. В проводимых под началом этого образовательного учреждения достоевских чтениях ученики Мордвиновой занимали призовые места. Выпускница Надежды Михайловны, Анжелика Полякова, вошла в число победителей регионального конкурса «Литературные памятники России», была отмечена на научно-практической конференции Самарского государственного университета. И сегодня она — студентка факультета романо-германской филологии этого вуза.

А другая выпускница, Анастасия Елтухова, как и Надежда Михайловна в свое время, выбрала педагогику — станет учителем русского языка и литературы.

ВЗРАСТИТЬ ЗЕРНО ТАЛАНТА

«Мне хочется, чтобы наши с ребятами мысли звучали в унисон, — делится Надежда Мордвинова. — И я стараюсь разжечь в них огонек интереса к литературному слову». Но как верно увидеть ребенка, в котором есть желание доверить свои мысли и чувства листу бумаги? Часто такие дети стесняются показать свои пробы пера даже самым близким. У Надежды Михайловны выстроена своя система работы.

«Часто на уроках говорим на языке метафор, — рассказывает учитель. — Что это значит? Я задаю тему, а ребята продолжают. И метафоры могут быть о чем угодно — об уроках, погоде за окном. Такая «игра слов» школьникам нравится. Это обогащает их словарный запас, они понимают, как можно красиво сказать о чем-то, выразить свое отношение живой речью, а не смайликами в смартфоне».

Необычные форматы уроков, творческие задания — все это помогает учителю разглядеть, как она говорит, «родник творчества». Надежда Михайловна приводит пример. Однажды пятиклассники готовили сочинения по школьной программе. Один из учеников, Валерий Жидяев, создал мини-историю с увлекательным сюжетом. В работе над развитием темы из сочинения у школьника получился небольшой рассказ, с которым он занял второе место на областных Кирилло-Мефодиевских чтениях.

У Надежды Михайловны есть и личные профессиональные победы. Работы педагога по методике преподавания получили высокую оценку на конкурсах различного уровня. Вот лишь некоторые, на которых школьный учитель представила опыт своей работы: «Современные образовательные технологии в профессиональной деятельности», «Педагогический подход к одаренным детям в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта», «Инновационная деятельность педагога».

Учитель работала в составе экспертной комиссии по проверке итоговых сочинений старшеклассников, входила в жюри: окружного этапа Всероссийского конкурса сочинений школьников, «Смоляковских чтений», которые в последние годы проходят в статусе областных, конкурса литературно-творческих работ «Куйбышев — запасная столица».

С большой самоотдачей Надежда Михайловна выполняет работу в библиотечном филиале № 3. При ее непосредственном организационном участии здесь проходят встречи для читателей, посвященные памятным датам в истории страны, всегда интересны подготовленные Надеждой Михайловной рассказы о жизни и творчестве русских и российских поэтов и писателей.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

Педагог уверена: чтобы достичь успеха, нужно заинтересовать не только предметом. «Детям должен быть интересен сам учитель, — считает Надежда Михайловна. — И если хочешь увидеть результат, вдохновляй примером».

Надежда Михайловна пре-одолела серьезный конкурсный отбор и поступила на курсы литературного мастерства профессора Воронцова. Уже есть успешный опыт в создании поэтических произведений, прозы. Первый рассказ Надежды Мордвиновой — «Путешествие таланта» — опуб-ликован в сборнике самарских писателей. Сейчас автор готовит материал для издания, которое объединит творчество самарских, белорусских и болгарских поэтов. И, конечно, всегда на рабочем столе — книга.

«Я воспитана в то время, когда печатная книга сама по себе была искусством, — говорит Надежда Михайловна. — Помню, с каким трепетом открывала сказки Туве Янссона, Александра Волкова. Это был целый мир! И мы рисовали его красками своей фантазии. Сейчас «домыслить» детям помогает виртуальная реальность, а любая книга доступна в сети в кратком изложении. И потому своей задачей вижу, прежде всего, привить ребятам интерес к чтению, научить их осмысливать прочитанное. Важно по-настоящему любить книгу, чтобы они открывали ее не только накануне экзаменов и не ради оценки, а для удовольствия. И если такое желание у детей есть, значит, мы все делаем правильно».

Зимняя сказка

Зима качает снежное дитя,

Уснувшее в небесной колыбели.

Морозным воздухом чуть слышно шелестя,

Белёсый пух окутывает ели.

Движеньем зачарованным, как сон,

Она льняные пряди поправляет.

Искрится в небе чудный перезвон

И на берёзы серебро роняет.

Заботливая мать с улыбкой ледяной

Малютку, словно ангела, целует.

Мазки набрасывая кистью вековой,

Мороз на стёклах стаи птиц рисует.

На кротком личике блаженный, тихий свет:Х

озяйка снега песню напевает.

Туман над городом, скрывая серый цвет,

Заснеженные крылья расправляет.

Мелодия лелеет чуткий слух,

Дитя наивно открывает глазки.

В застывшей мгле сияет дивный дух,

Рисуя очертанья зимней сказки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52