Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

12.05.2021 10:33 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 08.05.2021 г.

Чтобы знали и помнили

Автор: Анна ИВАНОВА
Фотоматериалы из архива Л. А. Глазковой.

ВЕТЕРАН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА СОЗДАЕТ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ С ХРОНОЛОГИЕЙ СОБЫТИЙ И СРАЖЕНИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Представители старшего поколения обеспокоены тем, что сокращение в школьной программе по истории информации о Великой Отечественной войне напрямую влияет на патриотизм молодежи. История России — это история воинского подвига. О героизме наших отцов, дедов и прадедов, ценой жизни отстоявших Родину, освободивших страны Европы от фашизма, мы не вправе забывать.

ИСТОРИЯ ВОЙНЫ — НАГЛЯДНО

Недавно в Доме молодежных организаций «Альянс молодых» появилась экспозиция «Отчизны верные сыны». На больших стендах в золоченых рамах — портреты великих полководцев, служивших на благо России в разные времена: князя Александра Невского, гетмана Богдана Хмельницкого, адмиралов Павла Нахимова и Федора Ушакова, генералиссимуса Александра Суворова, генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова. Под каждым портретом даны краткие биографические данные и описания основных побед и военных достижений выдающихся военачальников.

Орденами, учрежденными в честь великих полководцев, Россия отмечает наших современников за героические поступки во славу Отчизны. Об этом наглядно повествуют соседние с портретами материалы выставки. Эта экспозиция — лишь часть подборки материалов о Великой Отечественной войне. Составлены и оформлены в виде больших наглядных пособий экспонаты о крупнейших и решающих сражениях 1941-1945 годов; о партизанской борьбе и герояхпионерах; о тяжелой судьбе узников концлагерей и блокадников Ленинграда; о подвигах тружеников тыла и защитников Отечества на полях сражений; о смысле призывных плакатов и стихов, поднимавших в бой. Значительная часть экспонатов доставлена в «Альянс молодых» и готовится для выставки.

Эту уникальную экспозицию собственноручно изготовила жительница Кинеля, педагог с сорокалетним стажем преподавания Людмила Александровна Глазкова. Она занималась этой кропотливой, трудоемкой, но очень важной работой в течение двух лет.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ФАКТОР

Бывший учитель взялась за большой труд, потому что не может оставаться равнодушной к тому, как в современных школьных учебниках сокращен материал о Великой Отечественной войне, как скудно преподносится история России. До глубины души возмущает Людмилу Александровну, что ученики старших классов не знают имен Зои Космодемьянской и Александра Матросова, Марата Казея и Зины Портновой, имен великих военачальников, не знают об основных сражениях и переломных битвах Великой Отечественной. Мало того, некоторые считают, что войну развязал Советский Союз.

«Дети должны знать и понимать, ценой каких усилий была достигнута Победа, в полном объеме изучать важнейшие события, которые привели Советский Союз к Берлину в 1945 году, как шаг за шагом шли наши деды. Каждая битва, каждый подвиг имели свое значение. Нельзя допустить, чтобы историю «переиначивали», — с надрывом говорит Людмила Александровна. — Вот и готовлю этот наглядный материал, простой и легко запоминающийся детям. Я убеждена: воспитывать интерес к истории своей страны нужно с раннего возраста. И стараюсь на примере героических судеб соотечественников создать в представлении учащихся образ защитника Отечества, достойный памяти и уважения».

Для работы Людмила Александровна использует литературу из своей богатейшей домашней библиотеки, составляет и пишет от руки тексты, подбирает фотографии, рисунки, формирует и оформляет макеты стендов. Подготовленные эскизы несет фотодизайнеру Анастасии Караульной. Вместе они обсуждают проект каждого экспоната — форму, расположение фотографий и надписей, цветовую гамму. Затем распечатанные в фотоателье цветные плакаты Людмила Александровна отдает в багетную мастерскую для оформления под стекло и в раму. В этом ей помогает Светлана Халилова. А затем Людмила Александровна делает эскиз размещения определенной части экспозиции в зале, где с ней будут знакомиться посетители.

«Вот, пожалуйста, — раскладывает перед корреспондентами газеты свои эскизы Людмила Александровна. — Начало войны. Как мне показать? «Думай, располагай — ребенок читай и запоминай». Оборона Москвы — фотовыставка призывных плакатов «Отстоим Москву». Поэтапно раскрываю: Брестская крепость, разгром немцев под Сталинградом, оборона Севастополя, Курская битва… Например, тема «За колючей проволокой»: подвиг генерала Карбышева, дети в концлагерях, Бухенвальд, Хатынь… и так далее. Пять экспонатов — только о пионерах-героях. Разве можно пропустить такой материал?».

Эта интеллектуальная творческая работа доставляет Людмиле Александровне удовольствие, и самое большое ее желание — чтобы проект реализовался, принес пользу обществу, особенно молодежи. В свои восемьдесят четыре года учитель продолжает миссию — несет знания в мир.

В СЕМЬЕ — ВОИНЫ ОТЕЧЕСТВА

Увлеченность работой по изготовлению наглядных пособий у Л. А. Глазковой осталась еще с поры учительства. Тридцать лет Людмила Александровна преподавала биологию в школе № 45 (сейчас № 9), а затем еще десять лет вела занятия на подготовительных курсах по биологии в сельхозакадемии. По личной инициативе преподаватель школы оформила два кабинета биологии предметными экспонатами, оснастила диарамами, разнообразными методическими пособиями, классы утопали в зелени комнатных растений. В оформлении участвовали и ученики.

Тягу к интеллектуальному творчеству, к аналитической оценке исторических событий и фактов Людмила Александровна унаследовала от своего отца. Александр Павлович Лопунов — филолог, преподаватель русского языка и литературы, был первым завучем в школеновостройке № 45. А. П. Лопунов прошел всю войну до победы, был шифровальщиком, а значит — воевал на передовой.

Свой сегодняшний труд Людмила Глазкова посвящает отцу. Старший сын Людмилы Александровны после окончания школы поступил и с отличием окончил Омское высшее общевойсковое командное училище, а позже — военную академию имени М. В. Фрунзе. Сейчас Александр Валентинович Глазков служит в чине генерал-майора, на его счету — четыре командировки в «горячие точки», последние два раза — в Сирию.

Интересно, что первую часть экспозиции «Отчизны верные сыны» педагог подготовила благодаря комплекту плакатов о русских полководцах, которые ей прислали из Омского военного училища в 1984 году. Дело в том, что курсант Глазков на занятиях с использованием портретов военачальников проговорился, что его мама — учитель и занимается оформлением стендов и учебных наглядных пособий. И тогда командование училища решило переслать комплект посылкой в Кинель.

Людмила Александровна свою экспозицию еще не закончила. Некоторые подготовленные эскизы пока не удается довести до окончательного оформления — требуются средства. Поэтому ветеран педагогического труда готова продать коллекцию из домашней библиотеки — издание «Великие художники» в 40 томах, чтобы на вырученные деньги закончить экспозицию о Великой Отечественной войне.

В ТЕМУ

По стечению обстоятельств, встреча и разговор корреспондента газеты с Людмилой Александровной состоялся за несколько дней до выступления президента страны с ежегодным Посланием. И вопросы истории, изучения Великой Отечественной войны в школах, о чем с горечью говорила ветеран-педагог, прозвучали в Послании Владимира Путина. Глава государства поднял тему исторической правды и как эта правда отражается в учебниках, которые выпускаются в стране, 1941-1945 победившей фашизм.

Вот слова президента: «С удивлением смотрю, что там написано. Как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает?! Все что угодно там написано. И о втором фронте... Только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Даже не хочу комментировать».

Возможно, теперь, после того, как президент страны обратил внимание на проблему, отношение к историческому наследию несколько изменится? Более всего Людмила Александровна Глазкова надеется, что ее работа, которую она делала с присущей ей скрупулезностью и ответственностью, желанием доводить все до конечного отличного результата, будет востребована и полезна для подрастающего поколения. Душа болит у старого педагога за современных учеников, за наших с вами детей и внуков, а, стало быть, и за Россию.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27