Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

16.02.2018 12:50 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 16.02.2018 г.

Мастера швейного дела

Автор: Елена ВАСИНА. В подготовке материала оказали помощь бывшие работники ателье на северной стороне Татьяна Быкова, Ольга Анисимова, Галина Варламова.

Трудовые биографии Людмилы Петровны Нечаевой (крайняя справа) и Клавдии Петровны Мишиной (в центре) связаны с городским комбинатом бытового обслуживания. О ветеранах труда газета узнала от Людмилы Викторовны Максимовой (на фото слева).

в прежние годы городская служба быта считалась одним из ведущих предприятий кинеля

1981 год. Коллектив швейного ателье. Заведующая ателье — Т. С. Блохина (в нижнем ряду вторая справа).

бригада по пошиву мужских брюк ателье № 1 на улице Пушкина (слева направо) — портные Галина Сорокина, Валентина Алянова и бригадир Татьяна Быкова.

Старое здание ателье на северной стороне Кинеля, уже не сохранившееся.

Благодаря читательской активности рубрика «Кинельские истории» вновь появляется на страницах газеты. А это значит, корреспондентами подготовлен еще один материал о том, каким наш город был в недавнем прошлом. Экскурс в историю Кинеля середины двадцатого века связан со знаменательной датой — 55-летием со времени присвоения Кинелю статуса города областного подчинения.

Как шел Кинель по пути своего становления, какими делами отмечено время трудовых пятилеток, каким помнят прежний Кинель его жители и, главное, чья созидательная работа была вложена в его настоящее? С просьбой рассказать об этом газета обращается к вам, уважаемые читатели. И вот редакция получила очередной отклик.

В номере газеты «Неделя Кинеля» за 20 января была опубликована фотография Дома быта, что располагался на улице Демьяна Бедного. Редакция обратилась к бывшим работникам предприятия, людям, знакомым с деятельностью комбината бытового обслуживания, рассказать о службе.

Дорога поиска привела журналистов к Людмиле Викторовне Максимовой, читательнице нашей газеты. Она поделилась, что в швейном ателье городской службы быта ровно полвека проработала ее тетя Людмила Петровна Нечаева и двадцать лет профессии швеи отдала мама Людмилы Викторовны — Клавдия Петровна Мишина.

АТЕЛЬЕ НАЧАЛОСЬ

С ФРОНТОВЫХ ПОЛУШУБКОВ

Деятельность небольшой кинельской швейной артели «Красное знамя» отмечена в условиях сурового времени — шла Великая Отечественная война. Каждая портниха коллектива, численность которого тогда насчитывала чуть больше десяти человек, в основном это были девочки-подростки, должна была за два дня сшить овчинный полушубок для воюющих на фронте солдат и офицеров.

После войны жизнь входила в мирное русло, начал налаживаться быт советских граждан и на смену гимнастеркам стали приходить костюмы и нарядные платья. Стали возрастать потребности кинельцев в индивидуальном пошиве одежды. На тот момент в артели работало уже больше двадцати человек.

Как вспоминает Людмила Петровна, в середине 50-х годов было принято решение о строительстве нового швейного ателье. Здание возвели на пересечении улиц Ленина и Пушкина на северной стороне Кинеля, сейчас на этом месте расположен магазин «Магнит». Работу осуществляли пять бригад: две были задействованы на пошиве мужской одежды, две — на женской и одна специализировалась отдельно на плательном ассортименте.

МОДЕЛЬЕРЫ 60-х

В 1957 году молодым специалистом, окончив Куйбышевское швейное училище, в ателье пришла Людмила Нечаева. На тот момент у Людмилы Петровны уже имелся некоторый опыт работы — первые практические шаги в профессии она получила в одном из ателье областного центра. В совершенстве освоила всю технологию швейного дела, профессионального мастерства и способности проявила в моделировании и конструировании одежды. Это заметили мастера и отправили молодую швею учиться на закройщика.

«Учеба и работа увлекли меня, — рассказывает ветеран. — У нас в семье вообще все мастеровые. Моя бабушка Аксинья Полетаева талантливой была швеей-самоучкой. Наши предки родом с Урала, и до революции бабушка обшивала всех знатных барышень. Отец — Петр Иовович Полетаев — слыл известным в Кинеле сапожником. И нам с сестрами эти умения, способности передались. Какие в то время были виды рукоделия — всеми владели».

Работа в ателье строилась по принципу пооперационной технологии, вспоминает мастер. Приемщики встречали клиентов и оформляли заказы на индивидуальный пошив. Затем наступала очередь закройщиков. В их обязанности входила более детальная проработка заказа, начиная от выбора модели, фасона, ткани и заканчивая подбором фурнитуры. Закройщики снимали мерки и приступали к построению выкроек, а затем к раскрою ткани. Далее работа переходила в пошивочный цех.

Кроме того, закройщики выполняли и функции современных модельеров-дизайнеров. Швейное дело не стояло на месте — появлялись новые тенденции в одежде, и закройщики старались следовать духу времени. Сейчас это покажется удивительным, но в ателье на северной стороне закройщики создавали собственные модели одежды и даже проводили показы.

РАБОТА ПОРТНОГО — ТВОРЧЕСКАЯ

«Клиентов было много, — продолжает Людмила Петровна. — И чаще всего люди шли к определенному закройщику, ведь у каждого мастера свой вкус. Очередь в ателье была расписана по месяцам».

В 1965 году в стране начали создаваться республиканские министерства бытового обслуживания населения. В профильных учреждениях образования — институтах, техникумах, училищах — приступили к подготовке специалистов для отрасли. А на смену разрозненным предприятиям в сфере услуг: парикмахерским, швейным, часовым и сапожным мастерским в городах стали открывать специализированные Дома быта. Был построен такой и в Кинеле — двухэтажное здание появилось на улице Демьяна Бедного (сейчас основную площадь занимает отделение Сберегательного банка). Сюда и переехало швейное ателье с северной стороны города.

На фотографии, опубликованной в «Неделе Кинеля» за 20 января, как раз запечатлен зал приема заказов швейного ателье Дома быта. Слева у примерочных кабин — закройщик по платью Мария Андреевна Асанина общается с заказчиком, другая клиентка в это время просматривает журнал мод — их ателье выписывало специально из Москвы. Приемщик за столом работает с заказом.

В 1963 году в швейное ателье пришла работать старшая сестра Людмилы Нечаевой — Клавдия Петровна Мишина. Ее взяли работать в бригаду по пошиву верхней женской одежды. Клавдия Пет-ровна работала с мехом. Как такового, скорняжного цеха при ателье не было. Но мастеровая женщина умело справлялась со сложной работой, связанной с пошивом меховых шуб и шапок, пальто.

«Однообразия в нашей работе не было, — говорит швея. — К примеру, понравилась модель в журнале — бралась ее повторить, ведь пошив не рутинное дело, это творческий процесс. А мех — особый материал и требует к себе особого отношения. Случались интересные заказы. Помнится, принесли на реставрацию шубу, практически идеально сохранившуюся. Начала работать и на внутренней стороне обнаружила гербовую печать, которую ставили во времена еще царской России. Представляете, какого качества выделка была, если уже на тот момент шубе «исполнилось», наверное, лет семьдесят!».

В 1968 году Людмилу Петровну Нечаеву направили на курсы повышения квалификации в Ленинград. В Кинель она привезла много «модных» идей. В это время кинельский Дом быта начал принимать активное участие в областных конкурсах по конструированию одежды. Большая часть моделей в коллекции была создана закройщицей Нечаевой. Не единожды автор становилась победителем. В сфере бытового обслуживания Людмила Петровна Нечаева проработала ровно пятьдесят лет, награждена орденом Почета.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

773