Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 12.02.2019 г.

Бывших афганцев не бывает

Автор: Нина БУХВАЛОВА

Дрова в Афганистане были в цене. Раздобыть их — большая удача. В условиях войны советские солдаты все же не теряли чувство юмора.

«МЫ ВЫПОЛНЯЛИ ПРИКАЗ РОДИНЫ И ПОНИМАЛИ, ЧТО ДОЛЖНЫ ОТСТОЯТЬ ЭТОТ РУБЕЖ», — ГОВОРИТ УЧАСТНИК БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЩЕННИК КИНЕЛЬСКОГО ХРАМА ОТЕЦ МИХАИЛ

От службы в армии до службы в православном храме — путь в двадцать с лишним лет.

Готовясь к памятной дате, редакция задалась целью найти тех участников боевых действий, которые еще не попадали в поле зрения журналистов. Мы узнали о Михаиле Николаевиче Советкине. Планировалось посетить урок мужества в школе № 3 с его участием, к которому совместно готовились педагоги и сотрудники библиотеки-филиала № 3.

Но встречу отменили из-за карантина по гриппу. Тем не менее, беседа состоялась.

Клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери на северной стороне города Кинеля иерей Михаил Советкин в 1984-1986 годах проходил службу в Афганистане.

ДО ПОЧТЫ ДАЛЕКО

26 октября 1984 года девятнадцатилетнего Михаила по окончании Куйбышевского металлургического техникума призвали в армию. Из учебного центра для подготовки военнослужащих рядового Советкина направили в одну из воинских частей, расположенных в Демократической республике Афганистан.

Призванные новички понимали: в горячей точке ставка одна — жизнь. «Груз 200» на родину доставляли все чаще. Теперь мы знаем, что за десять лет военного конфликта потери Советского Союза составили более 15 тысяч человек.

Родители Михаила не сразу узнали, где служит их сын. Он первое время не решался сообщить им такую весть, боялся расстроить. Позднее, из-за особенностей боевой обстановки долгое время сообщения с Союзом не было. Естественно, почта не отправлялась. Наконец пришло письмо от отца: «Ты что так долго не пишешь?». Пришлось ответить: «Папа, я теперь в другом месте, до почты далековато…».

У МИН И ПУЛЬ

НЕТ «СВОИХ»

Михаил Николаевич вспоминает: «Столкновения были, но далеко не каждый день. К сожалению, без потерь боевых товарищей не обошлось. Погиб мой друг Виктор Науменко из Беларуси. Послали ребят за водой. И на обратном пути он, как сапер, шел первым, в темноте подорвался на «растяжке». Причем, на нашей…».

Отец Михаил в декабре 1985 года сам оказался на волоске от смерти во время боевого выхода. Группа вышла на перехват каравана. Головной дозор проследовал вперед. Рядовой Советкин шел третьим в основной группе. Впереди командир группы, майор, за ним капитан, следом другие бойцы. Майор поворачивается, предупреждает: «Растяжка!». Капитан не услышал, и сделал шаг. Зацепил проволоку. Запал взорвался. Все замерли: ни живы ни мертвы. Секунда проходит… две… три… пять… десять — взрыва нет. Живы!

Повезло — это еще мягко сказано, им судьба подарила один шанс из тысячи. Радиус поражения гранаты Ф-1 по ТТХ — около 200 метров. А на Михаиле, ко всему, еще было штатное оружие — АК-74 с подствольным гранатометом и полным комплектом гранат.

ВОЙНА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ

Опытные старшие военнослужащие учили прибывших тактике на поле боя и выживанию в боевых условиях. Строго относились и к требованиям устава караульной службы — не спать в боевом охранении! Стоит часовому задремать, как моджахеды воспользуются моментом — могли всех спящих бойцов зарезать. Обмундирование с боекомплектом по уставу требовалось надеть за пять минут, «деды» научили управляться за две-три минуты. А цена этих минут — жизнь.

Исправное оружие — обязательное условие выживания в бою. Эту науку Михаил Советкин через себя пропустил. Как-то, после ночной засады оружие положил на землю. Пока собирались в обратную дорогу, автомат настолько засыпало песком, что затворная рама не двигалась. Тот случай стал наукой на все время службы.

«Там, в Афганистане, мы были уверены, что выполняем приказ Родины — говорит Михаил Николаевич. — Наши ребята воевали десять горячих лет. И если бы Родина приказала, воевали бы и дальше. До сих пор, через тридцать лет после тех событий, идут споры о правильности принятых тогда решений. Я просто хочу напомнить — мы там понимали, если не отстоим рубеж «Афганистан», через несколько лет нам придется воевать уже на территории Советского союза — в Таджикистане, Узбекистане против тех же моджахедов или им сочувствующих. Так оно и получилось. Сейчас, когда в мире складывается похожая обстановка, мы должны вспомнить уроки Афганистана для без-опасности нашей страны».

ЛИХИЕ 90-е…

Вернувшихся в СССР воинов-интернационалистов ждало разочарование. Михаил Николаевич дает оценку тому времени: «В Афганистане все было по-честному. Какой ты есть, такой и есть. А дома шла перестройка, и все перевернулось с ног на голову, некоторые стали жить по волчьим законам. Тяжелое было время».

В 1990-е годы Михаил Советкин, усвоив правила боевого товарищества, участвовал в социализации «афганцев». На заводе «Прогресс» работал мастером цеха и отстаивал права трудящихся. Для работников вредного производства добился талонов на бесплатное питание, было-то совсем худо — по полгода не давали зарплату.

Потом начал пробовать себя в бизнесе. Открыл пекарню в Тольятти. Начинающему предпринимателю говорили: «Ты из белой муки хлеб печешь? Это же дорого! Добавляй ржаную, разрыхлитель, отбеливатель. Так выгоднее!». Он на сделку с совестью не пошел. Хлебопекарный бизнес не состоялся. А вот на запчастях дела пошли куда успешнее. Советкин получил патент на изготовление на своем предприятии брызговиков для иномарок, которые ставили и на отечественные автомобили.

ДЛИННАЯ ДОРОГА К БОГУ

Михаила, прибывшего из горячей точки, Владыка Иоанн (Снычев) взял грузчиком в свечную мастерскую. Тогда еще Владыка сказал ему: «Готовься стать священником!». А Михаил все пытался идти своим путем. К принятию сана шел долгих двадцать четыре года!

Окончил Самарскую православную духовную семинарию, но никак не мог оставить бизнес. Решающий шаг заставил сделать кризис 2008 года, когда рынок автозапчастей основательно просел. Был рукоположен в сан диакона, затем в сан иерея епископом Кинельским и Безенчукским Софронием в августе 2012 года. В храме на северной стороне Кинеля священник ведет службы. При штабе 15-й Александрийской миротворческой отдельной мотострелковой бригады отец Михаил служит помощником командира бригады по работе с верующими. Принимает непосредственное участие в выполнении поставленных задач.

Командование миротворческой блигады активно сотрудничает с администрацией городского округа Кинель. Так, для проведения областной военно-патриотической акции «День призывника», состоявшейся в нашем городе, военнослужащие 15-й бригады на площади Мира представили военную технику, провели показательные выступления по рукопашному бою.

ПРАВДА ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА

Еще об одной истории, начавшейся около тридцати лет назад, нам хотелось бы рассказать. В самарской православной газете «Благовест» в статье «Он выбрал Вечность» генерал-майор в отставке Владимир Семенович Прытков, рассказывая о своей военной службе в горячих точках, в пример истинного мужества советских солдат привел героический поступок десантника Всеволода Петрова.

Под Кабулом моджахеды захватили в плен русского солдата. Его жестоко избивали, предлагали вступить в банду, принять ислам. Десантник дважды попытался сбежать — поймали, посадили на цепь. Даже враги были поражены его силой духа. Пленника публично расстреляли на границе с Пакистаном. Хотя на Родине его долгое время считали предателем.

Отец Михаил (Советкин) вместе с генерал-майором в отставке и коррес-пондентом газеты «Благовест» нашли мать героя-афганца в Новгороде, восстановив доброе имя ее сына, совершившего подвиг.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

114