Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

27.02.2020 14:53 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 22.02.2020 г.

«Армия нас воспитала»

Автор: Нина БУХВАЛОВА

ВОЕННАЯ ВЫУЧКА ПОЗВОЛЯЕТ УВЕРЕННО СПРАВЛЯТЬСЯ С ЛЮБОЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ

Поселок Усть-Кинельский называют студгородком — здесь учатся и живут студенты и преподаватели. Но также высока концентрация проживающих здесь кадровых офицеров, бывших сотрудников военной кафедры самарской сельскохозяйственной академии.

Накануне Дня защитника Отечества мы встретились с Игорем Николаевичем Мамаем — начальником управления по воспитательной и социальной работе Самарского государственного аграрного университета. Сегодняшняя должность подполковника запаса говорит сама за себя, и наш разговор сложился именно в этом ореоле, с упором на важности воспитания в школе, вузе, армии.

ПРИЗНАННЫЙ АВТОРИТЕТ ВОЕНРУКА

В школе украинского города Черкассы класс, в котором учился игорь Мамай, был особенный — отличался своей военнопатриотической направленностью. Школьники занимали первые места в области в военных играх «Зарница» и «Орленок». Авторитет военрука Левандовского, офицера запаса советской армии, среди мальчишек был настолько высок, что определил их будущие профессии. Семь одноклассников поступили в различные военные училища, среди них — моряк, морской врач, химик, пехотинец, инженер военной авиации, летчик гражданской авиации.

Как и товарищи, игорь решил стать офицером, только колебался, какую именно военную профессию выбрать. В 1984 году девятиклассники заняли второе место в республиканском соревновании — в военно-патриотической игре «Орленок». Встреча там с курсантом одесского артиллерийского училища предрешила дальнейшую судьбу: тот настоятельно советовал поступать к ним. Цель была поставлена, старшеклассник стал усиленно готовиться к поступлению в училище. Двадцать дней подготовки и сдачи экзаменов были головокружительными по быстроте развивающихся событий. Когда сдавал документы, уже был конкурс три человека на место. Но тут прибыли 100 выпускников суворовских училищ — их зачислили на курс на льготных условиях, тем самым подняв конкуренцию среди «школьников» до семи человек. Затем зачислили еще 50 солдат, поступивших в училище после срочной службы, и конкурс среди оставшихся возрос до 10 человек на место.

НАЧИСТИТЬ САПОГИ КРАСНОМУ КОМАНДИРУ

Курсанты сразу окунулись в армейский быт, жили в казарме, все выполняли по команде. Игорь Мамай успешно сдал вступительные экзамены, показал отличную физическую подготовку. 1 сентября 1985 года, уже в статусе курсанта, приступил к занятиям в одесском высшем артиллерийском командном ордена Ленина училище имени М. В. Фрунзе. Памятник военначальнику Красной армии установлен у главного учебного корпуса. и ежегодно каким-то непостижимым образом кто-то из новоиспеченных выпускников-лейтенантов умудрялся ночью начищать его сапоги гуталином. Такая «преемственность» существовала всегда, как бы литая фигура не охранялась.

Начались учебные будни. Мальчишеская романтика улетучилась тут же. Учиться было нелегко. Система обучения, особенно на первом-втором курсах, предполагала усиленное освоение гражданских и военных дисциплин, сдавали по 14 зачетов и экзаменов в одну сессию. Кроме того, учеба осложнялась армейскими буднями — караулы, наряды, строевая подготовка. Дисциплина в училище — строжайшая, за серьезные провинности грозило отчисление.

ВЫДЕРЖАТЬ ВСЕ ТЯГОТЫ

Взвод (в военном училище это учебная группа), в котором начал свою подготовку Игорь Мамай, насчитывал 28 ребят, до выпуска дошли 16 лейтенантов. Особенно трудно было в начале, но игорь старался доказать, что он не слабак, что выдержит все эти тяготы. Учеба ему давалась легко, курсант увлекся электроникой и в 1987 году занял первое место в училище по программированию. В июле 1989 года лейтенант Мамай окончил училище с красным дипломом. подполковник запаса вспоминает: «Училище было хорошей школой воспитания, мужества. Нас учили и готовили ко всему. Дважды в год выезды на полигон с боевой стрельбой. Ночью роем окопы, днем стреляем из орудий. после третьего курса наш, лучший, взвод отправили на стажировку в Венгерскую народную республику, где мы в одной из советских воинских частей полтора месяца проходили практику на должностях командиров взводов».

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ ВЫПУСКА

В строю более 300 лейтенантов, каждый дает клятву офицера советской армии. при всей торжественности момента выпускники твердо придерживались сложившихся традиций. Под согнутое колено обязательно подкладывали металлический рубль, который при вставании со звоном падал на плац. Далее выпускники проходили торжественным маршем, и все 16 взводов перед трибуной с руководством подбрасывали мелочь — звонко звенел денежный дождь. И третья традиция — новоявленный офицер обязательно должен первому курсанту, отдавшему ему воинское приветствие, вручить рубль. Чтобы служба заладилась. При распределении костяк из 200 выпускников направили в группу советских войск в Германию. Мамай был направлен в отдельный противотанковый дивизион мотострелковой дивизии на должность командира взвода. О чем в дальнейшем и не пожалел — коллектив был дружный, исполнительный, на учениях взвод стрелял лучше всех. Его подчиненные чаще других солдат ездили в отпуск на Родину. Однако в 90-е в стране начались серьезные политические изменения. В Союзе — полный распад, армию бросили на произвол судьбы.

В ГЛУБКОМ КРИЗИСЕ

В 1993 году из Германии их воинскую часть вывезли в глухое местечко, затерянное в лесах пермской области. Военную технику просто выкинули в грязь, и она вязла в глинистой почве. Военнослужащим не предоставили жилье, какое-либо обеспечение. Офицерский состав кадрировали до нормативов мирного времени, то есть заметно сократили. оставшиеся командиры старались сохранить боевое снаряжение, которое ловкие на руку пытались разворовывать. Армию поразил жестокий кризис. Многие военнослужащие уволились и ушли на гражданку, другие срывались в отпуск и уже не возвращались в часть: СССР не стало, кому служить? Преданные присяге офицеры восстанавливали брошенную боевую технику, привлекали к работам местное население на бартерных условиях. При этом сами выживали как могли. С мая по август 1996 года не получили ни единой выплаты от государства, семьи остались без средств к существованию. За хлебом стояли в очереди на военной хлебопекарне. Мамай по вечерам подрабатывал у местного бизнесмена, брался за любую работу. Но даже в полном хаосе воинская часть все-таки функционировала. Начальник артиллерии дивизии полковник Н. А. Глазунов (он позднее возглавил военную кафедру в Самарской сельхозакадемии) умудрялся без финансирования организовывать выезды на учения в Тоцкое.

ЧЕЧЕНСКАЯ ВОЙНА

При расформировании группы советских войск в Германии по договору немецкая сторона должна была создать аналогичную базу в России. На окраине деревни Марково пермской области построили военный городок Марковский. Здесь было все — детский сад, бассейн, хлебопекарный комбинат, Дом офицеров. Казалось, вот скоро все наладится. Но...

Разразилась чеченская война, с нее в их военную точку не вернулось 7 офицеров и прапорщиков. Товарищи в 1997 году решили погибшим друзьям поставить памятник на своей базе. Собрали деньги, воплотили в жизнь архитектурную задумку, осталось только поставить обелиск на постамент. В то время командование решило тонувшую в грязи военную технику все-таки поставить на железобетонные плиты, и их в часть завозили тысячами. Друзья направили майора Мамая к командиру части выпросить одну для обелиска, но тот в категоричной форме отказал. Негласно организаторы все-таки нашли способ ее достать, торжественно открыли памятник. В 1996 году И. Н. Мамая направили в Михайловскую артиллерийскую академию (г. Санкт-Петербург) на курсы повышения квалификации по специальности «Командиры и начальники штабов артиллерийских дивизионов». По прибытии оттуда на окружном конкурсе командиров батарей капитан Мамай показал высокое мастерство, занял первое место. После трех месяцев подготовки на Всероссийском этапе конкурса, где участвовали командиры батарей всех видов сухопутных войск РФ, занял призовое место.

ВУЗОВСКАЯ РАБОТА

Бывший начальник артиллерии дивизии полковник Н. А. Глазунов пригласил офицера на военную кафедру Самарской сельхозакадемии. В 2008 году военная кафедра произвела последний выпуск офицеров и была закрыта. Готовясь к увольнению в запас, подполковник Мамай стал преподавать на кафедре «Менеджмент и маркетинг». Его предупредили: вам досталась неуправляемая группа. Придя на занятие, был удивлен, из уст одного из студентов пятого курса прозвучала команда: «Встать, смирно!». Оказалось, что парни-пятикурсники учились у него на военной кафедре. Сработал рефлекс. Так что с дисциплиной в группе был полный порядок.

Вместе с А. М. петровым, в то время проректором по учебной работе, начали выстраивать в вузе систему воспитательной работы. Кризис затронул и высшую школу. Им удалось создать новую организационную структуру, с утвержденным бюджетом, планом спортивной, культурной и другой студенческой работы. Создали общественные организации — профсоюз студентов, студсовет и совет старост. С тех пор ежегодно проводятся конкурсы художественной самодеятельности первокурсников, в студвесне задействованы все факультеты, вуз участвует в различных мероприятиях всероссийского уровня. Всей этой обширной внеучебной работой руководит начальник управления.

Игорь Николаевич говорит: «Армия дала нам навыки и умение организовать любой процесс в зависимости от поставленной задачи. Я доволен своей судьбой. Считаю, что воспитательный принцип в учебном процессе очень важен, а как его применять — меня армия научила».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

44