Неуловимое прекрасное
В ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ КАРТИН ПОСЕТИТЕЛИ ВЫСТАВКИ УВИДЕЛИ НОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ГРАНИ ХУДОЖНИЦЫ
Алексеевцы всегда с нетерпением ждут новых работ Лилии Сафоновой, чтобы ими восхититься, удивиться, зарядиться энергетикой добра и красоты. Такими словами директор Дома культуры «Дружба» В. Г. Захаров открыл персональную выставку картин художницы под названием «Цветная фантазия».
НАПОЛНЕНЫ СВЕТОМ И ЦВЕТОМ
Небольшой зал не позволяет разместить большое количество полотен, и потому они собраны тематически. К тому же часть работ представлена еще и на других выставочных площадках в Самаре и Кинеле. Серия картин готовится к экспозиции в Губернской Думе, другая отправится в Америку.
Надо отметить, что на каждой последующей выставке художница показывает себя уже другой, с иным настроением и состоянием души. Демонстрирует следующий этап своего творческого развития — и перед нами встает новый автор.
Работы, вошедшие в выставку, которая открылась в ДК «Дружба», наполнены светом и цветом. Лилия Сафонова объясняет: «При написании картин я ушла от темных тонов, классических основ. Вот для сравнения здесь представлены мои прежние натюрморты, это классика жанра. Сейчас я кроме красок использую различные материалы, мне нравится миксовать, применять новые техники, которые меня увлекли и открыли интерес к различным направлениям. Гармония начинается с цветового пятна — а что из него выльется в конечном итоге я и сама не знаю. Живопись — моя любовь, это мои эмоции, а они не могут быть безликими».
СЛОВО — ПОЧИТАТЕЛЯМ ТАЛАНТА
Посетители разошлись по залу, подолгу останавливаясь у той картины, которая вызывает личный душевный отклик и гармонию. На вернисаже журналист лишь внимал словам и впечатлениям почитателей творчества Лилии Сафоновой. Из их откровений и сложилась рецензия на выставку.
Константин Никитин, яхтсмен, участник парусных регат по Волге, друг семьи, вступил в диалог: «А я при этом Репина вспомнил, как он выезжал в глубинку — писал там этюды. И Лиля на своих пленэрах наполняется вдохновением, впитывает иную природу. Из этих поездок возвращается одухотворенной, совершенно другой».
Любопытно, какой картине отдаст предпочтение этот мужчина? Так и есть. Не зря мир делится на мужчин и женщин, Константин указал на коллаж: «Тут все родное, волжское. Наша, мужская тема. Понравился творческий прием, при написании натюрморта с раками Лиля использовала газету». При этом Константина тронул и другой сюжет. Глядя на картину «Персики цветут», он сказал: «Тут сама нежность, природы пробуждение. Это как по весне в сердце чувствуешь радостный толчок».
Михаил Михайлов выбрал картину с маками. Алые, будоражащие воображение цветы на переднем плане, а что за ними там, в глубине в темном сгустке красок — уже не так важно. Но нет, и туда манит заглянуть. Разгадать тайну.
У его жены Гузель другое предпочтение — нежное, женское. Завороженными глазами смотрит на зимний пейзаж: «Сколько здесь света, пастельных тонов. Кажется, снег пропитан солнцем, лучи золотят и розовят кроны деревьев. Нет ощущения зимней стужи, сковывающего холода, напротив, воздух наполнен радостным предчувствием — весна не за горами. Такое яркое Сретение». А дальше уже жизненное наблюдение: «Мы соседи Лилии Сафоновой, часто видим, как она в любую погоду часами работает с этюдником. Зато картины рождаются легкие, восприимчивые».
Как-то самарский художник Юрий Ивукин дал меткую характеристику творчеству Сафоновой: «У Лилии — рука твердая, мазки сильные, смелые, как у мужчины, а работы получаются женские — нежно-обволакивающие».
КРЫМСКАЯ ВЕСНА
Центральное место в экспозиции отдано крымской серии, и эти картины разительно отличаются от других полотен. Лиля писала их в Бахчисарае. Южный колорит ранней весны передан тонко — зритель получает ощущение присутствия там, в море солнца и зарождающегося тепла.
Она пишет пейзажи особыми красками, с глубокими цветовыми оттенками. Картины наполнены воздухом — прозрачным, трепещущим от наслоения света. Крымский колорит отличается от природы нашей средней полосы. Нежные краски умиротворяют. Цветущие персики окутаны розовой пеленой цветков. Утро в горном селении спокойное, тихое. Глиняные мазанки, высокие дувалы — тут время застыло с пушкинских времен, и, кажется, людей не затронула бурно развивающаяся технореволюция. Здесь живут неспешно. Между тем Лилия вспоминает: «У каждой картины своя история, своя жизнь. В Бахчисарае было жутко холодно, особенно по утрам в горах. Мерзла, но надо было схватить утренние часы, закаты дня. Ранний апрель — все цветет, глаз не оторвать от цветущих плодовых деревьев».
Некоторым из гостей импонируют «деревенские» пейзажи. Сердцу милы неспешность, вековой устой. А для художника и половодье, и распутица отрада — ее краски богаты нюансами.
КАРТИНЫ — НОСТАЛЬГИЯ
Жительница Алексеевки в одной из работ узнала свою многоэтажку на улице Советская. Дому — за шестьдесят лет, со временем уйдет под снос. А на картине останется память. Частенько на старых улицах жители видят художницу с мольбертом, часами рисующую их уголок жизни.
Лиля Сафонова ведет занятия в художественных кружках в Алексеевке и в Центре культурного развития в Кинеле. На открытие выставки пришли ее воспитанники и не скрывали восторга от картин своего наставника. Да и сама Лиля вдохновлена: «Я в себе открыла абсолютно нового человека — оказывается, учить детей рисовать это даже больше не отдавать знания, а приобретать. В детях мощная энергетика, они наполняют меня позитивом. И я по иному теперь смотрю на мир, на ребят — на их и свое творчество».
Навеянные ассоциации ведут нас к картинам «Карусель», «Масленица». Они «сотканы» из детских воспоминаний Лилии, и, как лоскутное одеяло, состоят из ярких фрагментов. В них восприятие себя — юного создания. А мы, созерцая картины, улыбаемся, вытаскиваем из памяти свое детство.
С Наташей Зацепилиной, подругой художницы, переходим от одной работы к другой. Она передает свои ощущения: «Картины Лили всегда яркие, насыщенные. В них нет стандарта, вышколенности. В одних проскальзывает ностальгия по деревне, ведь некоторые моменты уходят из нашей жизни безвозвратно. Использует разные техники, но всегда присутствуют эмоции. И глядя на ее полотна, купаешься в лучезарности».
В ГЛАЗАХ ХУДОЖНИКА — СЧАСТЬЕ
Лилия подошла к нам, разоткровенничалась: «Мне приснился сон. Женщина дает мне ключ:
- Возьми, ты откроешь дверь и полетишь.
- Но я не умею летать!
- Нет, ты умеешь летать. Иди.
И вдруг у меня вырастают огромные крылья, и я лечу. Вдруг вокруг меня, также как я, планируют много творческих людей, тоже очарованных. Вокруг краски — непередаваемые цветовые композиции! Поняла, что я на простор должна выпустить себя совсем другую, готовую к абстракциям. Какой я буду завтра — не знаю. Но своих почитателей обязательно удивлю, возможно, даже и себя. Я должна открыть себя другую».
В глазах этой женщины — счастье. Ей дано в этом мире видеть то, что мы не ощущаем и не осязаем. И это неуловимое прекрасное она в своих картинах дарит нам.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.