Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

26.04.2021 18:25 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 24.04.2021 г.

Укрепляясь добрыми делами

Автор: Беседовала Диана ЛЕОНОВА

СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА — НЕ В ОГРАНИЧЕНИИ ИЗЛИШЕСТВ, А В ИЗМЕНЕНИИ СЕБЯ К ЛУЧШЕМУ

Есть у православных особенное время в году — время великого поста. Все о нем знают. В основном, знают, от каких продуктов следует отказаться. Знают, но отказаться не могут. Причин тому много: физическая немощь, тяжелая работа, духовная незрелость и так далее — у каждого свои обстоятельства. Но все знают также и о том, что время великого поста — это время, приближающее величайшее событие — светлое Христово воскресение. И, готовясь к этому празднику праздников, будут красить яйца, печь и украшать куличи. Многие придут в храм, чтобы освятить их до торжественного пасхального богослужения, а после принести домой лампадку с благодатным огнем, прилетевшим доброй вестью со святой земли. И будет великая радость.

Но пока идет Великий пост. Так как же провести оставшиеся дни, что еще можно и нужно сделать? Об этом мы спросили руководителя Кинельского епархиального центра, настоятеля храма в честь Новомучеников и Исповедников российских иерея Константина (Тимофеева).

- Благословите, отец Константин. Подскажите, пожалуйста, на что сейчас обратить внимание людям невоцерквленным?

- Всегда можно обратить внимание вовнутрь себя, более серьезно отнестись к своей духовной жизни, послушать свои мысли, рассмотреть свои поступки… Зная свои страсти, пристрастия, недобрые привычки, постараться себя в этом ограничить. Это может быть даже более действенно, нежели поститься в еде, и более важно. Ведь смысл поста не в ограничении потребления пищи, оно должно лишь помогать очищению, просветлению души. Пост — не цель, он — средство для духовного созидания.

- Так что же нужно делать?

- Добрые дела. Ведь для этого и появился пост. В древние времена тоже были люди состоятельные, которые могли себе позволить хорошее питание, и были бедные, часто голодающие люди. Знаете, почему ограничения коснулись в основном мясных и молочных продуктов? Потому что они скоропортящиеся. Хранить их долго было невозможно, продавцы рисковали и поэтому, чтобы покрыть убытки, назначали за эти продукты высокую цену. Так вот, богатые люди, отказавшись от этих дорогих продуктов на время поста, или жертвовали бедным сэкономленные деньги, или покупали для них простую, но необходимую пищу.

- А у нас теперь есть холодильники…

- Но и люди, которым нужна помощь, тоже есть. А что подчас происходит? Человек не покупает мясо, которое в пост нельзя, но покупает морепродукты, которые можно. Так вот, в этом смысле, с догматической точки зрения, курица стоимостью чуть больше ста рублей за килограмм «постнее» королевских креветок за полторы тысячи… И Преподобный Серафим Саровский говорил: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте». Если человек постится лишь ради поста — это обычная диета. Но ограничения — не ради ограничений, а ради доброделания. Будьте добрее, делайте добрые дела.

- Отец Константин, какие дни великого поста самые важные?

- Все дни. Нет неважных дней из тех, когда человек заботится о своей душе. Но особые дни, конечно, есть. За восемь дней до Пасхи Христовой, в этом году — 24 апреля, — Лазарева суббота. Этот день мы вспоминаем о чудесном воскрешении Иисусом проповедника Лазаря. Именно оно явило людям неземное происхождение Христа. Четыре дня Лазарь был мертв, находился в запечатанной большим камнем пещере. Вот что повествует нам об этом священное писание: «Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шел с учениками «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). На дороге Иисус был встречен Марфой, которой изрек: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?». Она ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27). По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «Смотри, как Он любил его». Когда подошли к пещере, в которой был погребен Лазарь, и отвалили от нее камень, Иисус стал молиться: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон». (Ин. 11:41-43). После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами». Лазарь ожил и продолжил жить, пока не состарился.

Лазарь похоронен на Кипре, его гробница расположена в одном из местных храмов. Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса как в Мессию, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» (Ин. 11:53). Понимаете — люди узнали и признали в Иисусе Божественную силу, какой и должен был обладать Мессия, который бы имел право быть царем иудейским по происхождению из рода царя Давида. И приспособившиеся уже к римскому владычеству фарисеи испугались возможных перемен. Так вот, ради мнимого благополучия не нужно бояться добрых перемен, наоборот — следует стремиться к светлому, доброму…

- Следующее за Лазаревой субботой воскресенье — любимое всеми Вербное. Православные стараются принести в дом освященные веточки вербы.

- Так мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим. Когда Сына Божиего, въезжающего на ослике в город, люди, прослышавшие о творимых Им чудесах, встречали уже как царя — пальмовыми ветвями. По сути, здесь начинается путь Христа на Голгофу и — к Воскресению. А Великий пост уже закончился. Согласно триоди постной, Великий пост (четыредесятница — сорок дней) завершается пятницей накануне Лазаревой субботы и насчитывает, таким образом, шесть недель без двух дней — Лазаревой субботы и Вербного воскресенья.

- Но до пасхи еще целая неделя.

- Страстная седмица, наполненная переживаниями, связанными с воспоминаниями о последних днях земной жизни Спасителя. Каждый день в ней именуется Великим. Великий понедельник. В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о бесплодной смоковнице (Мф. 21:18-22), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В великий вторник воспоминаются обличение Иисусом фарисеев и книжников (Мф. 23:1-39), а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15- 22) и о воскресении мертвых (Мф. 22:23-33), также о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах (Мф. 25:1-13) и талантах (Мф. 25:14-30)[6].

В великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребреников (Мф. 26:14-16). О чем должны подумать мы? О верности, бескорыстии, правде. Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению (Мф. 26:6-13)[7]. в великий четверг христиане вспоминают четыре события: тайная вечеря (Мф. 26:20-29), Омовение Христом ног ученикам (Ин. 13:3-17), Молитва Христа в Гефсиманском саду (Мф. 26:36-46), Предательство Иуды (Мф. 26:47-49). Великий четверг называют еще чистым. Но не стоит посвящать весь этот день генеральной уборке дома. Важнее очистить покаянием свою душу, исповедаться, причаститься. Вспомните о родных и близких и, если почувствуете какую-то вину перед ними, попросите прощения, очистив тем самым свою совесть.

Великая пятница. Страстная пятница. Воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя (Мф. 27:1-56). В храмах на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится Плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа. Это самый горестный и самый тихий день в году.

Великая суббота. Воспоминание о погребении Иисуса Христа (Мф. 27:57-60), пребывании Его тела во Гробе (Мф. 27:62- 66), сошествии Его душою во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью. Освящение пасхальной еды. Этот день уже предпраздничный. С трепетом в субботу мы ожидаем чуда схождения Благодатного огня и с его появлением радостно восклицаем уже: «Христос воскрес!». И с этой великой радостью встретим все 2 мая светлое Христово воскресение!

Надо ли тут что-либо разъяснять? Радуемся, прославляем жизнь с Богом земную и Вечную. Любим, сердцем и душой обнимаем друг друга. Встречаем гостей, угощаем вкусными, красивыми, освященными куличами и всем, что приготовили к Празднику.

- Ждем этого дня. Благодарим вас, отец Константин, за подробный рассказ.

- И я благодарю редакцию газеты за доброе внимание к вопросам духовной жизни горожан. Всем — надежного здоровья и легкого, умного, доброго поста.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23