Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

08.05.2019 13:06 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 [1] от 08.05.2019 г.

От имени и по поручению

Автор: Нина БУХВАЛОВА

Сын и внучка героя Великой Отечественной с документом, свидетельствующим о подвиге рядового красноармейца Плотникова А. А.

ЦЕННОЙ РЕЛИКВИЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ СТАЛО НАГРАДНОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ СОЛДАТА ВОЙНЫ

Знакомство с уникальной историей, возвратившей нас, журналистов, и нашего читателя в военное время, состоялось недавно в редакции. С просьбой поговорить с кем-нибудь из журналистов обратился пожилой мужчина. Представился и сразу перешел к сути визита: «Я Плотников Вениамин Александрович. Вот хочу рассказать, как получил за отца боевую награду». В руках гость редакции держал наградное удостоверение с таким текстом: «Плотников Александр Андреевич награждается медалью «За отвагу». Приказ командира 129-й танковой бригады от 3 декабря 1943 года».

В ПОХОРОНКУ СЕМЬЯ НЕ ВЕРИЛА

Даже спустя семь с лишним десятилетий война не отпускает. Ее горькое и печальное эхо отзывается в семьях героев, когда через многолетние и, порой, безрезультатные поиски они находят могилы павших солдат — своих близких, когда боевые награды вручаются родным защитников Родины. И это красноречивое подтверждение тому, что совершенный ими подвиг бессмертен.

Так, в истории Вениамина Александровича документы на награду, к которой был представлен его погибший на фронте отец, были восстановлены лишь через семьдесят три года. Удостоверение на солдатскую медаль сын красноармейца получил в военном комиссариате города Кинеля и Кинельского района. Военком, вручая документ, официально произнес: «От имени и по поручению…».

Вениамин Александрович о времени суровом военном практически ничего не помнит. Отца забрали на фронт, когда Вене было всего четыре года. В памяти остался лишь небольшой эпизод — утром у двора стояла повозка с запряженной лошадью, и было много людей. Женщины плакали. Село провожало новобранцев на войну.

Позже зимними ночами мать плакала, детвора спала в передней избе на печи и слышала горькие причитания женщины. Она долго не верила, что отца убили. Он в видениях приходил, успокаивал, чтоб не голодно было — говорил, что в сенцах рыбу оставил. Мать плакала и крестилась.

Плотниковы жили в селе Красно-самарское. В крестьянской семье не сохранилось ни одной фотографии фронтовика. Позднее мать вышла во второй раз замуж, о войне в новой семье говорить было не принято. Послевоенная жизнь была тяжелая и голодная.

Вениамин в пятнадцать лет поступил в Чапаевский технологический техникум, но бросил, не выдержал голодной неустроенности вдали от дома. В Куйбышеве в ремесленном училище учился на слесаря промышленного оборудования — там материальное обеспечение было получше. «Рукастый» парень по окончании училища получил 5 разряд. В армии служил на Бурятско-Монгольской границе. Работал слесарем, сварщиком, водителем — был ударником социалистического труда. В Кинеле на транспортном предприятии трудился до 1985 года, здесь сначала выполнял рейсы на междугородном автобусе маршрута № 126, а затем на общественном транспорте возил сельских жителей.

О НАГРАДЕ УЗНАЛИ ИЗ ВОЕННЫХ АРХИВОВ

Поиски без вести пропавшего деда начала внучка солдата Великой отечественной войны и дочь Вениамина Александровича — Татьяна Коржавина.

Надо отдать должное учителю математики школы-интерната № 9 в ее стремлении разузнать судьбу своего предка. Татьяна Вениаминовна говорит: «Мы не имели никаких сведений о нашем участнике войны, папа был совсем маленький, ничего о своем отце не помнит. Искать начала буквально с чистого листа — фамилии и имени деда. Остальное — догадки, сопоставление фактов. Когда я начала поиски, предполагала, что на фронт его забрали в 1941 году, а погиб он в 1943-м.

Сведений были — крохи. На сайте «Подвиг народа» по фамилии, имени и отчеству, как у деда, числилось 30 человек. В другом направлении, по месту призыва — Кинельский РВК Куйбышевской области, получила один результат. Эти данные совпали: Плотников Александр, рожден в селе Мача Кинельского района (так прежде называлось Красно-самарское). Далее сделала запрос в Центральный архив Минобороны (г. Подольск), приложила копии документов с поискового сайта. Из архива сообщили, что дед не получил награду, предложили обратиться в военкомат призыва. Через полгода отцу вручили свидетельство о награде».

ПОИСКИ ПО РАЗНЫМ ИСТОЧНИКАМ

Целый год, как рассказывает Татьяна Вениаминовна, она вела поиски, чтобы узнать боевой путь деда.

Картина постепенно складывалась. Из полученных сведений стало известно, что Александр Андреевич — рядовой 114-го инженерно-саперного батальона 6-й инженерной саперной бригады, год рождения — 1898, призван Кинельским военкоматом в ноябре 1941 года. В наградном листе, подготовленном командиром инженерно-саперного баталь-она майором Меньщиковым 4 июля 1943 года, говорилось:

«5 июля 1943 года во время наступ-ления противника на нашу оборону в районе 151 саперного полка показал стойкость, мужество и отвагу в борьбе за нашу Родину. Товарищ Плотников, выполняя приказ командира взвода, под сильным ружейно-пулеметным и минометным огнем противника произвел подноску и установку мин в количестве 28 штук. Минирование проделал в момент упорного наступления врага, тем самым способствовал задержанию наступления противника на наш передний край обороны. За проявленную отвагу и смелость красноармеец Плотников заслуживает награждения медалью «За отвагу».

До этого свидетельства Татьяна Вениаминовна нашла приказ военного руководства, датируемый декабрем 1943 года и подтверждающий назначение награды.

Заинтересовалась, почему наградные документы на военнослужащего в инженерно-саперном батальоне были подготовлены в июле 43 года, а приказ о награде вышел только в декабре.

В документе указывались коды ранения солдата. Вероятно, после лечения Плотникова перевели уже в 129-й мотострелковый батальон. По базе «Мемориал» внучка фронтовика отыскала донесение о безвозвратных потерях. В них указывается, что Плотников А. А. умер 12 декабря 1943 года, место захоронения — Житомирская область, Потиевский район, село Пиружки.

Еще один интересный документ оказался в руках Татьяны. С идентичными данными на Плотникова А. А. (призывавшегося из Кинельского РВК), но уже стрелка 1 стрелковой роты 129 мотострелкового батальона, она нашла еще одни наградные документы. В них капитан Смоляков описывает, как красноармеец-стрелок Плотников во время боевых действий батальона в районе Озеры показал себя мужественным и храбрым: «Будучи посланным в разведку, товарищ Плотников задачу выполнил, привел языка и принес две немецкие винтовки. Во время боя, ведя сосредоточенный огонь, подбил и вывел из строя пулеметную точку противника. Товарищ Плотников имеет на своем счету 18 уничтоженных немцев. Вывод: достоин награждения орденом Красной Звезды».

НЕ ВСЕ ЕЩЕ В БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНО

Татьяна Вениаминовна нашла список к учетной карточке первичного воинского захоронения в с. Пиружки, это персональные данные о 113 солдатах и офицерах, похороненных в братской могиле № 809 в центре села. Среди них под номером 18 значится рядовой Плотников А. А., умерший от ран 12.12.1943. А в Книге Памяти Самарской области написано, что Плотников умер от ран в те же даты, но указано другое захоронение — в селе Головки Житомирской области, в братской могиле № 813.

Эти расхождения говорят о том, что пока еще в биографии родственника остались белые пятна. Нельзя точно утверждать, где захоронен рядовой Плотников. В обоих источниках речь идет об Украине, Житомирской области, близко расположенных селах. Съездить на места захоронений для прояснения информации в данный момент затруднительно. Другая страна, недружелюбный настрой по отношению к россиянам.

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ НАРОДА

Мы спросили Татьяну Вениаминовну, что она почувствовала, когда получила результаты поиска. Ответ был полон патриотизма: «Наконец-то мы нашли подтверждение, где мой дед воевал, где погиб. Гордимся своим героем. Наградные документы свидетельствуют, что Александр Андреевич сражался мужественно. Поиски принесли успокоение, определено место последнего пристанища простого солдата войны. Проследила также путь инженерно-саперного батальона в том месте и по указанным датам, куда, возможно, попал дед после ранения. Военнослужащие под непрерывным огнем противника соорудили мост через реку длиной 110 метров. Голыми руками, одними топорами — разве это не подвиг?! Самоотверженно воевали с врагом миллионы солдат разных национальностей. Защищали страну не за медали и почести. Они мир от фашизма спасли».

На поиски ушел год, но труды, признается Татьяна Вениаминовна, того стоили. Теперь ее семье известна боевая биография родного человека. Как наша собеседница отметила, поисковая работа захватывает, особенно когда находишь информацию, подтвержденную из разных источников.

Подрастает поколение, которое от самой кровопролитной войны человечества отделяет почти восемь десятков лет. «Молодежь должна помнить о том, какой ценой была завоевана Победа, чтобы такие ужасы не повторились. Чтить подвиг народа, понесшего в вой-ну колоссальные потери, но выстоявшего и победившего, — считает Татьяна Вениаминовна Коржавина. — Это нужно и моим внукам, чтобы знали свои корни — их прапрадед был героем. Это надо не мертвым, это нужно живым!».

В семье решили в праздничные дни навестить родственников в селе Красносамарское. Взможно, у кого-то сохранилась фотография деда. Вот была бы радость!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51