Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

17.02.2020 08:58 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 14.02.2020 г.

Перед экзаменами

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

12 ФЕВРАЛЯ УЧАЩИЕСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ШКОЛ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СДАВАЛИ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Это обязательная процедура для выпускников среднего звена школы перед предстоящей для них по окончании учебного года аттестацией. Собеседование в девятых классах по ведущему предмету школьной программы — допуск к сдаче Основного государственного экзамена.

У некоторых устный экзамен по русскому языку ассоциируется с заучиванием правил орфографии и пунктуации, с ответами по билетам. Да, когда-то именно так оно и было. Но теперь все иначе: главное — показать высокий уровень владения устной речью. Как это испытание проходили учащиеся девятых классов, корреспонденты газеты посмотрели в школе № 2 с углубленным изучением отдельных предметов поселка Усть-Кинельский.

ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

В школе — тихо. В отличие от обычных дней учеников почти нет. И это понятно: в образовательном учреждении, как и во всех школах, введены ограничительные мероприятия в связи с сезонной заболеваемостью ОРВИ. И можно сказать — вся школа в распоряжении девятиклассников. В десяти аудиториях для 122 выпускников учреждения проходит итоговое собеседование по русскому языку.

«Процесс сдачи собеседования организован четко. При подготовке к проведению процедуры был составлен график прохождения испытаний, — рассказала Татьяна Николаевна Толпекина, заместитель директора по учебной работе. — С девяти утра приступили. Каждый учащийся приходит к своему времени, по одному входят в кабинет. И так — по цепочке. Все по плану. На каждом этаже — дежурные. Наблюдатели отметили, что у нас все хорошо организовано». 

ПОДГОТОВКА

Итоговое собеседование проходит уже третий год подряд. Сначала было в форме апробации. А с прошлого года введено в штатном режиме. Учителя школы утверждают, что не стоит недооценивать сложность нового испытания, лучше всего начинать готовиться к нему заранее.

«Мы уже с пятого класса начинаем готовить ребят к собеседованию, причем на всех предметах. Дети должны уметь читать выразительно, пересказывать, находить главную мысль. Также выделяются специальные часы для подготовки, на которых, используя различные методики, учимся описывать фотографии, различать типы речи, создавать тексты повествования, описания и рассуждения. Изучаем законы создания этих текстов, — рассказала учитель русского языка и литературы Лилия Вениаминовна Власова. — Все эти навыки ребятам понадобятся еще на итоговой аттестации, где им предстоит написать сочинение-рассуждение.

На ЕГЭ в одиннадцатом классе их снова ждет сочинение-рассуждение. Да и в учебных заведениях, где они станут учиться дальше, везде нужно уметь доказывать свою точку зрения, делать заключения, выводы».

В школе отслеживается подготовка к собеседованию и на методических объединениях. Второй год подряд за месяц до дня испытания проводится пробное собеседование. «В этом году пробное испытание прошло 18 января. Мы сразу девятиклассникам дали установку, что все будет проходить очень строго. Анализировали каждый ответ. С учителями русского языка и литературы провели обсуждение на методобъединии, что у ребят получается хорошо, а что еще надо подтянуть. Спланировали дальнейшую работу. И все силы направили на то, чтобы собеседование у ребят не вызвало стрессовой ситуации, чтобы они шли уверенно на это испытание, — говорит Татьяна Николаевна Толпекина. — На ответы по заданиям ученику отводится 15 минут. Для детей с ОВЗ время проведения собеседования увеличено до 30 минут. В прошлые годы девятиклассники нашей школы справились с собеседованием без особых проблем».

ИСПЫТАНИЕ

Само собеседование проходит по схеме. Ученик с паспортом и ручкой входит в кабинет. Там его встречают технический специалист и учитель-собеседник, который разъясняет задания, выслушивает ответы и задает вопросы. На столе — необходимое оборудование для аудиозаписи собеседования.

К каждому заданию свои требования. Первое — прочитать текст выразительно. Второе — его пересказать, при этом раскрыть все микротемы. Третье задание — составить монологическое высказывание по одной из предложенных тем. Можно описать фотографию, рассказать о событии из жизни или порассуждать. В любом случае, необходимо составить не менее 10 предложений, в которых требуется продемонстрировать богатство речи, не делать грубых речевых ошибок и помнить про грамматику. Время на подготовку к каждому заданию — одна-две минуты. Никите Попову из 9 «д» класса хватило времени, чтобы показать свой уровень владения русским языком. «Конечно, сдавать экзамены — всегда волнительно. А это еще собеседование, и нужно быстро реагировать. Но нас учителя хорошо готовили. Я и самостоятельно готовился: выполнял демонстрационные варианты, читал дополнительную литературу, — рассказывает юноша. — Самая легкая — вторая часть испытания — составление монолога и диалога. Мы каждый день ведем диалог со своими родными, друзьями, отвечаем на уроках — все это знакомо. Более сложное задание, на мой взгляд, — пересказ текста. Такой экзамен нужен, потому что он проверяет уровень нашей речевой культуры. И если есть недочеты, дает толчок — исправить их. На мой взгляд, люди, которые не умеют вести диалог, плохо выражают свою мысль, не могут заинтересовать своих собеседников и даже отталкивают этим от себя».

ПРОВЕРКА

Следующий этап испытания — проверка. В отдельном кабинете учитель-эксперт прослушивает аудиозаписи и разбирает их буквально на детали. Оценки за собеседование не ставятся. Действует система «зачет-незачет». Чтобы сдать экзамен, необходимо набрать не менее 10 баллов из 20-ти возможных. При этом почти 8 баллов дается за соблюдение норм современного литературного русского языка. Елена Александровна Сергеева, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук, не первый раз выступает в роли эксперта и знает все требования.

«Есть критерии оценки. В первом задании проверяется умение выразительно читать, соблюдать языковые и орфоэпические нормы. Часто ошибки допускаются при произношении, искажаются фамилии. В тексте в некоторых словах ударения уже поставлены. Во втором задании нужно делать подробный пересказ. Плюс включить цитату уместно, логично и грамотно, — объясняет педагог. — Это достаточно сложная задача. В 3 и 4 заданиях дается монологическое высказывание на какую-то тему и диалог. Из них самое легкое — составление диалога, когда ребенок отвечает на вопросы по предыдущему заданию. Важно, чтобы ученик не отвечал односложно, а дискутировал. С этим заданием ребята обычно справляются хорошо».

В случае успешного прохождения собеседования учащийся допускается к сдаче Основного государственного экзамена. Ну а если попытка была неудачной или девятиклассник пропустил устный русский по уважительной причине, дадут возможность пересдать. Это можно сделать 11 марта или 4 мая.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

95