Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

04.12.2018 13:26 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 [1] от 01.12.2018 г.

И слово поэта отзовётся...

Автор: Мария КОШЕЛЕВА

Софья Габдрахманова читала на конкурсе сказку собственного сочинения.

УЧАСТНИКАМИ СЕМНАДЦАТЫХ ОБЛАСТНЫХ СМОЛЯКОВСКИХ ЧТЕНИЙ СТАЛИ ШКОЛЬНИКИ ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ ГУБЕРНИИ

«Человек с пылающей душой» — так в одном из своих стихотворений сказал о себе учитель и поэт, солдат Великой Отечественной войны Николай Антонович Смоляков. В его поэзии — простые истины: любовь к жизни и к родному краю, крепкая дружба и беззаветное служение своему делу. Оставленное учителем творческое наследие продолжает жить.

В СТАТУСЕ ОБЛАСТНЫХ

Семнадцать лет назад в усть-кинельской школе № 2 зародилась традиция: в день рождения поэта, 23 ноября, проводить Смоляковские чтения. В 2007 году чтения стали окружными, а три года назад получили статус областных и проводятся в формате литературно-краеведческого конкурса.

Все больше юных чтецов, поэтов, авторов прозы и художников откликаются на творческий призыв. В этом году организаторы конкурса приняли 366 заявок от участников из Самары и Отрадного, Жигулевска и Чапаевска, Похвистнево и Похвистневского района, Ставропольского и Красноярского, Кинель-Черкасского и Богатовского, Пестравского и Большечерниговского, Большеглушицкого, Красноармейского и Приволжского районов. Самым большим, более 230, было представительство учащихся городского округа Кинель и муниципального района Кинельский.

ИСТОРИЯ ПОЖЕЛТЕВШИХ ЛИСТКОВ

На открытии к участникам конкурса обратился директор школы № 2 Ю. А. Плотников. «Мы рады, что с каждым годом в Чтениях принимает участие все больше детей из разных уголков нашей губернии, — сказал Юрий Алексеевич. — Это значит, что поэтическое слово Николая Смолякова отзывается в ваших сердцах, побуждает творить, познавать, любить окружающий мир так, как любил его Николай Антонович. А для нас Смоляковские чтения — настоящий праздник, ведь мы видим столько юных талантов».

Много лет назад супруга поэта Валентина Александровна Смолякова, принесла в школу пожелтевшие листы — рукописи Николая Антоновича. Учителя и дети бережно разбирали этот архив. В 2003 году в школе состоялась презентация сборника Н. А. Смолякова «Человек с пылающей душой».

Педагоги усть-кинельской школы всегда приглашают на Чтения родных учителя и поэта. Юные таланты в этот раз приветствовала дочь Н. А. Смолякова — Людмила Николаевна Борисова, поблагодарила за интерес к поэзии отца.

Вдохновленные напутствиями и созданной творческой атмосферой участники разошлись по секциям.

ПРОБЫ ПЕРА, КРАСКИ НА БУМАГЕ

В этом году организаторы литературно-краеведческого конкурса решили расширить границы привычной программы. Участников ожидало сразу несколько нововведений. Одно из них — возвращение в секцию «Творчество юных» номинации «Проза».

Ученица четвертого класса школы села Сырейка Софья Габдрахманова привезла в Усть-Кинельский сказку «Ромашкин дом», в которой поведала об удивительной истории названия села Бугры. «Мне очень нравится изучать историю того места, где я живу, — рассказала Софья нашей газете. — В этом мне помогают родители, учителя. Сказка «Ромашкин дом» не единственная, у меня есть и другие. Например, о том, как в Бугры пришло электричество. И я обязательно буду создавать новые!».

В младшей группе, среди учащихся 3-7 классов, Софья заняла второе место. Это не первая награда увлеченной школьницы — девочка занимала призовые места во многих профильных конкурсах. «Читать дочь начала с пяти лет — и практически в то же время появился интерес к краеведению, — рассказывает мама, Наталья Валерьевна. — Мы поддерживаем стремление. Сказки Софьи — это большая литературная и краеведческая работа. Она общалась со старожилами нашего села, вместе со взрослыми искала информацию в архиве».

Еще одна новация — в секции художников-иллюстраторов. Если раньше ребята создавали иллюстрации по стихам Н. А. Смолякова дома, то в этот раз учебные классы превратились в творческий пленэр. Художников не ограничивали ни в стилях или техниках, ни в используемых материалах. Главное условие — соответствие иллюстрации тексту стихотворения. «Содержательную» часть работы оценивали педагоги-литераторы.

«Сегодня мы видим, что детей вдохновляет поэзия Николая Смолякова, — отметила представитель жюри, учитель русского языка и литературы школы села Угорье Ирина Михайловна Колесникова. — Многие ребята правильно поняли, о чем говорит поэт в своих произведениях, и смогли передать это в иллюстрациях».

«Техническую» часть, композицию, соблюдение техники рисования оценивали учителя изобразительного искусства. «Для своих иллюстраций дети выбрали разные техники и материалы, — рассказала педагог Центра дополнительного образования «Вундеркинд» поселка Усть-Кинельский Светлана Вячеславовна Бочкарева. — Очень интересные работы есть в каждой группе. Например, один из юных художников изобразил изгиб реки в виде платья девушки. Необычные и технически сложные иллюстрации получились у участников старшей группы. Здесь, помимо акварельных и гуашевых, есть графические работы. Назвать победителей было сложно».

Высокую оценку в своей возрастной категории получила постоянная участница чтений Анастасия Ананьева. «Девочка» из одноименного стихотворения Н. А. Смолякова получилась реалистичной и сказочной одновременно. «Меня очень тронуло это стихотворение, — призналась Анастасия. — Оно о том, как важно не смотреть на мир через разноцветное стекло, а видеть настоящую красоту вокруг себя. Хотелось передать главную идею автора. Новый формат работы секции мне понравился: времени было не так много, всего два часа, но я успела завершить иллюстрацию. Такой формат позволяет по-настоящему раскрыться, мобилизоваться, понять, на что ты действительно способен».

ДОМ. РОДНОЙ КРАЙ. ОТЕЧЕСТВО

Самой многочисленной, более 120 участников, оказалась секция юных чтецов. Ученик отрадненской школы № 8 Никита Киселев признается, что за живое его задели строки усть-кинельского поэта о войне: «Стихотворение «Это было» — диалог поколения военного времени и юного, не видавшего войны. И очень важно прочитать его с правильной интонацией, с нужными эмоциями. А еще важнее — не забывать то, о чем писал Николай Антонович, помнить ветеранов, уважать их подвиги».

Звучало на Чтениях и стихотворение Н. А. Смолякова «Учительница». «Выбирая из сборника Николая Антоновича произведение, решила читать «Учительницу», — поделилась гостья из Большечерниговского района, пятиклассница школы поселка Пензено Севинч Абдуллаева. — Даже если не займу призовое место — не страшно. Это выступление я хочу посвятить своим учителям». Кстати, в школе, которую представила на конкурсе Севинч, всего пятьдесят три ученика. И восемь из них (то есть, почти двадцать процентов школьников) стали участниками Смоляковских чтений.

Довольно многочисленной была и четвертая конкурсная номинация — «Выразительное чтение стихотворений поэтов Самарского края». Десятиклассница чубовской школы Анна Гончарова представила жюри стихотворение Л. Пахилко, а ученица школы поселка Комсомольский Любовь Осянина выбрала для выступления поэтические строки Д. Гиматдиновой. Звучали в школьных кабинетах произведения и других авторов Самарского края, в том числе наших земляков — Дианы Леоновой, Петра Петрищева.

Награждение и подробный разбор творческих работ в этом году провели на секциях. Дипломы за успешное выступление в своих номинациях получил каждый участник, победители — почетные грамоты. Человеку с пылающей душой удалось зажечь своим творчеством юные сердца, а значит участники Чтений встретятся вновь следующей осенью.

Никита Киселев из города Отрадный.

Дамир Мустафенов, Большечерниговский район.

За два часа художникам нужно было создать иллюстрации к стихотворениям Н. А. Смолякова.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

198