Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

21.04.2021 18:37 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 21.04.2021 г.

В музее оживает история

Автор: Мария КОШЕЛЕВА

ЗА АКТИВНУЮ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКУЮ РАБОТУ И.Е. ПИЛЬТЯЕВА НАГРАЖДЕНА МЕДАЛЬЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО»

Вместо привычных ученических парт и доски — музейные витрины и выставочные стенды. Вместо учебных пособий — уникальные экспонаты, рассказывающие об истории поселка и о судьбах земляков. Такой формат урока для учеников 2 «а» класса алексеевской школы № 8 — не в новинку. «Классная мама» ребят, Ирина Евгеньевна Пильтяева, здесь еще и экскурсовод, отвечающий на любые вопросы любознательной детворы.

«ПЕДАГОГИКА — ЭТО У НАС СЕМЕЙНОЕ»

«Мама была учителем начальных классов, папа — преподавателем физкультуры. В школе познакомились, — рассказывает Ирина Евгеньевна. — И другие члены семьи тесно связаны с педагогикой. Одна из тетушек — учитель географии, другая — воспитатель в детском саду, третья — учитель начальных классов. Мы все жили в «учительском доме». Поэтому я с детства была окружена этой особой атмосферой. Вместе с мамой проверяла тетради первоклашек и была счастлива, когда мне разрешали исправить ошибку или аккуратно вывести отметку красными чернилами».

Первые шаги в профессию Ирина Евгеньевна сделала в Казахстане, там в детском саду работала воспитателем. Чуть позже переехала в Россию, а в 2004 году с молодой семьей обосновалась в Алексеевке.

«Поселок понравился с первого взгляда, — призналась педагог. — Уютный, чистый. Люди здесь гостеприимные, радушные. А еще у Алексеевки удивительная, богатая история».

Вот уже пятнадцать лет Ирина Пильтяева обучает азам грамоты самых маленьких учеников школы № 8. Учит считать, писать, читать. И не только. «Я всегда делаю акцент на патриотическом воспитании детей, на углубленном изучении истории родного края, — поясняет учитель. — Нельзя растить «Иванов, не помнящих родства». Мы понимаем: только владея знаниями о прошлом, можно уверенно смотреть в будущее. Наши ребята знают, чьим именем названа школа, кто из родственников воевал в годы Великой Отечественной войны. Уже в начальной школе дети с уверенностью рассказывают о том, кто основал наш поселок, какими были его первые жители. Я считаю, что эти знания для учеников младшей школы важны не меньше, чем азбука или таблица умножения».

В МУЗЕЙ — НА УРОК

Ирина Евгеньевна — руководитель школьного историко-краеведческого музея «Истоки». Материал собирали по крупицам — первые экспонаты здесь появились еще в 2007 году. Сегодня в музее хранятся национальные костюмы и военная форма, письма и дневники участников Великой Отечественной войны, исторические документы, архивные фотографии и многое другое.

«Ключевую роль в создании музея сыграл бывший директор нашей школы Владимир Михайлович Суровцев. А огромную помощь в его развитии оказала и продолжает нам оказывать краевед Валентина Дмитриевна Лазарева, — отмечает Ирина Евгеньевна. — С этим неравнодушным человеком мы впервые шли в гости к ветеранам войны и к работникам бывшего серного завода. Пройден большой путь, но впереди еще много знакомств и интересных открытий».

А пока важная задача учителя — помочь детям познакомиться с летописью родного поселка. Поэтому визиты в школьный музей — добрая традиция.

Несмотря на то, что «музейные» занятия проходят в новой для ребят обстановке, здесь все подчинено школьной дисциплине — тишина, вопросы — по правилу поднятой руки. Но удержаться от восхищенного удивления: «Ух ты, здорово!» — детворе бывает сложно. Ирина Евгеньевна рассказывает: недавно ее второй класс отправился в школьный историко-краеведческий музей на урок литературного чтения. «Занятие было посвящено письменности, а у нас есть отличная выставка старинных школьных принадлежностей, — говорит педагог. — Это и тетради, в которых ученики писали в начале прошлого века, и старинные перья, чернильницы, самые первые ручки. А еще — парта с откидной крышкой, за такими учились бабушки и дедушки нынешних школяров. Каждому хотелось посидеть за партой, написать пару строк перьевой ручкой. Ребята удивлялись, как же сложно было раньше в учении! Дома расспрашивали об этом и своих старших родственников. Возможность на наглядном примере преподать детям урок намного эффективнее любой книжной иллюстрации. И ребята уже сами тянутся к новой информации, хотят узнать больше, чем написано в школьном учебнике».

В дальнейшем, говорит Ирина Евгеньевна, это приносит свои плоды. С первого класса дети начинают активно участвовать в окружных и региональных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Несмотря на то, что в минувшем году большая часть занятий проходила в удаленном режиме, ребята готовились не только к урокам. Как результат — сразу несколько значимых побед в новом учебном году. Работа Андрея Курнацова по мотивам произведений о войне заняла первое место в окружном конкурсе буктрейлеров. Исследования Семена Сосова о военной технике и Виолетты Коршуненко о секретах математики стали лучшими в рамках окружной научно-практической конференции.

Изучают ученики Ирины Евгеньевны и материалы о своих земляках. «В прошлом году мы проводили встречу, посвященную ветеранам Великой Отечественной войны, и Артем Мусальянов подготовил презентацию об Игоре Федоровиче Бебневе, — вспоминает педагог. — Мы пригласили родных и близких ветерана, и рассказ школьника их не оставил равнодушными. А дочь участника войны подарила музею ценный экспонат — аккордеон, с которым отец прошел войну. Ребята узнали удивительную историю: оказывается, музыкальный инструмент русскому солдату подарили владельцы одного из освобожденных замков в Польше. Дети смогли не только прикоснуться к экспонату военного времени, но даже попробовали сыграть. Вот так, на наших глазах, в стенах музея оживает история».

По мнению педагога, важно создать все условия, чтобы изучать историю родного края детям было интересно. Исследовательскую работу и музейные экскурсии Ирина Евгеньевна дополняет знакомствами с интересными людьми и «уроками мужества». На встречи с детьми приходят воины-интернационалисты, ветераны труда, представители разных профессий.

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ ВРЕМЯ

«Помнить о прошлом и смотреть в будущее» — эту фразу в работе педагога можно назвать одной из ключевых. «Время меняется, и мы должны меняться вместе с ним, — продолжает Ирина Евгеньевна Пильтяева. — Для учителя это особенно важно. У детей есть гаджеты? Значит, следует показать, как их можно применять с пользой для учебы. Ребенок проводит время у компьютера? Можно научить его делать интересные презентации, проекты, обучаться в игровой форме. В образовательных программах каждый год появляется что-то новое, и мы обязательно должны быть «в тренде». Но главное, по мнению Ирины Евгеньевны — научить каждого ребенка не «зубрить» материал, а понимать, для чего нужны те или иные знания.

«Возьмем, к примеру, предмет «Окружающий мир», — рассуждает педагог. — Каждый параграф на страницах учебника можно применять в жизни. И если ребенок сегодня прочитал, как нужно перейти дорогу, а завтра сделал по-своему — значит, урок для него прошел напрасно. Поэтому у нас всегда много дополнительных заданий и, конечно, вместе обсуждаем изученное. Я считаю, что именно от меня зависит, будет ли каждому ребенку интересно учиться дальше».

Педагог регулярно участвует в методических конференциях и конкурсах педагогического мастерства, работает в составе жюри «Рождественских чтений» и «Кирилло-Мефодиевских чтений», окружной предметной олимпиады младших школьников и Губернского фестиваля народов Самарской области. В увесистой папке достижений — дипломы и грамоты за победы и призовые места в конкурсах «Лучшая методическая разработка», «Классный руководитель» и других профессиональных соревнованиях. А недавно в копилку добавилась награда от общественной организации «Боевое братство» — медаль «За активную военно-патриотическую работу» Ирине Евгеньевне вручили по результатам многолетней созидательной работы.

«Приятно, когда твою работу отмечают. Еще важнее, когда высоких результатов достигают твои ученики, — признается Ирина Евгеньевна. — Это значит, что ты на своем месте, что состоялся в педагогике. Помню, как в выпускных классах мы написали сочинение о будущей профессии. Все эти работы наш учитель заложил в капсулу. Вскрыли мы ее на юбилейной встрече выпускников. Оказалось, что у многих, в том числе и у меня, мечта сбылась. Я бы и сейчас в своем школьном сочинении не изменила ни строчки».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

64