Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

07.04.2021 17:54 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 07.04.2021 г.

Любить жизнь. Любить людей

Автор: Татьяна ПАХОМОВА

ЖИТЕЛЬНИЦА КИНЕЛЯ ОТМЕТИЛА СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

Именинница — Матрена Семеновна Углова. Значимым это событие можно назвать не только потому, что подобный юбилей — большая редкость, но и потому, что отмечает его женщина, которая за свою долгую жизнь, как бы трудно порой ни приходилось, не истратила душевной доброты. Без малого сорок лет проработала Матрена Семеновна сестрой милосердия, тринадцать из которых — в Кинельской центральной больнице. В день рождения, 2 апреля, в адрес именинницы звучало много поздравлений. Одними из первых ее поздравили и вручили подарок директор автономной некоммерческой организации «Центр социального обслуживания населения восточного округа» Е. Н. Акакин и его заместитель по городскому округу Н. В. Хорошилова.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И НЕЖНОСТЬ

Матрену Семеновну считает своим учителем в профессии Алла Александровна Лактионова, долгие годы проработавшая с ней в педиатрическом отделении. «С Матреной Семеновной мы познакомились в 1965 году, когда я пришла детским врачом в стационар, — рассказывает Алла Александровна. — Меня поразили ее грамотность, профессиональная собранность, внутренняя дисциплина и умение ладить с людьми. А ладить с женщинами, у которых болеют дети — непросто. Но у Матрены Семеновны это получалось, она была тактичной, сохраняла спокойствие в любой, даже в самой сложной, ситуации».

Уважение в коллективе отделения вызывали ее профессионализм и надежность. Одна из сложных манипуляций — внутривенное вливание детям раннего возраста, оно делается в вену головы малыша. Матрена Семеновна выполняла эту процедуру безупречно. Она была старшей медицинской сестрой и в число ее обязанностей входило контролировать, как стерилизуются шприцы и системы. «Я была абсолютно спокойна, что здесь никаких нарушений не будет», — говорит Алла Александровна. — Ее отличала высокая степень ответственности. Уверена, Матрена Семеновна потому и дожила до ста лет, что всегда очень любила людей, старалась помочь каждому всем, чем могла».

ЛОХВИЦА — БУХАРА

Профессионализм Матрены Семеновны, ее умение не пасовать перед трудностями и не терять самообладания, как бы тяжело не было, формировались вдали от родного дома — в одном из глухих горных районов Узбекистана, что на самой границе с Афганистаном. Семнадцатилетняя Мотя Марченко, родившаяся и выросшая на Полтавщине, в тихом и красивом местечке Лохвица, и представить не могла, какие испытания ей предстоит преодолеть, выполняя профессиональный долг.

В этот Дехканабадский район она попала в 1938 году после окончания медицинского техникума. В те годы туда направляли и партийных работников, и специалистов сельского хозяйства, и строителей. А многие местные жители, безграмотные, боялись и не хотели лечиться, не могли понять, зачем строятся дома и больницы, зачем в их жизни происходит столько перемен.

«Часто приходилось ездить по кишлакам, выявлять больных, — вспоминает Матрена Семеновна. — Там свирепствовали тиф, педикулез. А узбеки прятали своих больных, в горы увозили. Пока я не научилась сама верхом ездить, было особенно тяжело. Ведь ездить приходилось втроем: между собой и узбеком, который правил лошадью, я сажала больного. Спустимся вниз, посадим его на рыдванку и в больницу везем».

Саму Матрену Семеновну медикам пришлось спасать от тифа. Тяжело болела, еле выкарабкалась. И вот такой — худющей, бледной, с еще не отросшими волосами — Матрена и встретилась со своим Димой, Дмитрием Ивановичем Угловым. Он приехал туда к своей сестре из Кошкинского района.

«Понравилась я ему, — возвращается к воспоминаниям Матрена Семеновна. — Вскоре обнаружила у себя его записку «Мотя, давай будем дружить». Согласилась. Начал часто бывать у нас. А еще захаживал к нам Касым, сын заведующей здравотделом. И если приходили они в одно время, Касым злился и обязательно норовил сорвать с меня косынку, чтобы Дима мои остриженные волосы увидел. Дошло до того, что подрались около клуба, Диму в милицию забрали, но вскоре отпустили».

В 41-м началась война. Дмитрий Иванович ушел на фронт. Был ранен сильно, комиссован в 43-м. Из госпиталя поехал к себе в Кошки и оттуда прислал Матрене вызов. Куйбышев тогда был закрытым городом, свободно в него приехать было нельзя».

ЖИЗНЬ В РАДОСТЯХ И ЗАБОТАХ

В день приезда Матрены молодые пошли в ЗАГС и расписались. Дмитрий Иванович был круглым сиротой, у Матрены Семеновны — только мама, отец рано умер от инфаркта.

«Помощи нам ждать было неоткуда. Начинали свою семейную жизнь с чашки да ложки», — говорит наша героиня. Немного поработав начальником милиции, Дмитрий Иванович поступил в высшую партийную школу. Прежде чем уехать на учебу, привез с Украины маму Матрены Семеновны, чтобы полегче было: молодые ждали первенца. После окончания партшколы начались постоянные переезды: супруга направляли то в один район, то в другой. А в семье к тому времени росли уже двое детей. Приходилось трудно.

«Немножко «оперяться» стали, когда в 63-м году в Кинель приехали. Квартиру получили, дети подрастали уже, муж в райкоме партии работал, я — медсестрой в больнице. Я очень любила свою работу, — говорит Матрена Семеновна. — Самой большой радостью было видеть, что человек на поправку идет. Если был тяжелый случай, я чувствовала — борется человек или уже сдался. По глазам человека, по взгляду его понимала. Помню, в детском отделении лежал у нас ребеночек с токсическим поражением почек. Алла Александровна, наш врач, уже в отчаянии была. Мы делали все возможное, но состояние малыша долго оставалось тяжелым. А я знала, что выкарабкается он, по глазкам его видела, что он борется за жизнь. И точно — выздоровел, вырос крепким и сильным мужчиной».

В семье профессию Матрены Семеновны продолжила дочь Лида. Окончив мединститут, она всю жизнь проработала в Кинельской больнице. Сын Володя после авиационного института устроился в Куйбышеве на завод, создал семью. У Матрены Семеновны трое внуков и правнучка Юля — в Москве живет, заканчивает институт и уже работает журналистом в газете.

Внуки бабушку не забывают: и звонят часто, и в гости приезжают. В 2011-м году не стало Дмитрия Ивановича. Их брак длился 68 лет. Жили, по признанию Матрены Семеновны, дружно, муж был хорошим, добрым человеком. До восьмидесяти лет на даче работали. Вставали в четыре утра, садились в свой «Запорожец» и ехали отрабатывать участок. «А теперь вот даже просто картошку себе сварить — проблема. Хорошо, что есть помощница у меня — соцработник Танечка Евдокимова. Мне с ней хорошо и спокойно. Она и сготовит, и полы помоет. Если б не она, не знаю, что и делала бы. Я так жду ее. Она недавно две недели в отпуске была, а мне показалось — полгода, — делится Матрена Семеновна. — Конечно, и дочь ко мне часто приезжает, но ведь две помощницы лучше, чем одна. Особенно в моем-то возрасте. Разве ж думала я, что доживу до ста лет. Да, в разные времена довелось жить. Как жилось? Да как обычно: работали, детей поднимали, помогали внуков растить, жили своими радостями и заботами. Что, спрашиваете, главное в жизни? Главное — любить жизнь, не ворчать, не злиться, любить людей, помогать им. Тогда и они тебе тем же ответят».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

147