Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

18.04.2019 08:26 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 [1] от 13.04.2019 г.

Это было-было...

Автор: Анна ИВАНОВА

Трудовой день железнодорожников. На заднем плане — перекидной пешеходный мост, построенный в 1961 году.

ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОЖИЛА В КИНЕЛЕ ТАТЬЯНА СЕМЕНОВНА КОМАКОВА. ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ РОДНОГО ГОРОДА СОХРАНИЛИСЬ В ПАМЯТИ И НЕМНОГОЧИСЛЕННЫХ ФОТОГРАФИЯХ УШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ

Поселок Кинель стал железнодорожной станцией с 1 января 1877 года (в этот день официально была открыта железнодорожная линия Самара — Оренбург, которая прошла через наш населенный пункт). К 1916 году ст. 1 класса Кинель была отнесена к крупнейшим железнодорожным станциям России того времени. И уже тогда начали говорить о железной дороге, как о градообразующей отрасли для Кинеля. Статус города рабочий поселок Кинель получил в военном, 1944 году.

Газета продолжает получать отклики читателей на свое обращение — вместе писать историю Кинеля того периода времени в жизни города, о котором не сохранилось документальных материалов и свидетельств. Получается, что мы вместе собираем ее по крупицам, где воспоминания кинельцев бесценны. Каждому, чье детство и юность связаны с Кинелем, кто проходил становление вместе с городом, памятны факты из своей биографии — именно из них может сложиться биография Кинеля. Ведь историю города делают его люди.

С редакцией газеты связалась коренная жительница города Татьяна Семеновна Комакова, спросила: может, газете будет интересен рассказ о том, каким в ее представлении был Кинель в военное время. Желание поделиться прошлым возникло у Татьяны Семеновны, когда она прочитала в нашей газете воспоминания Антонины Васильевны Хохловой «Город детства моего» («Неделя Кинеля», 2 марта 2019 г.).

КИНЕЛЬ ВОЕННЫЙ

Известно, вся инфраструктура рабочего поселка Кинель в те годы располагалась на северной стороне от железнодорожных путей, разделяющих город на две части. Татьяна Семеновна очень хорошо помнит, где и какие здания-учреждения находились. Примерно в том районе, где сейчас расположена железнодорожная поликлиника, только ближе к железной дороге (сейчас это улица ж.д. Советская), был клуб, там иногда «крутили» кино. Немного поодаль, на другой стороне улицы находился роддом — небольшое одноэтажное здание. Здесь в 1935 году и появилась на свет Татьяна Семеновна Борисова, а в 1945-м — ее младший брат Владимир. Сейчас этих зданий уже нет.

Недалеко от насосной станции, возле старого паровозного депо (позднее здесь находилась 4-я столовая), на горке, стояли две большие цистерны для заправки паровозов водой, а рядом был поворотный круг. На него загоняли паровозы и разворачивали их для хода в обратную сторону. О таких работах Тане рассказывал отец.

Родители Т. С. Комаковой, Семен Васильевич и Анастасия Андреевна Борисовы, были инвалидами с детства. Приехали в Кинель из Чубовки строить семейную жизнь. В октябре 1930 года С. В. Борисов устроился на ст. Кинель рабочим 4-й дистанции пути. Как рассказывали родители, жили они сначала у родственницы, позже купили часть дома у местного работника милиции. Татьяна была еще совсем маленькой, когда однажды ночью их дом подожгли. Сгорело все, остались в том, в чем выбежали на улицу. Железная дорога выделила погорельцам шпалы, и отец стал строить небольшой дом на Ташкентской площади (ныне улица Суворова).

«Комнатка была маленькая, метров 12-16, — вспоминает Татьяна Семеновна. — Кровать, стол, сундук, печка стояла и голландка — повернуться негде. Небольшой огородик, папе давали семена — выращивали какие-то овощи. Так и жили. Позже, после войны, огороды железнодорожникам наделяли на Горном, их охраняли сторожа».

На рынке (территория современного магазина «Новинка») торговали водой. «А вот кому воды холодной?!», — прорезываются в памяти выкрики продавцов с бидонами. Неподалеку в скобяном магазине покупали хозяйственную утварь, лопаты, грабли. Далее, в сторону улицы Пушкина, находилась фотография. Татьяна Семеновна помнит, как они фотографировались с мамой еще до войны. Сделанный тогда снимок сохранился в домашнем фотоальбоме.

вдоль железной дороги, продолжает наша собеседница, находилась больница и амбулатория, где вели прием пациентов, проживающих на станции и в близлежащих поселениях. После войны заведовала амбулаторией доктор Колайдо, а ее муж работал в редакции местной газеты. «Очень хорошо помню этих интеллигентных людей, они жили на Язевочной, недалеко от нас», — говорит Татьяна Семеновна.

БОРЬБА С БОЛЕЗНЯМИ

Неприглядная, но правда жизни военных лет, о которой свидетельствует Татьяна Семеновна. Проезжающие через станцию Кинель проходили обязательную санобработку в бане: вши, и очень много — была вспышка педикулеза, свойственная военному времени.

Баня с женским и мужским отделениями находилась рядом с амбулаторией, здесь же — санпропускник для обработки одежды. Без справки о прохождении санобработки билеты на дальнюю дорогу проезжающим не компостировали. В местную баню ходили и жители Кинеля, но им, в отличие от проезжающих, не выдавали по маленькому кусочку мыла, — пользовались своими средствами. В одном ряду с конторой дистанции пути находился холерный (туберкулезный) барак, и далее — морг. «Папа рассказывал, как помогал вывозить умерших на кладбище», — говорит Т. С. Комакова. Ночевали проезжающие в вагоне, который был установлен рядом с вокзалом. Кипяток набирали рядом с почтовым отделением. Во время войны почта была там же, где находится и сейчас: слева в помещении — отделение посылок, с правой стороны — телеграф.

Содержанием жилфонда и служебно-технических зданий, в том числе — и бани, занималась НГЧ. Управляющим был Хлопов. Аббревиатура НГЧ знакома всем, имеющим отношение к железной дороге, — так именуется дистанция гражданских сооружений.

ХЛЕБ

В 1943 году Татьяна Борисова пошла в школу № 46 (25), в которой в то время директорствовал Вит Ильич Стручков.

«Детям выдавали по маленькому, в полпальца, кусочку хлеба. Он был сыроватый, но хороший, вкусный для нас, — продолжает Татьяна Семеновна. — Помню, постарше уже были, с соседской девочкой-подружкой потанцуем под музыку по заявкам слушателей (в их доме дедушка радио провел) — всего и развлечений для нас было. А после 12-ти дня в школу бежим, занимались в две смены». Каждое утро ученики начинали с физзарядки на улице. А вот школьный физкультурный зал, где имелись «козел», канат и лыжи для зимних занятий, располагался в здании № 39 по улице, где находились дома железнодорожников.

Для полноты передачи картины Кинеля в военные-послевоенные годы перечисляет Татьяна Семеновна местонахождение всех основных организаций в рабочем поселке. Милиция, Госбанк, магазин «полукаменный», на втором этаже которого находился суд. Здание ЗАГСа и пожарная часть, где были наготове наполненные водой бочки, и когда телеги с бочками спешили на пожар, у впряженной лошади громко звенел колокольчик. Прокуратура, молочный завод, два помещения военкомата, здание артели инвалидов, где шили одежду для отправки на фронт.

Контора ОРСа (отдел рабочего снабжения железной дороги), контора торга, хлебопекарня и 4-й магазин, в котором продавали хлеб. Хлеб выдавали по карточкам. Карточки были похожи на теперешние лотерейные билеты, в таблице было прописано количество граммов на каждую дату. Номер очереди писали химическим карандашом на ладони. Однажды Татьяна с подругой, чтобы не потерять очередь, ночевали в сторожевой каморке Госбанка (папа соседской девочки в финансовом учреждении работал сторожем).

Только в середине 50-х годов в конце улицы Советская был построен железнодорожный хлебозавод — первое хлебопекарное предприятие в Кинеле. С вводом его в эксплуатацию было облегчено положение по снабжению населения хлебом.

И еще несколько исторических фактов. В низине от дороги к поселку Луговой население рыло окопы. Анастасию Андреевну, маму Татьяны, также привлекали на эти работы. Выдавали хлеб и колбасу — тоненькую сухую палочку.

У поселка Луговой на противоположный берег реки Большой Кинель переправлялись на пароме. Паром был достаточно большой, примерно на две телеги. Передвигали его с помощью канатов с берега. И потом через СХИ ехали в Чубовку, Бузаевку, Сырейку. А вот в районе поселка Культура реку можно было перейти вброд до поселка Мельницы и добраться к родственникам. Купаться в реке ходили за поселок Луговой.

На Ташкентской площади, аккурат за теперешней улицей Суворова (там не было озера раньше) располагалось управление колхоза имени Крупской, здесь же находились коровник, овчарня и загон для выгула скота — калда.

БОЛЬШОЙ ТРУЖЕНИК

С теплотой и гордостью рассказывает Татьяна Семеновна о своем отце, который всю трудовую жизнь посвятил железной дороге, был хорошим семьянином, уважаемым человеком.

Семен Васильевич Борисов работал путевым обходчиком с 1930 года до выхода на пенсию в 1965-м. Доверенный Семену Васильевичу участок железнодорожного полотна по станции Кинель всегда был в образцовом состоянии. Как написали о нем в газете «Путь к коммунизму» в январе 1965 года, все тридцать пять лет С. В. Борисов работал «без сучка и задоринки», имел 25 поощрений от руководства ПЧ-4 (ПЧ-22, ПЧ-12) Куйбышевской железной дороги. За самоотверженный труд в период войны, высокие производственные показатели Семен Васильевич Борисов был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», в 1951 году — орденом Трудового Красного Знамени, имел звание Ударника коммунистического труда, в 1963-м Министерством путей сообщения СССР отмечен знаком «Отличный путеец».

В Кинеле всю жизнь

Татьяна Семеновна закончила 7 классов. Получив аттестат, сразу начала трудовую деятельность. Два года работала в райсельхозотделе машинисткой. Затем — двадцать пять лет в организации «Водрем-27» (строительно-монтажный поезд № 15).

Из материалов официального сайта администрации городского округа Кинель

В 1953 году «Водрем-27» был передислоцирован на ст. Кинель для строительства объектов по обеспечению предприятий железнодорожного узла и жителей города водой. Коллектив «Водрем-27» построил очистные сооружения по очистке воды (водоумягчитель) на реке Кинель, канализационные очистные сооружения. Уложено и введено в эксплуатацию 80 километров водопроводных сетей, установлено 100 водоразборных колонок. В Кинеле «Водрем-27» работал до 1977 года, затем был объединен с СМП-309 и передислоцирован в город Куйбышев.

Татьяна Семеновна Комакова, инспектор по кадрам и спецработе, отказалась переехать на новое место расположения организации «Водрем-27». перешла работать в районную сельхозтехнику, где трудилась пятнадцать лет до выхода на заслуженный отдых.

Дети военного времени. Ученица 4 «б» класса Таня Борисова в верхнем ряду крайняя справа.

Орденоносец Семен Васильевич Борисов.

Октябрь 1958 года. Путевой обходчик С. В. Борисов на своем участке с рабочим инструментом.

Май 1940 года. Снимок сделан в фотоателье. Маленькая Таня с мамой и любимой куклой-матрешкой.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

562