Алем сиздин эйге!
ТАК ПО-КАЗАХСКИ ЗВУЧИТ ФРАЗА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДРУЖЕЛЮБИЕ, УВАЖЕНИЕ, ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ, — «МИР ВАШЕМУ ДОМУ». НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ЧТУТ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ САНАТОВЫХ
Кинель — многонациональный город. В его истории, как в замысловатой мозаике, переплелись культура, вера и обычаи разных народностей. Семья Агили Санатовой казахская. Но волею судеб они уже давно покинули свою историческую родину. Она родом из Саратовской области. После замужества обрела вторую малую родину. И сейчас Агиля уверена: «Кинель — тот город, где и надо пускать корни: здесь чисто, уютно, безопасно».
Новый наряд для куклы
В доме Санатовых царит творческий переполох. Мама Агиля и дочь Диана вечерами погружены в шитье. Перед ними шелка, парча, бархат — такому разнообразию позавидует любое ателье. Правда, будущий наряд шьется на очень маленький размер. В детском саду «Сказка», воспитанницей которого является Диана, объявлен конкурс ко Дню народного единства. Одно из направлений — нарядить куклу в национальный костюм. Санатовым выпало создать одежду своей национальности — казахской.
«Мы решили сделать наряд невесты. Основа — белое пышное платье со множеством оборок. Его мы уже сшили, — рассказывает Агиля Анатольевна. — Поверх будет наша национальная жилетка. И обязательно головной убор с галунами. По казахским традициям весь наряд украшается шитьем».
История костюма
Свадебный наряд казахской девушки — один из самых красивых, какие можно встретить у разных народов. В него входит косетек — легкое длинное платье с оборками, сильно приталенное. Кажекей или камзол — верхняя одежда, шьется преимущественно из бархата яркого цвета. Его чаще всего украшают вышивкой. И самое яркое — саукеле.
Головной убор саукеле (в пе- реводе с казахского языка «сау» — прекрасный, красивый, «келе» — голова) — главный элемент костюма. В старину он был самой роскошной деталью. Его шили из дорогого бархата, вышивали бисером и бахромой, вшивали золотые монеты, драгоценные камни, жемчуг и все, что только могла позволить себе семья невесты. К тому же саукеле декорировался золотыми нитями и парчой. Обязательным дополнением саукеле была накидка — желек.
«Во время свадьбы у казахов проводится обряд — беташар. На нашей с Бериккали свадьбе тоже его делали, — знакомит с национальными традициями Агиля. — Буквально переводится — «открывание лица невесты». Это древний обычай. Раньше невесту вводили в дом жениха и усаживали за ширму. При этом лицо ее закрывала шаль. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту и проводили беташар. Весь этот обряд проходил под песню. Певец, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывал невесту поклониться каждому. В ответ на это близкие родственники мужа дарили подарки за погляд».
Сохранить свою идентичность
Агиля и Бериккали родились в России. Но связь с исторической родиной не теряют: часто ездят в Казахстан к друзьям и родственникам. И сами придерживаются казахских обычаев и традиций: ведь именно они являются настоящим сокровищем нации, свидетельствуют о национальной уникальности. В казахской культуре особый акцент делается на детских обрядах: они еще у предков были призваны охранять ребенка от злых духов и болезней. Каждый ритуал имеет свой смысл и должен выполняться в определенное время.
В ознаменование рождения младенца устраивался праздник Шилдехана. После 40 дней проводили еще один обряд — Кыркынан шыгару. Затем давали ребенку имя, далее шел процесс укладывания в колыбель — Бесик той и т. д. До взросления малыша, в честь него проводят свыше двадцати мероприятий.
«Все эти обряды мы проводили с нашими детьми, — продолжает Агиля. — Первый у нас Амиржан. По нашим обычаям, когда в семье рождался первый ребенок, его отдавали родителям мужа. Сейчас этого не придерживаются, но по-прежнему старшие родители дают имя первому внуку. Сына Амиржаном назвали бабушка с дедушкой. А Диане разрешили нам дать имя. В год мы ей проводили праздник Тусау кесу или разрезание пут — день, когда ребенок делает первые шаги».
Обычно он совпадает с первым годом жизни. Для проведения обряда берется белое полотно, оно символизирует светлую дорогу, и пестрая веревка, которая плетется из шерстяных нитей, длиной 50-60 см. С помощью нее обвязывают малышу ножки восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей ребенок идет по дорожке. Поддерживать его поручают заранее избранному человеку с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейшая жизнь малыша будет не менее успешной, чем у этого уважаемого человека.
После проводится ритуал выбора своего пути в жизни. Перед ребенком раскладываются разные предметы. К примеру, конфеты — для сладкой жизни, деньги — к процветанию, хлеб — к достатку, книгу — к знаниям. Это своеобразный тест для именинника: считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету. «Диана потянулась к конфетам — она у нас сластена, — улыбается мама агиля. — После проведения обряда дорожку мы подарили сестре, которая недавно вышла замуж, с пожеланиями добра и процветания, а также, чтобы в ее семье было много детей».
Молодая семья Санатовых придерживается национальных традиций. Каждую пятницу хозяйка в доме печет баурсак для поминовения предков. Этот день у них начинается с молитвы. А любимое кушанье, несмотря на все изыски современной кухни, и у взрослых, и у детей остается казахское блюдо — бишбармак.
Возможно, из таких небольших, но важных эпизодов и складывается понимание того, кто мы и в чем наша духовная и нравственная крепость. День народного единства отмечается уже пятнадцать лет. Для большинства это просто выходной, зато у многих появилось свое понимание того, что на самом деле может нас объединить.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.