Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

26.04.2021 18:59 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 24.04.2021 г.

Стежки творчества

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

ПЕДАГОГ И ДЕТИ НА КАЖДОМ ЗАНЯТИИ НАПОЛНЯЮТ МИР НОВЫМИ КРАСКАМИ

Вещи ручной работы, которые когда-то снисходительно называли «самовязкой», сейчас именуются новомодным английским словом «хендмейд» и ценятся гораздо больше фабричных. Как создавать красоту своими руками, знает педагог центра дополнительного образования «Вдохновение» Ольга Васильевна Берлина. Она владеет многими техниками декоративно-прикладного творчества и ей есть кому передать свои знания и умения. Воспитанники центра увлеченно занимаются в студиях, где преподает Ольга Васильевна.

ВОСПИТЫВАТЬ И ВДОХНОВЛЯТЬ

Наша встреча с Ольгой Васильевной Берлиной состоялась с подачи родителей ее воспитанников. Они рассказали, что на занятиях по рукоделию детям не бывает скучно. Педагог умеет вовлечь в творческий процесс, сделать его интересным. Тонкостям ремесла обучаются мальчишки и девчонки, причем, самого разного возраста. И даже у самых маленьких все получается.

«Сейчас не так-то просто заинтересовать молодое поколение, но ей это удается. Мы видим, с каким удовольствием дети занимаются творчеством у Ольги Васильевны. Всего лишь второй класс, а они уже шьют, вяжут. Вместе с Ольгой Васильевной «оживляют» нить. Что такое нитка? Самый обычный предмет быта. Но в руках педагога нитка начинает играть красками», — говорят родители.

Руководитель кружка не просто обучает, формируя специфические навыки, умения, знания. Через практическую деятельность Ольга Васильевна помогает детям познавать мир, воспитывает и вдохновляет одновременно, направляет к достижению поставленной цели.

ОСНОВЫ РУКОДЕЛИЯ

В кабинете Ольги Васильевны нет рядов ученических парт, как в школе. Здесь большой стол в центре, за которым ребята собираются вместе, как в стародавние времена мастерицы на посиделках — каждый со своим рукоделием. В этот раз Карина Ниязматова принесла вышивку бисером. Многие считают это творческое занятие не сложным, но без опыта в нем не обойтись. А Карина только начинает его осваивать. Поэтому еще не все получается. «Нужно вставить нитку в иголку и набрать три бисеринки. Потом сделать стежок. Снова три бисеринки набрать, еще один стежок сделать. И так вдоль контура прошить», — объясняет Ольга Васильевна основы вышивания своей ученице.

Данил Шведов задумал сделать коврик-накидку для табурета из помпонов. Для ее изготовления педагог дополнительного образования соорудила специальный станок из толстых брусков, в которые ввернуты саморезы. Простая рама, но процесс работы сокращает в разы: за пару часов можно сделать нарядную вещицу.

«Привязываем нитку к одному из саморезов в углу, и начинаем намотку по принципу змейки. Растянули, обогнули два самореза и снова возвращаемся обратно. Теперь с этой стороны охватываем ниткой саморезы. Каждый шаг — два самореза, пока все не оплетем», — рассказывая о процессе изготовления, показывает его педагог.

У Вики Кочергаевой — подготовка к конкурсу. Она плетет пояс в технике макраме. Принцип работы ей уже знаком: недавно девочка сплела себе шапочку. «Для начала нужно приготовить шесть ниток одной длины. Их концы соединяешь между собой петелькой», — напоминает Ольга Васильевна. «Я так и делаю, только у меня неровно получается», — огорчается девочка. «А ты возьми нитки в одну руку, а другой вот так по ним проведи. Потом вставляй петельку. Не торопись», — объясняет педагог. «Получилось, — обрадовалась Вика. — Это похоже на волосы, парик».

И так до самого конца занятия: Ольга Васильевна переходит от одного ученика к другому — каждому подскажет и покажет, как лучше сделать. Но педагог видит свою задачу, а подростки занятие, — увлекательным и полезным делом. И часа на полтора забывают про свои гаджеты. Это уже победа. А когда освоят рукоделие, могут по праву гордиться тем, что своим мастерством приблизились к профессионалам в декоративном творчестве.

«Радует, что у нынешних детей интерес к рукоделию не угас. Они приходят на занятие с желанием что-то сделать своими руками. Когда им удается поделка, у них глаза горят. Разве что, у каждого поколения — свои интересы. Например, мои первые дети любили вязать, а этот выпуск предпочитает вышивание», — рассказывает Ольга Васильевна. Педагог ведет сразу два объединения: «Серебряная нить» и «Мастерская чудес», в которых обучается 105 воспитанников.

УВЛЕЧЕНИЕ СТАЛО ПРИЗВАНИЕМ

Ольга Васильевна считает, что в педагогику ее привел случай и любовь к вязанию. Дочь Полина занималась в Центре «Вдохновение» у Елены Евсеевны Тершуковой. Один раз Ольга Васильевна пришла, чтобы забрать ребенка с занятия, и получила предложение работать педагогом дополнительного образования. «Во «Вдохновении» хорошо меня знают. Я тоже здесь училась, только тогда это был Дом пионеров. Занималась у Людмилы Дмитриевны Бакулиной в кружке по вязанию».

Научиться вязать для школьницы Ольги не составило труда — и мама, и бабушки были настоящими искусницами. «Мама пряла пряжу, а я вязала. Потом эти изделия красили», — вспоминает Ольга Васильевна. У Ольги получалось создавать красивые и неповторимые вещи. Уже в седьмом классе щеголяла в платье, связанном своими руками. Это был ее самый любимый наряд. Черного цвета, из натуральной овечьей шерсти, воротник шалькой, на груди — сердечко из страз.

Казалось бы, профессиональный творческий путь был определен, но учиться после школы она пошла в другую сферу. Родители посчитали, что вязание — хобби, которым должна владеть каждая женщина, оно на профессию «не тянет». Но во взрослой жизни судьба все равно заставила поменять вектор, о чем Ольга Васильевна совершенно не жалеет.

ВСЯ ПАЛИТРА КРАСОТЫ

Сначала она просто учила вязать на спицах и крючках. Со временем освоила и другие техники. Вышивка крестиком и бисером, ковроткачество, фриволите, шитье мягкой игрушки из фетра — лишь немногое из того, что умеет Ольга Васильевна. Два года училась на курсах по филейно-гипюрной вышивке. Потом даже давала мастер-классы на областном и окружном уровнях. Это особый вид искусства рукоделия. Говорят, раньше люди в промысловых целях плели сети из грубого материала. Со временем работы по плетению совершенствовались.

Человеческая фантазия и желание украсить свой быт послужили началом вышивки по сетке — филейно-гипюрной работе. Слово «филе» в переводе с французского означает «способ плетения сетей», при котором сплетаемые нити связывают узелком.

«В этой технике используют разные приемы натягивания ниток: кружевные швы, паучки, колесики, столбики, характерные для игольного кружева. С помощью них по сетке вышиваются цветочки, звездочки, веточки, ягодки, листики — и получаются очень красивые узоры, — объясняет Ольга Васильевна. — Зачем это надо? Потому что дети устают одним и тем же заниматься. Надоедает им вязать — шьем из фетра игрушки. тут все быстро получается: вырезали, прошили, набили. И с готовой игрушкой пошли домой. Можно маленькую брошку сделать, а можно побольше вырезать, и мягкая игрушка получится. Или вышиваем. Одна из работ — «Машина «Жигули». С ней взяли первое место на Всероссийском конкурсе творческих работ.

Темари — это одна из новых техник в творческом багаже. Ольга Васильевна освоила ее совсем недавно. И уже успела обучить некоторых воспитанников. Это японское искусство плетения из нитей декоративных шаров. Говорят, что такие украшения приносят удачу. Для круглого талисмана нужны: набор булавок, цветные нити, шар для основы и изобретательность ума. И можно придумывать узоры и притягивать удачу.

СИТУАЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЕНКА

А удача юным мастерам не помешает. Ведь они часто участвуют в творческих конкурсах разного уровня. «С первыми моими воспитанниками мы выходили на межрегиональные и областные конкурсы. Представляли вязаные платья и костюмы. Первая коллекция называлась «В гостях у сказки». Вторая — «Ромашковое поле». И сейчас есть ребята, которые уже научились вязать и хотят представлять свои работы на конкурсах. Это Виктория Никипелова, Аня Симончук, Камиля Вялиева, Сюзана Макиян, — рассказывает педагог. — Награды — это, конечно, хорошо. Но важнее опыт, возможность учиться у других. Сейчас из-за сложившейся ситуации конкурсы перевели в онлайн-формат. В них, к сожалению, нет вот этой важной составляющей — опыта».

И сама Ольга Васильевна активно участвует в творческих состязаниях. Дважды в музее имени Алабина представляла свои работы. Изделия, созданные в технике филейногипюрной вышивки, участвовали в выставке Самарского дворца юношеского творчества. Педагог не раз была участником конкурсов профессионального мастерства. На окружном этапе конкурса «Сердце отдаю детям» в 2018 году заняла первое место, в конкурсе «Воспитать человека» была третьей. Представляла свою программу преподавания на региональном этапе «Арктур-2020». Создала методическую разработку по дистанционному обучению технике фриволите.

Наталья Александровна Мирошниченко, руководитель центра дополнительного образования детей «Вдохновение»:

- Наше структурное подразделение — преемник Дома пионеров, который в Кинеле открылся в 1942 году. Сегодня мы реализуем пять направлений дополнительного образования — художественное, естественно-научное, техническое, физкультурно-спортивное и социально-педагогическое. В общей сложности дополнительным образованием охвачено почти 900 детей.

Наибольшее число занимающихся — на художественном направлении. Определенная заслуга в этом — Ольги Васильевны Берлиной. Она увлеченный человек, педагог. Ей сразу удалось сплотить ребят. На занятиях Ольги Васильевны всегда что-то новое, интересное. Педагог умеет соединять в обучении то, чем интересуется ребенок, и что сегодня диктует время. И при этом сохранять традиции творчества, народных ремесел, что является частью нашей культуры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

108